Слуга покорный

"Безгрешным в этой жизни может быть либо лжец, либо дурак. Но есть еще один, характерный для России тип - слуга покорный".

Насколько я помню, эту знаменательную фразу сказал один из героев М.Горького в романе "Жизнь Клима Самгина".  Но что же это такое - "слуга покорный"? Это никакое не "обзывалово". Это - философия жизни, которая характерна как для некоторых людей разных стран, так и для целых народов.

Все знают, что в монастырях практикуется послушание. Духовник берет руководство над монахом в качестве пастыря и учителя, а последний полностью передоверяет ему свою жизнь. То есть, отдается ему ровно так, как положено отдаваться Богу. Таким ДЕЛЕГИРОВАНИЕМ ВОЛИ В ЧУЖИЕ РУКИ, собственно, и воспитывается СМИРЕНИЕ.

В иезуитском ордене такое послушание стояло на первом месте. С детских лет, начиная со школы иезуитов, а затем в колледже, школярам внушали, что ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК ДЛЯ ПОСЛУШНИКА ЯВЛЯЕТСЯ НАМЕСТНИКОМ ХРИСТА НА ЗЕМЛЕ, а потому подчиняться ему надо ровно так же, как Господу Богу. Даже если он не прав.

В этом случае, - гласит учение о смирении, - НАСТАВНИК БЕРЕТ НА СЕБЯ СВОЙ ГРЕХ, А УЧЕНИК, исполняя неправедную волю, ОСТАЕТСЯ ЧИСТЫМ. Таким образом определяется служение, исполненное безмолвия и лишенное мук нечистой совести.

"Монах, - говорится в иезуитском уставе, - должен превратиться в руках наставника в труп и повиноваться, не размышляя, каждому его приказу".

А.Тонди, сравнивая послушников ордена с армией, пишет в книге "Иезуиты" :

"Чтобы подготовить солдат, готовых на все, слепо повинующихся, стойких в бою, необходимо глубокое воздействие на их личность. Жертва, которой от них требуют, велика. Поэтому, кроме внушения им убеждения в абсолютной правоте дела, НУЖНО ДОСТИЧЬ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ДУМАЛИ, - даже лучше, чтобы они и сами не хотели думать, -  о... возможности пересмотра своих взглядов, чтобы они были убеждены в ложности противоположных взглядов... В  иезуите преобразование личности достигает возможного предела. В общем, это что-то граничащее с фанатизмом".

А вот  ПРАВИЛО 31 "СВОДА ПОЛОЖЕНИЙ":

"Превыше всего остального для духовной пользы надобно, чтобы все соблюдали полное ПОСЛУШАНИЕ, ПРИЗНАВАЯ НАЧАЛЬНИКА, КАКОВ БЫ ОН НИ БЫЛ, НАМЕСТНИКОМ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, и испытывая к нему внутреннее почтение и любовь;

и не только во внешнем исполнении его предписаний должен с готовностью, энергией и с надлежащим смирением выказывать ему полное послушание, не отказываясь, если даже он приказывает исполнять трудные и противные нашим чувствам вещи, но, кроме этого, прилагать все усилия для приобретения внутренней покорности и истинного ОТРЕЧЕНИЯ ОТ СОБСТВЕННОЙ ВОЛИ И ОТ СОБСТВЕННЫХ СУЖДЕНИЙ.., подчиняясь тому, что хочет и решает Начальник, ДЕЛАЯ ВОЛЮ И СУЖДЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ЗАКОНОМ ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ ВОЛИ И МНЕНИЯ...".

Это правило Великий Инквизитор Ф.М.Достоевского называет ВЕРОЙ В АВТОРИТЕТ  НАЧАЛЬНИКА КАК НАМЕСТНИКА БОГА НА ЗЕМЛЕ  ДЛЯ "СЛУГИ ПОКОРНОГО".

"О, - говорит Великий Инквизитор Христу, - мы убедим их наконец не гордиться, ибо ты вознес их и тем научил гордиться; докажем им, что они слабосильны, что они только жалкие дети, но что ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ СЛАЩЕ ВСЯКОГО. Они станут робки и станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке. Они будут дивиться и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное тысячемиллионное стадо...

О, МЫ РАЗРЕШИМ ИМ ГРЕХ, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. МЫ СКАЖЕМ ИМ, ЧТО ВСЯКИЙ ГРЕХ БУДЕТ ИСКУПЛЕН, ЕСЛИ СДЕЛАН БУДЕТ С НАШЕГО ПОЗВОЛЕНИЯ; позволяем же им грешить потому, что их любим, НАКАЗАНИЯ ЖЕ ЗА ЭТИ ГРЕХИ, ТАК И БЫТЬ, ВОЗЬМЕМ НА СЕБЯ. И возьмем на себя, а нас они будут обожать как благодетелей, понесших на себе их грехи пред богом..."

Собственно, Великий Инквизитор Достоевского из романа "Братья Карамазовы" и ведет свою речь О ФОРМИРОВАНИИ "СЛУГИ ПОКОРНОГО". И именно этот тип не рассуждающего служивого человека всегда был востребован  в России, где человек ничто, а начальник всё. Выполняя чужие приказы, "слуга покорный" искренне верует в то, что остается чист перед законом и совестью, ибо в это время он как бы осуществляет "недеяние". Делая зло, он понимает, что совершает грех, однако, делегируя его начальнику, сам, в то же самое время, превращается, по договору с ним, в безвольный труп. А мертвые, как принято говорить, сраму не имут.

Что же получается в сухом остатке? А получается то, что  абсолютное делегирование своей воли и жизни  доверенному лицу (передача собственной воли в управление другому человеку) является актом слабости, безответственности и аморальности. И именно такая пассивная аморальность характерна для большинства российского народа, где огромное стадо никогда и ни за что не отвечает, полностью переполагаясь на совесть своих начальников. Начальники же, в свою очередь, переполагаются на совесть других начальников вплоть до Первого Лица, который, соответственно, берет все грехи на себя и отвечает за все перед Господом Богом.

А  когда малым сим приходится отвечать за содеянные преступления, все они, как заведенные попугаи, скромно опуская глаза, говорят: "Нас заставили. Время было такое". Хотя в действительности надо было бы сказать: "Я всегда был слаб и безволен и поэтому продал себя и свою совесть другому человеку, который сказал: "Греши, друг мой, и не бойся ответственности, ибо я беру на себя твой грех и ты остаешься чист как перед господом, так и перед своим народом. Даже в том случае, если ты был вором и убийцей".

Но секрет заключается в том, что никто и никогда не берет на себя чужой грех...


Рецензии