Мои песни Мусы Джалиля

В этом году мы отмечаем 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
 Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом.
Это – священная память о погибших на полях сражений.
Это – наша история, наша боль, наша надежда…
Долгие 1418 дней и ночей шли мы к этой Великой Победе. Они были наполнены небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнём и металлом родной земле.
Яркой негасимой звездой сверкает наша Победа на небосклоне Отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни.

* * *

Свою лепту, свой немаловажный вклад в эту Победу с оружием в руках и своими бессмертными стихами внёс и великий татарский поэт Муса Джалиль.
С первых дней войны, окончив курсы политработников, Муса Джалиль сражался на фронте. Сражался не только боевым оружием, но и пером поэта.
Его стихи, сложенные в перерывах между боями, проникнуты были горячей любовью к Родине и борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам.
 Его стихи призывали к мести, мужеству и стойкости, к борьбе до последнего дыхания.
Джалиль всё время находился на передовой - там, где было трудно. Боевые друзья, воевавшие с ним, вспоминали, как отважно сражался старший политрук на Волховском фронте, будучи военным корреспондентом газеты «Отвага».
В тяжёлых оборонительных боях войска Волховского фронта с трудом сдерживали натиск гитлеровцев. Солдаты и командиры героически сражались за каждый метр земли.
Война не пощадила поэта. 26 июня 1942 года в одной из контратак у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен. Он лежал в кювете, который быстро заполнялся водой. В бессознательном состоянии Муса был взят в плен. И долгое время находился на грани жизни и смерти. Его выходили военнопленные, которые хорошо знали своего поэта. Позднее Муса Джалиль был брошен в лагерь. Затем пошли тюрьмы, фашистские застенки: Моабит, Шпандау, Плетцензее.
Горечь и позор плена тяжело переживал Джалиль. Он понимал, что лучше бы в бою погибнуть, чем влачить жалкую жизнь в стане врага. Нет, он не будет жалким холуём, прислужником. Годы плена стали для Мусы Джалиля великими. Именно в эту лихую годину в нём проявились самые высокие, самые сильные стороны человеческого характера вообще: непоколебимая вера в победу, сила духа, неиссякаемая энергия сопротивления.
В лагере под Радомом, в Польше, Джалиль вошёл в подпольную организацию военнопленных. Фашисты в то время хотели создать специальные легионы из числа пленных нерусской национальности. Сорвать замыслы фашистов, получить оружие и повернуть его против гитлеровцев – вот какую задачу поставила перед собой подпольная группа. И терпеливо вела разъяснительную работу среди военнопленных.
Первый же батальон легиона «Идель-Урал» 23 февраля 1943 года в количестве 930 человек (почти в полном составе) перешёл на сторону партизан в районе Витебска, имея полное вооружение, в том числе и три 45-миллиметровых пушки.
Находясь в концлагере Шпандау, Муса организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе.
По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.
Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия, ни камера смертников не сломили его воли и преданности Родине. Тогда он был приговорён к смерти.
В ожидании казни Муса не терял бодрости духа.
 Казалось, наступил конец. Над головой поэта повис топор палача.
На что он мог надеяться вдали от народа и друзей, закованный в кандалы?
В страшной тюремной яме, которую в одном из стихотворений поэт называет «каменным мешком», под пытками эсэсовцев Джалиль поседел, пережил «сорок смертей».

• Он писал:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,
Придёт мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Стихи Мусы Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, - как он сам выразился «на плахе под топором палача», - наполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе.
Предвидя приближение трагического конца, Муса стремился сказать как можно больше и сказать полнозвучным поэтическим голосом. Необыкновенной душевной теплотой согреты его стихи, воспевающие Родину и народ. В тесные строчки самодельных тетрадей он стремился вложить всю свою горячую, сыновнюю любовь к Родине и глубокую тоску по ней.
 Джалиля могли казнить в любое время. И его очень беспокоила судьба стихотворений, написанных в заточении. Их было больше ста. Джалиль не мог быть вполне уверен,  что об их героической борьбе против гитлеровцев узнает Родина. Правду о них могли рассказать только его песни, друзья – стихи. Он верил, что его стихи дойдут до Родины, как сыновнее завещание.

• Перед смертью поэт оставил такое завещание:
«…Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезён в Берлин. Его присудят к смертной казни. Он умрёт… Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта тетрадь попадёт в твои руки… сбереги её и после войны сообщи в Казань… Это – мое завещание. Муса Джалиль. 1943 г. Декабрь».

25 августа 1944 года по приговору Второго Имперского суда Третьего рейха в берлинской тюрьме Плетцензее были казнены на гильотине 11 членов татарской подпольной группы легиона «Идель-Урал», вошедшие в историю как джалиловцы: Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Гайнан Курмаш, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Габдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Фоат Сайфульмулюков, Ахат Атнашев, Салим Бухаров.

* * *

О подвиге поэта Мусы Джалиля нам рассказала его «Моабитская тетрадь».
Это бессмертная книга, потрясающая читателей силой человеческого духа.
 Это гимн бесстрашию и стойкости человека.
Это живая свидетельница подвига татарского поэта.
В последние дни войны, а именно 23 апреля 1945 года, воины 79-го стрелкового корпуса, наступавшие на рейхстаг, увидели большое серое здание за высокой кирпичной оградой — тюрьму. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было: ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по двору мусор, обрывки бумаг, сваленные в кучу какие-то папки. И тут… один из солдат заметил клочок бумаги.

• На нём по-русски было написано:
 «Я, поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадёт эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам — писателям в Москве, сообщат семье».
 
