Эх, дороги... 15. Всяк сверчок

    
 
               

   Олег Сергеевич волею судьбы заброшенный на Черноморское побережье, если не был изумлен, то удивлен изрядно разнице в образе жизни, отношениям между людьми в целом отношению к жизни по сравнению с сибирским городом в котором до этого прожил всю жизнь. Пока не понял, что оказался в другой стране. Государство одно, законы те же, а среда совершенно другая. Забывая об этом, постоянно попадал впросак.
    Вспоминая потом свои приключения, возникающие на каждом шагу, понимал природу появления анекдотов про чукчей.
   Приветливость людей здесь часто обманчива, не в пример  сибирякам. Агрессия не проявляется, но за улыбками сразу могут  размещаться зубы готовые намертво защелкнуться в любой момент. Зевать не полагается, палец в рот не клади.
   Казалось бы, ничего не должно измениться, должность прежняя, обязанности те же, объем работы в разы меньше. А сложности несоизмеримы. И прежний опыт больше вредит, нежели помогает.

   Зима на побережье Черного моря иногда внезапно налетает в начале марта с понижением температуры до минусовой, метелью и снегопадом. Горные дороги вмиг становятся непроезжими. Мокрый снег намерзает на покрытии коркой льда, и даже небольшие подъемы становятся неодолимыми. Затянуться все это может дня на три. После 8-го марта солнце, потоп и почти сразу лето.
   Как-то в разгар зимы, нагрянувшей с утра, с линии не вернулся добрый десяток машин, посланных под разгрузку на железнодорожную станцию километрах в сорока от пансионата, где работал завгаром.
   Когда уже темнело, приехал Леха Болодян, один из водителей. Поставил машину, слил воду и подошел к Олегу Сергеевичу.

- Надо ехать, собирать машины. Эти шакалы их побросали с грузом и разбежались на попутках по домам. К утру подморозит и порвет блоки цилиндров.
   Автомобили тогда даже на северах работали на воде, антифризом снабжались только Вооруженные силы.
- Они, что и воду не слили?
- Здесь воду не сливают. Просто не выезжают в холодную погоду.

   Олег Сергеевич  на юге прожил от силы месяц и еще не знал местных особенностей и обычаев.

- А ты как прорвался?
- Так я же шофер, а они водилы. Я на северах мантулил, а здесь классность на асфальте зарабатывают.
- Что делать?
- Заводим ЗИЛ-157 и едем. Какие сможем, вытянем. Из тех, что не сможем, сольем воду.

   Олег Сергеевич уже успевший оценить «трудолюбие» местных кадров, подивился. Человек, отпахавший непростой день, готов без лишних слов спасать чужое добро.
   Пока он готовил буксиры, домкраты, фонари, упоры и разную мелочь для транспортировки застрявших машин, оформлял путевой лист, Леша уже завел вездеход и погрузил всю эту снасть в кузов.
   До утра они половину машин, часть самоходом, часть на буксире доставили на базу. Остальные сдвинули на обочину, насколько позволяла узкая горная дорога, как смогли, увязали груз. Слили воду из систем охлаждения, под утро ее уже прихватывало, приходилось разогревать двигатели.
   На другой день все пришли на работу, как ни в чем не бывало. Над Лешей посмеивались, дескать, больше всех надо. Но дистанцию соблюдали.

   Олег Сергеевич не всегда понимал, разыгрывают его или обращаются всерьез. Приходят водители с Икарусов, не помещающихся из-за габаритов в боксы.
- Завтра будет минус. Что делать, в машинах вода.

   Он начинал работать на транспорте с водителя и прошедший все этапы до начальника гаража, вопроса не понял. Приходилось работать на лесовозах, где и воды то нет, не говоря о других удобствах. В автопредприятиях большая часть парка под открытым небом. Далеко не везде оборудован подогрев. Ежедневно утром вода носится ведрами и заливается, вечером сливается. Хорошо если под мостами стоят электроплитки. А на лесозаготовительных участках и того нет. Нередко  после двух выходных при морозе ниже сорока, двигатель ЗИЛ-157 не может сдвинуть машину с места, так как в трех его мостах, раздатке и коробке передач загустевает масло. Приходилось растаскивать с буксира или методом раскачки.

