О значении этики для философского знания 2019

О НАЗНАЧЕНИИ ЭТИКИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
В данной статье предпринимается попытка ответить на вопросы: что такое философское образование и каково в нем действительное значение этики, для чего изучать философию, какими средствами, и какие из этого по необходимости следуют выводы? Определимся для начала, что понимание предмета философии, которое здесь берется за основу, и в общих чертах преподносится различными философскими словарями следующим образом: рационально-теоретическая форма мировоззрения, мир как единое целое, или универсальная модель Бытия, и место человека в нем 1, истина, смысл и мышление 2. О том, для чего следует изучать предмет философии, т. е. о назначении философского образования, с древних времен существуют следующие идеи. Например, у А. А. Гусейнова и Г. Иррлитца сообщается: софист Протагор призывал к философскому воспитанию для правильного управления собственной домашней и общественной жизнью 3; Демокрит ставил целью достижение хорошего расположения духа, евтюмии 4; Сократ видел смысл в достижении пробуждения от нравственной спячки 5; Эпикур стремился посредством философии к достижению атараксии, т. е. безмятежноневозмутимого состояния духа 6; стоик Зенон учил как достигнуть апатии, т. е. мужественной свободы от страстей и умеренности 7; скептики призывали к невозмутимости через овладение силой разума 8. Осмысливая мнения прочих представителей античной греко-римской философии, можно сказать, что общим местом для эпохи является понимание назначения философского образования как средства для достижения того, чтобы жить счастливой подлинной жизнью с помощью управления разумом собственными телесными и душевными движениями-чувствами, для чего их следует воспитать, укротить или подавить. В то же время в Китае, как сообщает Фэн Ю-лань, назначение философского образования заключается в возвышении разума и достижении высших ценностей, т. е. в постижении Дао, под которым понимается подлинная жизнь в единении с полнотой бытия в отличии от конкретного познания, т. е.
               
 1 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 602. 2 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 481. 3 Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 52-53. 4 Там же. С. 62-63. 5 Там же. С. 71. 6 Там же. С. 154. 7 Там же. С. 168-169. 8 Там же. С. 185-186.
56
 
приобретения какого-то частного позитивного знания и информации о явлениях 9. В Индии, по свидетельству С. Чаттерджи и Д. Датта, философия являлась составной частью жизни едва ли не каждого индийца, изучение которой способствовало достижению наилучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением и глубокой проницательностью, а не было только проявлением простого интеллектуального любопытства. Философыиндийцы в начале, как правило, указывают, чем их философия послужит конечным целям человека 10. Целью получения христианского философского образования, доминировавшего в европейские средние века, по свидетельству В. Г. Иванова, выступали заимствованные античные образцы там, где это было возможно, и притом переработанные в христианском религиозном ключе 11. Структурно повторялся классический набор: победа над преступными-ложными страстями, и обретение подлинной благодатной духовной жизни. Пожалуй, суть христианской традиции вполне репрезентативно выражена в XX в. Николаем Сербским: «Непреходящие ценности находятся в области этики, а не в технике» 12. О смысле получения философского образования в преломлении исламской традицией А. В. Смирнов сообщает, что вместе с особым уважением и высокой оценкой разума, знания и истины, занимающих особое место в исламской культуре, они, хоть и не исключительно, но в основном имеют религиозное содержание: «Смысл исламского Закона заключается именно в этом: создать наиболее благоприятные условия для жизни как на земле, так и после смерти» 13. Начиная с Нового времени в Западной Европе, через философскую рефлексию от Декарта до Гегеля, постепенно оформляется смещение в сторону логически-познавательного приоритета в получении философского образования. Интересно прочитать своеобразное описание итога этого смещения в уже цитированном, но более раннего советского издания (1987 г.) философском словаре – определение, которого в новом постсоветском издании уже нет: «Рассматривая логические формы и закономерности как осознанные и проверенные всей человеческой практикой формы и законы развития природных и общественно-исторических процессов, марксистская философия упразднила различение между онтологией, логикой и теорией познания.
               
