Двойник

Это стихотворение волнует меня с 1987 года, как прочитал в журнале. Ямб, поломанный в 12 и 13 строках цепляет до мурашек. Дело даже в непростом философском подтексте, а ритмике слов, чуде высокого искусства возникающем от подключения к тайне поэта. Строчки затрагивают нечто заветное, существенное. Мне передаётся внутренний мир автора - тревожный, мучительный и безотрадный. Эта поэзия возвышает, очищает душу подобно катарсису. Речь идёт о талантливом, целиком преданному своему призванию поэте Анастасии Харитоновой. На фоне легкомысленной словесной трескотни, называемой авангардистской, постмодернистской и т. д.,  поэзией , творчество поэта прошло незамеченным. Она погибла в 2003 году в возрасте 37 лет. После смерти её строгие классические формы с серьезностью и трагическим жизнеощущением, остались невостребованы. Кирилл Ковальджи писал: "Анастасия Харитонова приняла на свои хрупкие плечи бремя русской философской поэзии".

Чей взор светился и потух,
Пылал и догорел?
Чей лёгкий вздох - как птичий пух
Ладонь твою согрел?
Твоё подобье, твой двойник,
Вернее ты вдвойне,
К стеклу холодному приник,
И говорит во сне:
"Когда и петь не станет сил,
Тебе велят: "Умри" -
Чтоб подаянье не просил
У запертой двери.
Для тех, кто отроду был нем,
Есть бухта и причал.
Но нет успокоенья тем,
Кто пел и замолчал.
Ты в город выйдешь, где мостом
Изогнут вечный гул.
И ветер жадным женским ртом
Коснётся твёрдых скул.
А под мостом - вода черна,
И хлам в реке размок.
И по граниту бьёт волна,
Обутая в сапог.
И умереть бы в этот час,
И разом все решить....
Но молит кровь чужая в нас,
Как пленник: "Только жить!"
Ты гонишь призрак. Я уйду,
Но заплати мне дань:
С небес угрюмых не звезду -
Воробышка достань!


Рецензии
Уникальное произведение. Я его прочел несфокусированным взглядом ... и заплакал. Почему? Я не могу это объяснить. Меня поразило то ли известие о гибели этой поэтессы, то ли напоминание о чёрной воде под мостом. Или что-то еще неясное. А может название "Двойник"? Впрочем, вряд ли может кто-нибудь из нас, людей, что-то внятное о себе сказать по прошествии многих десятков лет. Думаю, таких единицы. Я благодарен вам, уважаемый проза-ру-коллега, за мое сегодняшнее утреннее чтение вашей рецензии. Искренне -

Вадим Бережной   06.08.2020 12:11     Заявить о нарушении
Спасибо. Пройти мимо не получается. Я прочитал всего лишь два катрена, когда-то публиковавшихся в журнале "Ровесник" и с тех пор повторяю как мантру:

...Когда и петь не станет сил,
Тебе велят: "Умри" -
Чтоб подаянье не просил
У запертой двери.
Для тех, кто отроду был нем,
Есть бухта и причал.
Но нет успокоенья тем,
Кто пел и замолчал.

Волшебные строчки глубокого смысла и философского наполнения.

Вадим Яловецкий   06.08.2020 07:21   Заявить о нарушении
Да. Это правда. Успехов и удачи вам!

Вадим Бережной   06.08.2020 07:23   Заявить о нарушении