воспоминание
Директриса удрученно развела руками.
- Ну я не знаю, что делать. Скоро сентябрь, а 4-Е до сих пор без классного руководителя.
- А если Анечке предложить, она молодая, по-моему, у нее преддипломная практика. Вот пусть и попрактикуется на них. –Предложила Раиса Петровна.
-Анна Алексеевна, -директриса повернулась к школьной пионервожатой, -действительно, принимайте 4-Е . заодно и опыта наберетесь, а мы Вам такую характеристику напишем, хоть в директора сразу.
-Ну, слава Богу, - вставая со стула вздохнула математичка, - а то три часа здесь сидим, а у меня, кстати, ягода уже сок пустила, еще варенье варить надо, а это время.
-Девочки, до свидания, я побежала. –Первой ушла учительница украинского языка, та самая, которой до пенсии пять лет осталось. «Девочки» торопливо покинули учительскую, словно боялись, что Анна Алексеевна откажется.
* * *
Встреча с учителями прошла на « ура» . И Анна Алексеевна, и 4-Е радовались, что этот учебный год проведут вместе, ведь они давно симпатизировали друг другу. Анечка считала свой класс самым лучшим, но достаточно сложным. Они могли перессориться между собой, но попробуйте обидеть кого-нибудь из них, на защиту встанет весь класс и еще-среди них не было доносчиков, а это не очень нравилось учителям. Это был самый дружный класс, по-этому 4-Е учителя не любили и побаивались. Но с Анечкой все пошло по другому. Кипучую энергию она смогла направить в правильное русло, а отсутствие доносов только приветствовала. Опыт пионервожатой подсказывал, что ее подопечные могут сделать много добрых хороших дел и она ими еще будет гордиться.
Первая четверть прошла более-менее спокойно. По сбору макулатуры 4-Е был первым, ведь они не могли подвести свою Анечку. И на смотре строевой песни они были в первых рядах. Даже Гришка Волобуев был не последним. А Анечка старалась организовать веселый досуг своим детишкам: то КВН организовала между четвертыми классами и сама режиссировала, благодаря этому 4-Е всегда был лучший. Те, кто никогда не пел- запели, кто никогда не декламировал- стали прекрасными чтецами. На Новый год именно они давали концерт перед всей школой, а на 9 мая с успехом выступали не только перед школьниками, но и перед ветеранами Великой Отечественной войны. Именно тогда Светлана впервые с успехом читала военные стихи, больше всего ей нравилось стихотворение Симонова «Родина».
Как в каждом нормальном классе были свои отличники и двоечники. Вернее те, кто не понимал, зачем ему учить математику и физику, если мир так многообразен и учиться лучше тому, что пригодиться в жизни, а оценки учителей их не волновали.
Были свои красавчики. Половина мальчишек были влюблены в Ленку Лебедеву, да и не мудрено- тонкие черты лица, почти отличница, да еще и в музыкальной школе учится. А среди мальчишек пользовались авторитетом братья Камнадские Игорь и Славик. До четвертого класса близнецов невозможно было разныеличить, а после лета они очень изменились и стали совершенно разные. Им симпатизировали если не все, то большинство девчонок класса. Всего 43 человека учились в 4-Е классе, обо всех и не рассказать, но каждый был яркой звездочкой. –Сейчас к доске пойдет такой супчик, как…- математичка изучала журнал, ведя пальцем по фамилиям,-как… Мирошниченко.
Класс хи-хикнул. Юра был такой себе добрячек, никогда не обижался.
-Он нам изобразит , что он наваял дома.- И он добросовестно «изобразил» на доске домашнее задание на пятерку. Математичку они уважали. Уроки проходили с шутками, смехом, но при этом не забывали о предмете. Однажды она объявила: «сегодня учебник не доставайте, я вам дам задачи из программы первого курса Гарвардского университета». Как же они гордились , что они – ученики 4 класса обычной советской школы решили эти задачи. Казалось, даже выросли над собой.
* * *
Светлана с Леной Лебедевой были лучшими подругами. Их дружба распространялась за пределы школы, тем более жили они рядом и часто гуляли после занятий. Света не отличалась красотой, но и дурнушкой ее не назовешь. Дружба с Леной давала ей особое положение. По воле Анны Алексеевны первую четверть она сидела за одной партой со Славиком Камнадским, а вторую четверть с Игорем. Оба брата были влюблены в Лену, а подойти стеснялись. Ну как же можно упустить случай, если рядом лучшая подруга! И мальчишки в тайне друг от друга, с оговоркой «никому не говори» через Свету передавали своей симпатии шоколадные конфеты. Правда, передавали Лене две конфетки, зато Свете перепадало три –четыре за услугу. Светлана поняла, что быть другом гораздо лучше, чем быть чьей-то симпатией. Ей рассказывали свои секреты, советовались, а она училась хранить тайны и понимать мальчишек.
