Пасха

Первые мои детские воспоминания о Пасхе прекрасны. Я ничего не знала о самом празднике. В нашем доме не было икон. Мы не говорили о Боге. Просто в одно из весенних воскресений, на столе появлялись кексы, именуемые почему-то куличами. И огромное блюдо крашеных яиц. Мы устраивали бои яйцами. Ели куличи и вкусняшики. Было весело.

Второе воспоминание о Пасхе не столь приятно. Мне было лет 7, может быть 8. Не больше. Воскресным утром, мама, вручила мне пустую 3-х литровую банку и отправила за молоком. Строго-настрого наказав, что если встречу кого-то на улице и мне скажут “Христос Воскрес”, я должна ответить “Воистину Воскрес”. Иначе опозорю всю нашу семью. Что обозначали эти слова, я не понимала. А глупые вопросы задавать у нас было не принято.

Выйдя на улицу, я бубнила себе под нос непонятные слова, дабы не забыть и не опозориться. Разумеется встретив т. Граню и услышав “Христос Воскресе”, из моей головы напрочь вылетели, нужные для ответа слова. Покраснев, я пробормотала невнятное “и вам здрасьте”, я пулей помчалась к молочнице.

– Баб Шура — забежав заголосила я — баб Шура, я опозорила всю нашу семью! – из моих глаз, градом текли слёзы – Я забыла, что надо было сказать,,, а тут она идёт,,,

Баба Шура была нашей дальней родственницей. С грехом пополам, она смогла выудить, что же в этот раз я умудрилась натворить. Кое-как меня успокоила. Угостила вкуснейшей пасхой и напоила чаем.

Чем вся история закончилась, уже не помню. Но взрослые, часто смеялись вспоминая тот день. Я же при упоминании этой истории испытывала дикий ужас. Я не знала ничего ни про Светлое Воскресенье, ни про традиции, связанные с праздником. Спросить у взрослых я боялась, а поинтересоваться в библиотеке опасалась, ибо была октябренком. И от непонимания, мне делалось еще хуже.

                **************************

На дворе стояли 90-ые. Я успела окончить школу и поступить в институт. Рождество приобрело статус государственного праздника. Президент и иже с ним, отбивали поклоны перед телекамерами в храмах. Пасха перестала вызывать во мне ужас. Для меня это был просто праздник. Как Новый Год или День Победы.

Однажды весной я приехала в гости к бабе Шуре. Уж не помню, по какой именно причине, устроила себе внеплановые весенние каникулы, но умудрилась приехать к б. Шуре за неделю до Пасхи.

Она обрадовалась. Её муж, дядя Витя, на тот момент умер. Дети навещали редко. Жила одна.

Деревенская жизнь стабильна и предсказуема. С утра скотину накормить, корову подоить, во дворе что-то поделать. И так каждый день В хозяйстве всегда дела найдутся. Одним словом, вернулась ненадолго в детство.

На чистый четверг мы помыли дом. Напекли куличей. Покрасили яйца. Поставили пасху. И я сказала:

– Баб Шур, а давай ты одна поедешь в церковь все святить? Я дома останусь. Не люблю ваши церкви.
– Я не поеду в храм. Зачем туда ехать? Дома молитвы почитаю. Святая вода есть. Здесь всё и освятим.
– Разве так можно? Зачем тогда, туда народ ездит? И ваще там попам деньги надо сдавать. Свечки всякие покупать. Без этого всего, вроде как не действительно. Бог твой не увидит и не засчитает. Я конечно, особо не вникала, но вроде так принято. Да и с точки зрения логики, ты им деньги, они те билет в Царствие Небесное и отпускание грехов.

Баб Шура громко рассмеялась:

– Аленка, какая же ты еще дурочка. Жаль, мама твоя не дожила до этого дня, а то бы вместе посмеялись. Ты пойми, Бог живёт ни в храмах. И даже ни в монастырях. Он живёт у каждого в сердце. Вот здесь – б. Шура поднесла руку к своей груди - И здесь — показала рукой на мою грудь.

Я насупилась и приготовилась спорить, ибо была абсолютно не согласна с услышанным.

– Вот ты говоришь, что Бог живет в сердце каждого, тогда почему я его не слышу? Ты же понимаешь, что вся эта история с воскрешением, противоречит всем законам физики и биологии. Просто придуманные сказки. Не более того. Ты в них веришь. Моя мама верила. А я не верю.

Мы в тот день много разговаривали на тему религии. Баб Шура рассказала о том, как она — ярая комсомолка, в годы войны поверила в существование Бога. Вспомнила о знахарке Марьяне, выходившей после ранения дядю Витю, без лекарств и антибиотиков. Травами и молитвами. В её словах не звучали командные нотки, призывающие меня верить ей на слово. Она просто рассказывала, а я слушала.

– Алён, ты пойми. Бог есть в сердце каждого. Но не каждый может услышать его голос. Носить крест на шее и отбивать поклоны в храме, не значит быть верующим. Посмотри вокруг. Те кто, буквально вчера, шли по Красной площади на первомайской демонстрации и кричали “Мир! Труд! Май!”, сегодня толпами устремились в церковь. На Пасху во все стороны кричат “Христос Воскресе!”, даже не вникая в смысл произносимых слов. Светлое Воскресенье превратили в обычную пьянку. Ладно пошли корову доить, да всех кормить, помощница.

В субботу б. Шура освятила куличи и яйца. И рано загнала меня спать:

– Ложись. Завтра разбужу тебя до восхода солнца. А сейчас постарайся уснуть – и я провалившись в мягкую перину моментально уснула, хотя на часах не было и девяти вечера.

В ночи меня разбудил голос бабки Шурки:

– Лен, вставай. Наводи себе кофе и выходи на крылечко. Будем солнышко встречать.

Я поднялась с кровати. Оделась. Налила кофе и вышла на улицу. Было темно и зябко. Завернувшись в тулуп и засунув ноги в приготовленные для меня валенки, уселась на ступеньку, рядом с бабкой Шуркой.

– И на хрена мы так рано встали? Сейчас спать бы, да спать. Даж петухи еще не проснулись — ворчала я

– Есть такая примета. Какой восход на Пасху будет, таким и весь год будет. Потому и принято солнышко встречать. Примечать, как оно всходит – и б. Шурка начала рассказывать про народные приметы. Про молитвы и заговоры. А знала она нимало. Её в деревне, за глаза, называли ведьмой. И урожаи у неё всегда были отменные. И скотина была, на загляденье. Она всегда знала что и когда сажать. Как за всем ухаживать.

Вскоре небо озарилось первыми солнечными лучами. У меня перехватило дыхание от такой красоты:

– Как красиво! – воскликнула я
– Цыц! А щас молчи и всё примечай — гаркнула на меня бабка Шурка.

Я сидела и смотрела. Небо было чистое. Ни облачка. Солнце поднимаясь всё выше, ярко освещало своим светом землю. По деревне голосили петухи.

– Хорошо взошло солнышко, значит и год будет хороший — повернувшись ко мне, со слезами радости на глазах, сказала б. Шура — Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе! – ответила я и из глаз сами собой потекли слёзы.


Рецензии