   Понимал, что водители преследуют двойную цель. Во-первых, проверить его на вшивость, во-вторых, пытались заставить начальство добыть для них антифриз.
   В стремлении получить необходимые материалы ничего зазорного не видел, но вот шантаж решительно не понравился. Все эти дешевые приемы он знал, сам был рабочим пятнадцать лет в разных коллективах и ипостасях. Часто с «химиками», т.е. условно освобожденными и с зеками, любившими «брать на понт».
   Надо сказать, что на Икарусах кто попало, не работал. Это были приближенные вышестоящего северного начальства, которое иномарки выбивало через министерство под конкретных водителей. Вели они себя независимо и даже высокомерно. Дело в том, что они организовывали летний отдых своим шефам с обеспечением прихотей на любой вкус, при этом участвуя в оргиях.
   Олег Сергеевич это начальство еще не видел. Сейчас оно было далеко, связи в те времена, кроме телетайпа никакой не было. Водителю телетайп недоступен, поэтому церемониться с ними не собирался.
- Так кто из вас не в состоянии слить воду? Я сейчас ознакомлю весь личный состав с соответствующим приказом. Кто не в состоянии его выполнить, пусть пишет заявление немедленно, мне нужно сегодня же решить вопрос по замене.
- Это не отечественная машина. В системе охлаждения есть ниши и карманы, из которых вода не сливается.
- А вы о таком механизме как компрессор слышали? Если нет, поизучайте, пока я освобожусь.
   Они пытались и до этого подбрасывать неразрешимые, с их точки зрения, технические проблемы, рассчитанные на обычного механика с теоретической подготовкой и навыками управления.  Для Олега Сергеевича эти приколы были вчерашним днем, сам многие из них изобретал, работая в ремонтной канаве или крутя баранку.

   Решение начальника их озадачило. Одно дело бравировать, будучи уверенным в покровительстве и  безнаказанности. А здесь реальная опасность в одночасье лишиться своей исключительности. Все происходило в диспетчерской при коллективе. Попытка сослаться на покровителей только раззадорила.
   Он не дал времени на раздумья.
- Если после приема путевых листов, вода не будет слита, а система при мне не продута, я сажусь писать приказ о применении к виновникам мер наказания. Одно могу сказать с уверенностью – на автобусах вам больше не ездить, пока не изучите матчасть.
   Честно говоря, по прежнему опыту работы с личным составом ожидал саботажа и сопротивления. Обычно сибирские мужики сразу не сдаются. Приготовился сливать воду сам, понимая, что уступка будет началом конца. Все же упрек в непрофессионализме, да еще прилюдно, был сильным ударом по самолюбию «элиты».
   Выйдя из гаража, увидел возле автобусов недовольных строптивцев со шлангом от компрессора для демонстрации пустой системы охлаждения.
   Понял, что имеет дело с другой категорией людей. Понял также, что проблем с ними уже не будет.
   После работы ему было по пути с Лехой Болодяном. Когда вышли из дежурного автобуса он заговорил.
- Смотри, Сергеич, это тебе не Урал.
   Здесь у людей манера сразу переходить на «ты». А уральцами на юге часто называют всех кто из-за Урала, в том числе сибиряков и дальневосточников.
- Эти паскудники поняли теперь, что тебя на арапа не взять. У них в собутыльниках начальник управления. Будут давить через него. Кроме того, здесь кумовство и панибратство, натравят на тебя ГАИ.
- Ну, ГАИ для меня не угроза, за рулем не пью.
- Погоди, скоро техосмотр, тогда свинью и подложат. Тут тебе никто не поможет. Я могу, если до кулаков дойдет. Хотя я им уже говорил, меня-то они давно боятся.
- Спасибо, Леша, до этого не дойдет.

   Началась обкатка на новом месте. Пожалуй, самое интересное время. Он свежим глазом увидел совершенно другие реалии, узнал новых людей. Набил шишек и понял, что люди чудесные, как и везде, «просто испорчены квартирным вопросом», но живучести и приспособляемости их можно поражаться.


   На новом месте работы сразу был командирован на Север в Управление для того, чтобы познакомиться с начальством и выбить из него запчасти к предстоящему ежегодному техосмотру.