Так вместе с известием о Победе на Родину пришла трагическая весть о М. Джалиле.
Потребовалось много лет, чтобы шаг за шагом проследить путь Джалиля в лагерях смерти, выяснить все обстоятельства его подвига, сердцем прочитать «Моабитскую тетрадь». Мир был потрясен правдой…
Не все стихи Мусы Джалиля вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось в памяти друзей поэта. Стихи Мусы ходили среди пленников: узники лагеря их заучивали, знали на память.
До нас дошли 2 маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Джалиля.
 1-я из них содержит 62 стихотворения и 2 фрагмента.
 2-я – 50 стихотворений.
 20 из них, очевидно, те, которые поэт считал наиболее важными, повторяются в обеих тетрадках. Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и 2 отрывка.
Тетрадь Джалиля сшита из разрозненных клочков бумаги и заполнена убористым арабским шрифтом. На обложке написано химическим карандашом по-немецки (для отвода глаз гитлеровских тюремщиков): «Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44 г.»
1-ю тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник этой тюрьмы, советский военнопленный Габбас Шарипов. В лагере Ле-Пюи во Франции он передал тетрадку военнопленному Нигмату Терегулову. В марте 1946 года Н. Терегулов приехал в Казань и передал тетради Мусы Джалиля вдове, которая, в свою очередь, отдала их председателю Союза писателей Татарии.
2-ю тетрадь со стихами Мусы Джалиля сохранил товарищ по заключению бельгийский антифашист Андре Тиммерманс. После войны Тиммерманс передал их советскому консулу. Стихи были возвращены на Родину.
 Сборник моабитских стихов впервые был издан на татарском языке в Казани в 1953 году.
 В 1955 году сборник стихов Мусы Джалиля был выпущен издательством «Молодая гвардия» под названием «Героическая песня».

• Олесь Гончар - украинский писатель писал:
 «Нам, украинцам, образ поэта – героя, поэта – патриота особенно близок ещё и потому, что народ наш также испытал на себе все зверства фашизма, до конца испил чашу страданий.
Нас не только восхищает, нам психологически понятен подвиг Мусы Джалиля, нам радостен дух мужества, дух непокорности, питающий его поэзию. Ведь тысячи и тысячи наших юношей и девушек замучены в фашистских застенках. Все они – родные братья и сёстры Мусы Джалиля.
Поклон земле, породившей героя… Слава в веках поэзии, возвышающей человека».

В истории мировой культуры и её борьбы против гитлеризма Муса Джалиль встал рядом с Юлиусом  Фучиком как одна из самых светлых фигур в мрачной ночи фашизма. Эти люди – образец интеллигента, литератора. Люди, показавшие, как сила духа торжествует над грубой физической силой, как твёрдость и глубина убеждений даже в «каменном мешке» тюрьмы побеждают временно торжествующее зло.
Муса Джалиль навсегда останется одной из замечательных фигур нашей героической борьбы против фашизма.
В феврале 1956 года Мусе Джалилю посмертно присвоено было звание Героя Советского Союза.
 В 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» Мусе Джалилю присуждена была  Ленинская премия.

* * *

Одна из «Моабитских тетрадей» начинается стихотворением «Мои песни», написанным в 1943 году.
Несомненно, поэт придавал этому произведению большое значение. Оно и в самом деле звучит как завещание, как песня победы.
 В нём поэт поведал о том, как он понимает истинную поэзию, для чего она существует, какое место занимает песня в жизни самого Мусы Джалиля.
В нём отразилась вся жизнь поэта, его ненависть к врагу, любовь к другу.
Джалиль с такой теплотой и любовью в первых строфах стихотворения  обращается к своим песням.
Почему же поэт видит в песнях дорогу к бессмертию?
Да потому, что замечательные стихи, хорошие, правдивые песни навсегда сохраняют имена поэтов в памяти народа. Поэт будет жить столько, сколько будет жить его песня.
Об этом говорит Джалиль, обращаясь к своим песням.
Если умрёте – умру я в забвенье,
Будете жить – с вами жизнь обрету.
И чем лучше песня, чем больше дано в ней «огня и свободы» - говорил Муса, - тем больше дано ей «прожить на земле».
В последующей части стихотворения поэт характеризовал своё творчество, свои песни, высказывал взгляды на роль поэзии и поэта, подчеркивал патриотическую направленность своего творчества, страстно заявлял о том, что и жизнь, и песню он отдаёт Отчизне.
В стихотворении поэта очень ясно проявилось его отношение к друзьям и врагам. Его песни «лелеяли», берегли друзей и одновременно побеждали, разили врагов:
Друга лелеяла песня простая,
Песня врага разила не раз.
В песнях можно найти строки, где с особой силой проявилось горячее стремление поэта служить своей песней народу:
 («Песни всегда посвящал я Отчизне», «Сердца приказ и народа приказ»).
 Заключительные строки стихотворения также полны глубокого смысла. Они ещё раз подтверждают, что жизнь и песня поэта слиты воедино. Смерть поэта действительно стала страстным призывом к борьбе с врагом, прозвучала «песней борьбы».

* * *

Кем бы мы ни были, где бы мы ни были, мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свою жизнь за нашу счастливую жизнь.
С полей сражений не вернулись миллионы наших соотечественников, в том числе и Муса Джалиль.
Еще больше мирных людей погибли в оккупации, умерли в тылу от ран, болезней, голода, лишений.
Давайте в Лень Великой Победы почтим память о них и их имена будем вспоминать по всей стране…


Рецензии