Характер и натура

   Потом прошёл ещё год.
   Мурат окончил десятый класс. Желая избавиться от ученика-оболтуса, на второй год Ночкина не оставили. Отметки были выставлены практически условно, впрочем, как и принятые невесть как промямленные ответы на экзаменах. Как только ученик покинул школу, весь педсостав вздохнул полной грудью!
   Поступать Ночкин никуда не собирался, делая вид, что куда-то собирается. Для отвода глаз он даже проходил медкомиссию. Бабке он брехал, то про ФЗО, то про завод, то про фабрики. На самом деле он сидел дома и просто нагло валял дурака! Уже почти прошло лето, а он продолжал вешать старикам на уши лапшу.
   Просматривая табель внука в очередной раз, бабка сокрушённо охала и вздыхала, ломая голову:
- И куда он надумал по осени поступать? Кто его возьмёт с такими отметками? Пропадёт дитё.
- Не пропадёт, не скули, - отозвался дед и успокоил: - Никуда не пойдёт, значит, на трактор сядет.
- Да, держи карман шире, сядет он тебе на твой трактор, как же! Он такого тебе наездит, что тебя вместе с ним с работы попрут! - в сердцах произнесла бабка.
- Не пойдёт работать в поле, значит, в конюшни пойдёт навоз убирать, - спокойно отозвался дед.
- Да его там лошадь какая-нибудь прибьёт! - испугалась бабка.
- Смотри, чтобы тебя дома соседи из-за него не прибили, - недобро усмехнулся дед и жёстко добавил: - Дурака валять не дам! В колхозе помантулит, а там в Армию пусть чешет! Может, хоть там уму-разуму научат! Уж там-то сильно не покайфует!
   Бабка положила табель внука в ящик комода и ушла в полном расстройстве на двор.
   Вчера внук пришёл поздно домой, прошмыгнул в свою комнату и затих, будто пропал. А сегодня с раннего утра его до сих пор не было дома. Переживая, бабка вышла за калитку, вглядываясь из-под ладони на широкую дорогу деревни.
   Домой Мурат явился только поздно вечером. Не говоря ни слова, влез на печку и снова затих.
  На следующий день по селу пронёсся слух, что сгорело два стога соломы у Рузиных и сарай у Дробачовых.
   Мурат сел завтракать, напугав бабку своим видом: под опухшим глазом выразительно сиял фиолетовый синяк! Локти рук и колени были ободраны! Дед пристально посмотрел на внука и тихо наехал:
- Поджоги твоих рук дело?
- А я тут при чём?! - испуганно подскочил со стула Мурат и брехнул, не моргнув глазом: - На сеновале у Рузиных всегда дети маленькие играли. А в сарае Васька прятался и курил. Вот пусть мамаша Ваську и спрашивает, отчего у них сарай сгорел!
- Смотри у меня, шалапут!!! - грозно потряс дед пальцем перед носом внука: - Не дай Бог твои следы там нарисуются!!!
    Мурат без аппетита молча ел и косился на крепкие бицепсы деда. Дед ел не спеша. Потом встал, накинул рубаху и ушёл во двор чинить свинарник. Мурат бросил на стол ложку и вытер проступивший от страха под носом пот. Бицепсы деда не выходили из головы.
«Убьёт меня когда-нибудь старый хрыч!» - зажмурил пацан глаза.
   Он лёг на кушетку и отвернулся к стене. Бабка молча собирала со стола посуду. Она поглядывала на побитого внука, не зная, что думать про его синяки.
- Муратка, ты где вчерась-то был? – осторожно спросила она.
   Мурат посопел и недовольно произнёс:
- Ба, отстань, а! Без тебя тошно!
- Всё, всё! Спи, милок, спи, - уступила бабка и тихо вышла в сени.
   Причастность к поджогам Ночкин несомненно имел. Чтобы об этом не узнал дед, он даже перекрестил лоб на старую икону Богородицы. Воров в деревне никто не любил, хотя такие дельцы имелись. Но вот Ночкина особенно терпеть не могли за его трусливый и скверный характер и наглую натуру предателя. 


продолжение следует------------------


Рецензии