Религия и искусство-литература

Искусство и литература, т.е. художественная светская ненаука, имеет ряд принципиальных отличий от религии.
Оно (искусство-литература или художественный дискурс) не является догмой, а религия  сознательно  себя трактует как именно догму. То есть, религия ценна традицией, древностью, сохранением духа и буквы. В искусстве тоже есть традиция, каноны, но всё же оно принципиально вариативно, отдельный шедевр кем-то обожаем, а кто-то вообще даже видеть не желает. И в искусстве - это нормально. Как бы не превозносилась классика, но всегда возникает джаз, рок-н-ролл, импрессионизм и нечто совершенно новое, и именно оно производит катарсис.  Причём не на всегда. В искусстве нет принципиального догмата. Даже те кто ценит именно определенный жанр, стиль, автора, ж действенность избранного объекта не абсолютна, наряду с уважаемым шедевром любитель искусства ищет чего-то ещё , неизвестного, нового. 
Стратегия-функция искусства-литературы возбудить, спровоцировать субъектность, активность личностного начала индивида. Поэтому важен не сам тот или иной текст, а впечатления от него. Классик может не сработать, а легкий незатейливый текст вдруг удивит, восхитит читателя-зрителя-слушателя.  И это удивления не обязательно повторяется вновь с той же силой.
Светское при всём его противоположности религиозному вовсе не "обязано" отвергать религиозные идеи. Светское вполне может принимать идеи Бога, Души, перевоплощения, просветления, любви к ближнему, воздаяния, судьбы) .   Болле того именно светская художественность порождает "веру", тогда как религия её лишь одобряет, прославляет, рекомендует.
То есть, искомый синтез вовсе не синтез Аллаха, Будды, Кришны, Христа, Юпитера, Виракочи  и Нум-Торума. Искомый синтез  не только видит в богах одного  единого Бога, тоже самое обнаруживается в светских принципах сверхзадачи, доминанты, веры в светлое будущее, в вдохновение, удачу, эврику, просветление, "себя", любовь  etc. Везде одна и та же "вера". Она по разному называется, и с разной стороны подходит.
Причем, как мы уже показали, светская художественная культура и есть истинная вечная всеобщая и мировая религия. Религии нам известные - это архив. Они нужны и как архив-сокровище, и как работающее средство для довольно большого числа людей.
То есть, вершина - это светская художественная культура во главе с "изящной словесностью" (литературой).   Просвещение-гуманизм, и развивающий его марксизм, либерализм (etc etc) на "вершину" воздвигают науку, философию, технический прогресс или юридические нормы. Но это ошибка.
 На вершине  поэзия, живопись, театр, кино, музыка.
Так происходило в прошлом. Так происходит в настоящем и произойдёт в будущем.
Революционеры-теоретики    присваивали  лавры побед философскому учению, идеологии, но строить и жить помогала песня, учил нас роман, какая-нибудь "Палата № 6" стишки, аккорды Бетховена, пьесы и проза Максима Горького. Революционеры-политики считали худлит своим пропагандистским подспорьем. Но это был ошибочный взгляд.
Даже Маркс, написав свой знаменитый "Капитал", сообщил Энгельсу, что получилось что-то вроде романа-саги. Ленин подписывался в анкетах "литератор", а Сталин в юности писал стихи,  которые публиковались в литературных  сборниках.   
Даже и остов, несущие конструкции мировой религии, мировой веры, это классики мировой литературы и искусства.
Поэтому Пушкин наше всё. Но не только Пушкин, но и Марк Твен, Михаил Булгаков, Ярослав Гашек, Фолкнер, Борхес-Марксе-Картасар.  Так что именно храм искусства, где Серов, Утамара, Ван-гог, Матисс, Петров-Водкин, Шишкин, Климт, Саврасов, Суриков, Малевич, Дейнека, Самохвалов, Уорхол, Кустодиев, Ци-Байши - они и есть  древлий храм духа. Конечно, Рублев, Дионисий также прекрасны, но светский взгляд на них делает их ещё более прекрасными и сильными. А без светско-художественного видения и опыта философское, научное, политическое, техническое, государственно-правовое, образовательное, спортивное и даже просто язык и желание жить, творить, бороться , - всё чахнет.
То есть, кризис Советской системы связан с ошибочностью его идеологической системы. Ошибка была не в слабых философских положениях (хотя их вагон и маленькая тележка в идеологии СССР) , а в том, что идеология была поставлена к рулю общественного устройства, воспитания. Ту же ошибку мы видим и западных "идеологиях", там также философский рационализм совершает свою разрушительную работу.
На западе даже самое искусство захвачено технократизмом и экономизмом.
Но всё же искусство и литература продолжают быть. И оно продолжает работать. И классика, и джаз, и импрессионизм, и кино - всё это продолжает влиять на человека. И задача состоит, чтобы сознательно разместить художественный дискурс на его месте кормчего.  Не только искусство, но и сама "идея", что искусство-поэзия есть высший дискурс   поможет многие вещи решить правильно, многое поправить и исправить.  И двигаться к светлому будущему быстрей, смелей, успешней, веселей, ярче и смекалистей.


Рецензии