      Намеревался пробыть там недели три по намеченному плану. Но в конце второй недели срочно вызвали на связь с директором пансионата. Тот истерическим тоном потребовал, чтобы Олег Сергеевич срочно вылетал на работу, т.к. сегодня сотрудниками ГАИ остановлен весь транспорт, сняты номера. Если к понедельнику не решить вопрос в районной ГАИ, работа пансионата будет парализована. Сейчас подвоз рабочих и продуктов питания производится срочно арендованным транспортом, что влечет за собой внеплановые расходы.
   На вопрос в чем причина остановки транспорта ответил, что объяснять будут только начальнику гаража с привлечением его к административной ответственности. Не исключено, что появится определение в адрес руководства предприятия.
   Что-то новое. Таких выходок на прежнем месте себе ГАИ не позволяло. Видимо там спасала принадлежность к Минтрансу. Здесь же подчиненность ведомственная, они себя чувствуют хозяевами положения.
   Постоянно контактируя со службой ГАИ, Олег Сергеевич отлично знал их обязанности и полномочия. Здесь явно попахивало их превышением.
   Прилетев на работу, спросил у механика, в чем дело. Тот парень неплохой, но бестолковый, занимающий место потому лишь, что был сыном директорского приятеля. Мог только сказать, что это результат действий автобусников. Те настроили своих приятелей из ГАИ, которые, в свою очередь, довели нужную информацию до районного начальника.
   Начальником районной ГАИ был майор Колбасов, не по чину важный и недосягаемый даже для директоров предприятий.
   Нужны были нестандартные решения, поскольку падать в ноги означало попасть в соответствующий разряд.
   Быстро собрал водителей, выяснил обстоятельства происшествия. Оказалось, работали два инспектора. Выборочно останавливали при выезде на автотрассу машины именно этого пансионата и приказывали снимать номера. Механику сказали, что протоколы выпишут по результатам беседы с начальником гаража. На ответ, что того нет на месте, ответили что это не их проблемы.
   Исполнителями были друзья-товарищи «элитных» автобусников. Ясно было, что выбрали нужный момент и ударили побольнее.
   Выехав на служебном «Москвиче» из пансионата был почти сразу остановлен сержантом ГАИ (тогда еще капитаны и майоры на дорогах не стояли).
- О, появился! Ваши документы! Один остался, ну это мы сейчас исправим. Снимайте номера!
   Олег Сергеевич сначала оторопел, потом возмутился. С ним так не разговаривали даже, когда работал водителем.
- Представьтесь. Объясните причину остановки и обоснуйте требования.
- Грамотный? Это тебе не поможет, здесь не Урал. Не хотите подчиняться, будете объясняться в другом месте.
   Инспектор с документами в руках повернулся к своей машине. Взбешенный Олег Сергеевич схватил его за плечо, резко развернул к себе, вырвал документы и увидел в глазах его заплескавшийся страх.
- Я кому сказал, представьтесь! Фамилия, должность?
- Сержант отдельной роты ДПС Морев!
- Почему стоишь здесь, номер наряда, кем направлен?
   Растерявшийся сержант даже не подумал, что вопросы ему задаются неправомочно. Что ответить он не знал.
- Иди, расскажи начальству, что стоял без наряда, на личной машине, а я добавлю, что вымогал с меня взятку и угрожал в случае отказа. Свидетелей нет, в следующий раз так легко не отделаешься.
   Сержант переминался и не уходил.
- Что тебе неясно? Мне самому докладывать твоему начальству о том, что ведешь себя на дороге как Соловей-разбойник? Или сразу идти в прокуратуру?
   Олег Сергеевич сел в машину и развернулся обратно в пансионат, оставив озадаченного сержанта на дороге.
   Вызвал к себе автобусников и спросил, знают ли они сержанта Морева. Те переглянулись. Один из них, Миша Казьмин, носитель постоянной глумливой ухмылки заговорил.
- Что, Сергеич, Алик обижает? Он такой. Но, мы можем уладить. Он мой одноклассник, что скажем то и сделает.
- Скажи ему, чтобы через час номера со всех машин были на месте, иначе ему в ГАИ не служить.
- Ты не понял Сергеевич, мы можем тебя выручить, а условия они будут ставить.
- Кто из вас берется за решение вопроса.
- Ну, я.
- Оставайся, остальные свободны.
   Помедлив, двое вышли. Миша развалился в кресле механика и нагло ухмылялся. Взбешенный Олег Сергеевич подошел, взгляд его не обещал ничего хорошего. Ухмылка сползала, хам медленно вставал, но вплотную стоявший начальник мешал ему выпрямиться. Получив неожиданно сильный удар в солнечное сплетение, снова упал, перегнувшись пополам, в кресло. По затравленному взгляду стало понятно, что бывал бит и знает что это такое. Пытался заглотнуть воздух или вытолкнуть его, что, наконец, удалось с каким-то щенячьим писком. Начал откашливаться.
- Послушай свинья, мы с тобой не из одного корыта, чтобы мне тыкать. Такими как ты и твой Морев я еще в детстве питался. Срок тебе час, ты слышал? Что молчишь?
- Не получится. Номера в районной ГАИ, у начальника. Алик уже ничего не сможет сделать.
- Ты же говорил, что можешь решить проблему. Тем более, что сам ее создал.
- Так не решается.
- Как?
- Надо с начальником договариваться.
- Запомни, щенок, я ни с кем договариваться не собираюсь. Передай своим друзьям, если сегодня номеров не будет, удовольствия им гарантированы.
   В понедельник перед планеркой  директор поинтересовался, когда и как будет решен вопрос. Предупредил, что надо договориться так, чтобы не понести большого ущерба. Было видно, что народ здесь приучен к решению вопросов подобным способом. На возражения сказал, что плетью обуха не перешибешь, к тому же время работает не на нас.
   Олег Сергеевич позвонил начальнику ГАИ. Тот недовольным голосом ответил, что так дела не решаются, надо подъехать. На вопрос кто к кому должен подъехать, задохнулся и бросил трубку.
   Позвонил в приемную первого секретаря райкома и попросил назначить время для приема. На вопрос дежурного сказал, что озвучит непосредственно секретарю. Тот попытался одернуть, но получил отпор, к какому его не готовили. Олег Сергеевич решил идти до конца, во что бы это не вылилось.
   Через двадцать минут в диспетчерскую прибежала встревоженная секретарь и сказала, что его ждет директор.
- Олег Сергеевич, здесь так дела не делаются. Тем более через голову своего руководителя.
- Владимир Ильич, извините, не хотел вас втягивать, но беру на себя решение вопроса. Если сейчас уступить, дальше работать будет невозможно. Вам самому не противно зависеть от своих же водителей? 
- Звоните заведующему орготделом, он ждет.

