Когда надо кликать на заголовке?

Посвятив интернету последние тридцать лет, я думал, что информационные ловушки мне не страшны. Но даже многолетний опыт поиска и использования источников сведений и новостей оказывается бессильным перед новейшими технологиями. Всё дело в том, что они основываются на поведенческих стереотипах. Слова, как известно, приносят одному веру, другому знание, третьему шанс обмануть. Третьи расплодились сегодня в невообразимом количестве. Попытаюсь в короткой статье разоблачить некоторые их уловки.

1 Когда красивый заголовок лжёт?

В настоящее время, можно со спокойной совестью утверждать, что красивый заголовок лжёт всегда. Это происходит оттого, что глубокая неправда таится в любом заголовке, будь он красивый или некрасивый. Времена, когда название статьи автор заботился хоть как-то связать с содержанием, ушли в далёкое прошлое. Сейчас он не старается волшебным образом сконцентрировать суть объёмного текстового контента или хотя бы его важнейшей части, чтобы она непременно соотносилась со смыслом названия. Убедиться в это можно где угодно: читая бумажную газету, листая модный журнал либо кликая по новинкам блогосферы. 

2 Не верьте поверхностному восприятию новости!

Когда-то в раннем детстве меня удивляла расхожая поговорка «Новое, это хорошо забытое старое». Можно ли «хорошо» забыть нечто, чтобы оно вдруг стало совсем новым? Бессмыслица, не иначе. Но забавный случай произошёл с мной в студенческие годы на рыбалке, когда четверо друзей оказались на пару дней вне городской цивилизации. Чертовски наскучили общение в тесной палатке, плохой клёв и мы с радостью возвращались по берегу реки к автомобильной трассе. Подобрав клочок газеты из-под ног, я торжественно зачитал новость.  Какой-то восточный принц, изгнанный за пределы отечества, давал интервью зарубежным журналистам. Мы посудачили о судьбе незадачливого принца, посмотрели на газетный обрывок повнимательнее. Оказалось на полях указаны номер и дата выпуска. Газета была четырёхлетней давности. Нас удивила новость, все сроки годности которой давным-давно прошли. Фокус восприятия был в том, что подобные светские новости не входили в круг наших тогдашних интересов. Но краткая поговорка неожиданно стала более понятной.
Современный пользователь интернета, как правило, не универсал. У него тоже ограниченный круг новостных пристрастий. Поэтому новость, касающаяся периферийной темы, вполне может показаться свежей, хотя на самом деле давно устарела. Доверяйте новостям в области ваших прямых интересов. В них вы разберётесь легче и сразу поймёте, откуда ветер дует.

3 Стоит ли вестись на фальшивую гиперссылку?

Что надо понимать под фальшивой гиперссылкой. Это не то, что называется «битая» ссылка. Никуда не ведущая ссылка, обманывает меньше и не лжёт хотя бы в одном: она пуста. Хуже и, я бы сказал, гораздо вреднее битых те ссылки, которые ведут на малоинформативный и неинтересный ресурс. Если от большинства вредоносных ресурсов нас спасают антивирус и настройки браузера, то от иной человеческой глупости, некомпетентности спасенья нет.

Принимая во внимание то, что большая часть современных заголовков свёрстаны именно в виде гиперссылок, возвращаюсь к началу данной статьи: не верьте красивым заголовкам. Не кликайте по ним, а если они вызывают прилив любопытства, боритесь с собой. Не ведитесь на красоту и привлекательность слов, из которых состоит название новости. Старайтесь не вчитываться в расположенный ниже текст, не переходите и к комментариям. Это вам кажется, что вы переложили труд ознакомления со статьёй  на неведомых комментаторов. Чёрта с два. Комментаторами вполне могут оказаться сами же авторы, либо проплаченные их топ-менеджерами сотрудники. Не верьте ничему. Ваше время бесценно. А претендующих на него слишком много.

4 Не трогайте того, за чем может скрываться дурное

Так уж устроена человеческая натура, что огромную роль в нашем поведении играют привычки. Известная со времен академика Павлова вторая сигнальная система не потеряла актуальности. Новая привычка, о которой мы сами имеем смутное представление формируется в течение месяца. Этого срока вполне может оказаться достаточно,  чтобы на нашу новейшую привычку раньше нашего собственного сознания откликнулось эхо искусственного интеллекта. Поэтому рекомендую в числе прочих завести осознанную, «непробиваемую» искусственными мозгами привычку обходить в интернете то, за чем таится неудобоваримый хлам.

В первую очередь это касается блогосферы. Именно там пробуют силы миллионы начинающих авторов, среди которых идёт постоянная конкурентная борьба. Она вовсе не сразу выделяет какие-либо таланты. Большую часть известных блогеров создают комментаторы. А о них мы уже говорили чуть выше.

Много хлама содержат многочисленные группы и команды в сетях, куда гораздо легче попасть, чем выйти оттуда. Не отвечайте на приглашения вступить в группу или оценить чью-то деятельность. Будет себе дороже.   

5 Гнилая игра со смыслом

Как бы мы ни старались быть интеллектуалами, пользоваться эмоциями, а не быть ими использованными, проявлять волю, а не подчиняться чьему-то хотению, это у нас получается плохо. Вся беда в том, что интернет, объективно являясь вершиной человеческого разума и проникая во все сферы культуры, как бы делает разумным и культурным всё, чего он касается. Как царь Мидас превращал в золото всё, к чему бы он ни прикасался, а в результате   умирал от голода, не в силах прожевать кусок реально золотого хлеба. В сетевом познании действительности та же схема.

Информация, доступная нам через интернет, обретает оттенок высокого смысла. Но высокий смысл, даже исключительно креатизированный сетевыми экспертами, не может быть пищей души. Душа отказывается принимать виртуализированную действительность, подобно тому как изголодавшийся рот Мидаса не приемлет златометаллической горбушки. Мы сами по себе, а информация о действительности сама по себе. Такое понимание вещей объясняет, почему мы до сих пор терпим сетевую литературу, игровую культуру, нескончаемые потоки аудио- и видеоинформации и ещё не свихнулись в массовом порядке.


Рецензии