Уж не знаю из-за чего на одной из перемен подрались Игорь Камнадский с Гришкой Волобуевым. Игорь был крепче Гриши и Светлана не выдержала, стала между ними да еще и перед всем классом возмутилась, что Игорь должен искать равного, а не нападать на тех, кто слабее. Авторитет ее вырос еще больше. Мальчишки конечно же помирились, а Гришка стал проявлять знаки внимания и даже учиться стал лучше. Четвертую четверть Гришка сидел за одной партой со Светой на самой первой парте. Она давала ему списывать, а он не давал ей скучать на уроках.
-Давай поиграем в «морской бой»,-приставал Гришка.
-Отстань.- Отмахивалась Светлана.
- Ну, давай.-Не отставал Гришка и они играли.
Как-то в одном из откровений Гришка рассказал как он с мальчишками ездили в лес возле Безлюдовки . Сколько там мин, снарядов и оружия , какие там ловушки после войны остались, а диких тюльпанов- целые поляны. И разговор о цветах закончился обещанием привезти их. Дня через два Гришка появился на третий урок. Не обращая внимания на учителя (русскую литературу вел бывший фронтовик, очень интеллигентный пожилой человек. Он называл всех на Вы, из-за этого Ира Торбова выдала ставшую крылатой фразу: «ты не ВЫдра, ты ТЫдра» ) стал выкладывать на парту пролиски. Цветов было так много,что у Светланы перехватило дыхание, она еле сдержала слезы от избытка чувств. Лена ,привыкшая к всеобщему вниманию, что-то съязвила. Светлана собрала небольшой букетик и попросила Гришу отнести завистнице.Он добросовестно выполнил просьбу со словами «на, подавись».
-Молодец, Гришка, так ее! – неожиданно для всех выкрикнул Игорь Камнадский.
После этого подруги долго не разговаривали. « Как это так, ей подарили столько цветов, пусть и Гришка… Да кто она такая? А Игорь тоже хорош. Все! Я больше с ним не общаюсь.» И они какое-то время не разговаривали. Но не долго. Урок украинской литературы подходил к концу, вот-вот зазвенит звонок. Мальчишки начали шуметь и баловаться. Учительница, чтобы пристыдить напомнила им про героев Великой Отечественной войны: Александра Матросова, Ульяну Громову, Олега Кошевого, Зою Космодемьянскую со словами- «Вот они были настоящие герои, они бы так себя не вели. А вы…»
-Но сейчас же не война. Была бы война и мы были бы героями,- парировал кто-то из ребят. Спасительный звонок прервал дискуссию. Надо было переходить в другой кабинет. Светлана собирала учебник и тетради в портфель. В голове как будто кто-то сказал. Да, да , именно кто-то, это не было ее мыслью, - «Война будет, но вы будете в таком возрасте, что воевать не пойдете и дети ваши не будут. И война будет странная- она вроде есть и ее как-бы нету. На душе тревожно, но никто рядом не стреляет. А те, кого будут называть «героями»-героями вовсе не будут. Люди это поймут позже.»
Последняя фраза озадачила Светлану. – «Как это «герои» героями не будут? Ерунда какая-то.» и тут же в голове прозвучал ответ: « Они не будут как Матросов, Космодемьянская-такими же бескорыстными ,любящими Родину. Они другие, обманутые, что ли и обман для людей»
Шел 1975 год . Гонка вооружения и т. Д. Читая газету, родители обсуждали статью об этом и о холодной войне между СССР и Америкой. Светлана не выдержала, подошла к маме и тихонечко сказала: « Война будет, но не скоро. Мы уже будем старые и у нас будут взрослые дети, и война будет странная-вроде она есть и ее нету…» Мама внимательно посмотрела на дочь.
- С чего ты это взяла?
- Я знаю.
Ничего кроме атомной войны в голову не приходило. Да еще эта фраза про героев…
Спустя много лет все стало ясно и о войне, и о «героях»… Но это уже совсем другая история, как говорил Леонид Каневский.
-
Свидетельство о публикации №220050401875