   Олег Сергеевич позвонил и доложил о самоуправстве гаишников. Тот сказал ждать звонка. Видимо решил посоветоваться. Через некоторое время позвонили и сказали, что через час заворг ждет у себя.
   Приехал, доложился. Дежурный инструктор, получивший отлуп пару часов назад подчеркнуто корректно попросил подождать, и ушел, потом пригласил в кабинет заведующего. Заворг с удивительно крутым лбом из-за чего казалось, что он всегда смотрит исподлобья, спросил, почему для решения пустякового вопроса необходима встреча с первым секретарем.
- Сложилось впечатление, что у вас на начальника ГАИ нет управы. Ведет себя как хозяин района.
- Вы без году неделя в районе, боюсь, что можете пожалеть о свуоем поведении. Еще никто из руководителей среднего звена  такими средствами  не решал свои вопросы. Вам не кажется что это не тот уровень? Вы хотя бы в райисполкоме пробовали?
- При чем райисполком? Каким образом он может повлиять на ГАИ, жаловаться его начальству? Я бы и сам нажаловался, если захотел. Я хочу решить вопрос. Думаю, что начальник ГАИ даже не признающий отраслевых  положений и просто советских законов, все же обязан понимать партийную дисциплину.
- Даже так? Ну, ну. Ждите, я схожу к Лилии Михайловне.

