Китей Крымский

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Кит, Кидеака.
     Китей сейчас идентифицируют с городищем у села Заветное.
     Название своё город позаимствовал от древних киммерийцев, которые нашли на берегу Керченского залива отдых после своего длительного, в несколько сот лет, путешествия. У них слово китей означало место на пути, где можно остановиться. В лексиконе древних славян тоже было такое понятие, закуток для кутейки.
     Было это слово и у Древних Русов. Можно вспомнить Юрия Всеволодович Владимирского, который в конце 12 века, возвращаясь в Новгород, остановился отдохнуть, покататься по травке, покутейничать со своей дружиной возле озера Светлояр.
     Вставши поутру и пленённый красотой берега на фоне восходящего солнца, Князь Юрий повелел построить на берегу озера град Китеж, чтобы путники даже от взгляда на него отдыхали душой, укутывая своё тело добром и нежностью.
     Крепость Китея ставлена была в 5-м веке. Именно с этого времени можно начинать отсчёт Китея как города. И перестал он функционировать как город в конце 6-го века, с приходом гуннов, хазар, сасперов и Руси словенской.
     Крепость городская стоит на высоком обрыве Керченского залива. Рядом находится древнегреческий портовый город Акра. Китейская крепость возвышалась над прибрежной частью Керченского пролива, где вода отличалась спокойствием. Контроль над проливом понимали и греки, поскольку через пролив туда и сюда сновали суда и судёнышки провозящие зерно, людей, оружие.
     Город часто упоминают древние историки, как-то Псевдо-Скилак, Птолемей, Стефан Византийский.
     Здесь был Храм с кариатидами, который горожане построили в 234-м году по Рождеству Христову.
     Суда по замерам городища, город занимал территорию в 4,5 гектар.
     Одно время, почти сто лет, считалось, что это городище принадлежит городу Акара, пока его останки не обнаружили в начале 20-го века неподалёку. Названии города выбито на мраморных часах и Храмовый каменный стол с названием Китей.
     В 5-м веке по Рождеству Христову сюда приходят византийцы, что видно по большому количеству глиняных осколков в верхних культурных слоях.
     В городе были все необходимые элементы, чтобы его можно было называть городом. Крепостная стена с башнями, городские ворота на три лошади в ряд, Храм см зольником для жертвоприношений, улицы с жилыми и общественными зданиями. Кроме греческого храма тут есть и послеантичные святилища, терракотовые статуэтки божеств войны и плодородия, монеты.
     Почти треть территории города сейчас ушла в пучину морскую море и-за активной абразии береговой линии.
     Среди жителей Китея позднего времени 3-го и 4-го веков можно было встретить людей со смешанными именами, но попадались также либо с греческими, либо с киммеро-скифскими. 
     Крепость имела значительное значение для существования Китея. Город неоднократно подвергался осаде, частичному разрушению со стороны племён Кавказского побережья понтийского моря.
     Китей выдерживал осады Митридата Евпатора, римских легионов, давление византийских толстосумов. Китейские властители всегда находили не только военные, но дипломатические способы, чтобы отвести угрозы от своего населения, договариваясь и со Спартакоидами, и с Боспорцами, и с Римлянами, и с Визанией. В конце 4-го века они впустили в свою Цитадель византийский гарнизон, который защищал порт под обрывом, а заодно и греческую колонию Китей.
     В 6-му веку город постепенно угасает, поскольку у него не оказалось покупателей, покровителей, которые захотели воспользоваться географическими плюсами Китей. А других у него не оказалось. По всей видимости, Китей просто передал свои полномочия другим крепостям Керченского залива, которых тут к 6-му веку расплодилось несколько десятков.
++++++++++++++++++++


Рецензии