   Первым секретарем была женщина, ровесница Олега Сергеевича, да и заворга. Всем было чуть за тридцать. Она с интересом посмотрела на залетного фрукта, ломающего сложившиеся традиции и стереотипы в иерархии.
- Там где вы работали, принято, чтобы за завгаров и завстоловыми работали секретари райкомов?
- Понял вас. Хотите сказать, что каждый сверчок должен знать свой шесток? Я согласен, но тогда это должно касаться всех. Но считаю противоестественным, когда хвост норовит вертеть собакой.
   Заворг предупреждающе посмотрел на Олега Сергеевича, пожалев уже, что привел его сюда.
- Не сверлите глазами Александр Николаевич. Пусть выскажется. Мы как-то не так здесь работаем, пусть поправит. Расскажите кто тут хвост, а кто собака.
- Лилия Михайловна, спасибо за то, что согласились выслушать. Я не первый год работаю, но впервые в кабинете у первого секретаря райкома. Считаю не по пустяковому вопросу. У меня сложилось мнение, что здесь такое многовластие, прямо не знаешь какому богу молиться. Удивляться начал на предприятии, когда водителям не указ распоряжение начальника. У них, видите ли, руководитель вышестоящей организации в друзьях. Ладно, бывает, хотя на работе отражаться не должно. Дальше - больше. Сержант ГАИ берет на себя смелость остановить работу целого предприятия, отдав распоряжение начальнику районного ГАИ, майору. В угоду своему однокласснику. Это разве дело? Майор почему-то считает вправе вызвать к себе работника постороннего предприятия, чтобы задать вопросы поставленные сержантом. Кто во что горазд.
   
   Далее Олег Сергеевич изложил все по порядку, обстоятельно и, ссылаясь на нормативные документы, перечислил допущенные нарушения со стороны ГАИ. Добавил, что будет настаивать на возмещении ущерба за счет виновных.
   Разговор получился длинным. Когда его освободили, в приемной уже сидел майор. Он встал и протянул руку Олегу Сергеевичу, как знакомому.
- Олег Сергеевич, что же вы не заехали ко мне? Я же вас приглашал.
- Во-первых, я с вами не знаком. Если вы майор Колбасов, то не приглашали, а требовали. А я пока не ваш подчиненный.
   В это время выглянул заворг и пригласил майора к себе. Тот явно хотел продолжить разговор, но Олег Сергеевич вышел из приемной.
   
   Когда он приехал на работу, механик раздавал водителям номера. Остановив эту процедуру, спросил, откуда они взялись.
- Гаишники привезли.
- Какие гаишники?
- Алик Морев с другом.
- Где акт приема и кто подписал?
- Акта не было.
- Как ты их принимал и кто разрешил? Быстро сдай номера тому, у кого взял и пусть приедут, сдают, как положено.
   Механик удивленно посмотрел и начал собирать номера назад.

    Директор, когда Олег Сергеевич поднялся к нему, широко улыбаясь, пожал руку, поздравляя с успехом, и спросил, как он этого добился.
- Колбасов звонил, предлагал познакомиться, после техосмотра шашлыки узким кругом организовать. Чем ты их допек?
- Знаниями законов. Номера я им отправил назад, чтобы привезли и сдали, как положено.
- Зачем?
- Когда у меня на руках будут их липовые протоколы и акты о незаконном изъятии номеров, у них навсегда отпадет охота шутить. А шашлыки как вам будет угодно. Это дело ваше, начальническое. Я лучше с водителями и проверяющими останусь, по традиции.
- Решил добить, не заиграешься?
- Я на работе не играю.
   Директор Олегу Сергеевичу поверил. Он уже имел опыт общения с подчиненным в первые дни совместной работы.

   Первые дни пока служебная машина завгара стояла на ремонте, он приезжал на работу к восьми часам на дежурном автобусе с дневной сменой. В диспетчерской на его месте сидел директор и наблюдал за распоряжениями диспетчера и за выпуском на линию. Иногда вмешивался в распределение транспорта. Олег Сергеевич сидел сбоку стола и занимался планеркой.
   По вторникам в десять утра проходили планерки директора. В первую же планерку, Олег Сергеевич опередил директора, прошел в его кабинет и занял его кресло во главе стола. Подходили заместители, начальники служб, недоуменно смотрели на него. Половина ИТРовцев его еще не знали, поэтому решили, что какой-то райкомовский или исполкомовский функционер.
   Вошел директор, посмотрел удивленно на самозванца, потом улыбнулся, поняв юмор и намек.
- Олег Сергеевич, уступите, пожалуйста. Мне со своего места удобнее вести совещание. Я вас понял. Товарищи, простите, не удосужился до сих пор представить вам нового начальника гаража. Прошу любить и жаловать. И не зевать, как видите, он милостей от природы не ждет, берет их своими руками.

   После этого посещать гараж стал намного реже, а в диспетчерскую перестал заходить совсем.

   Эпопея с номерами закончилась, как полагается. Привез и сдавал их заместитель начальника ГАИ, а сержанты по его распоряжению сами прикручивали номера на машины под ехидные замечания и смешки водителей.


Рецензии