9 Фэн Ю-лань Краткая история китайской философии / перев. на русский Р. В. Котенко; научн. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2017. С. 25-26. 10 Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия / перев. с англ., под ред. В. И. Кальянова. 3-е изд. М.: Академический проект, 2017. С. 19. 11 Иванов В. Г. История этики средних веков. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. С. 286. 12 Святитель Николай Сербский (Велимирович). Земля недостижимая. М.: Покров, 2003. С. 43. 13 История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А. В. Смирнова. М.: Академический Проект, 2013. С. 41.
57
 
Совпадение диалектики, логики и теории познания – основной принцип философии диалектического материализма… При таком понимании философии ее части – психология, этика, эстетика все более превращаются в самостоятельные науки, лишь по традиции считающиеся философскими» 14. Вот что пишут о назначении философского образования в России современные философы и преподаватели философии. Например, В. П. Лега пишет, что это необходимый элемент высшего образования, т. к. специалист с высшим образованием не просто ремесленник, а всесторонне развитый человек, понимающий связи между различными областями знаний 15. Е. Г. Волкова развивает и подчеркивает прагматический аспект философского образования: «отсутствие сиюминутной пользы совсем не свидетельствует о бесполезности того или иного предмета. Изучая философию (логику, культурологию и т. п.) мы развиваем своё мышление, тренируем, если хотите, наш мозг, как спортсмен тренирует своё тело» 16. Д. А. Гусев указывает границы для приложения философских знаний: «Поле деятельности философии необъятно, сфера любой частной науки узка и ограничена» 17. Наконец, Р. Р. Вахитов об универсальности философского метаязыка: «философия и есть наука о мире в целом. Как вы это сказали … об у-ни-вер-су-ме» 18. Вместе с тем, А. Н. Муравьев связывает назначение философского образования с культурно-образовательным процессом как таковым, для которого оно выступает одновременно и основанием и итогом 19. Причем философия, по мнению философа, для подавляющего большинства людей является наукой за семью печатями, что связано с трудностью ее дальнейшего логического развития 20. Но она как бы постепенно накапливает необходимую энергию и в будущем разовьется, чтобы разрешить мировой цивилизационный кризис. Отметим, что хоть и в связи с логическим развитием философии, смысл оного связывается с надеждой на решение этической проблематики. Наконец, несмотря на современную тенденцию исключать этику из исторически и метафизически родного для нее философского дискурса и сводить преподавание философии к передаче утилитарно-прагматических навыков мышления, А. А. Гусейнов настаивает на неизменности традиционного места этики в кругу философских знаний: «Этика – центр философии, имея в               

14 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. С. 511. 15 Лега В. П. История западной философии: в 2 ч. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Ч. I: Античность. Средневековье. Возрождение С. 5. 16 Волкова Е. Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное образование. 2015. № 2. С. 80-115. 17 Гусев Д. А. Популярная философия: учебное пособие. М.: Прометей, 2015. 536, [1] с.: портр. 18 Вахитов Р. Р. Беседы о философии с настырным «физиком». [Электронный ресурс]. URL: http://nevmenandr.net/vaxitov/dial_phis.php (дата обращения 03.09.2019). 19 Муравьев А. Н. Борьба за логос, настоящую философию и образование // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 3. С. 103-111. 20 Муравьев А. Н. Философия и опыт: Очерки истории философии и культуры. СПб.: Наука, 2015. С. 152.
58
 
виду под центром точку, в которую она метит. Она – ее итог, завершение. Философия сама становится этикой, трансформируется в этику. Это происходит таким образом, что философское познание мира, реализуемое через физику и логику, оказывается душевным преобразованием человека, который таким образом обретает мудрость, максимально приближается к ней» 21. Действительность этого утверждения, как представляется, подтверждает обзор истории философии. Цели философского образования повсюду, за исключением ряда отдельных философов новоевропейской традиции, сформулированы как цели этические, подчеркнутые религиозно или нейтральные, где силы разума мобилизованы на подчинение-преодоление чувственной стихии и ее упорядочивание и на приведение жизни в соответствие с высшим образцом 22. Ясно, что несмотря на различие конкретного содержания философских идеалов у греко-римлян, китайцев, индусов, христиан, мусульман и современных европейцев, можно вместе с тем и выявить единую логику в том, для чего изучать философию и какими средствами. Так понятое философское образование открывает нам философию как общезначимую и необходимую науку жизни, касающуюся всех и каждого. О каких средствах может идти речь? Они выводятся из целей традиционного философского образования, заключающихся в воспитании самообладания и приобщении к подлинной жизни. На этом пути общезначимы следующие умения: управлять и организовывать, преодолевать и приспосабливать, видеть и предвидеть 23. Нельзя сказать, что это исчерпывающий перечень, но он показывает специфику. Оказывается, что философия прежде всего занимается структурированием реальности, а самые общие ее инструменты в этом – волевое усилие и расчет. Иными словами, для того, чтобы заниматься философией, надо по необходимости как минимум иметь и развивать эти два таланта, а вот ожидать философских достижений от тех, у кого их нет или мало и только за счет каких-то иных талантов – необоснованно. Все это подводит к проблемам мужества и осознанности в философии, к умению различать подлинную и ложную философию для нас сегодня. Мужество названо философской добродетелью еще у Платона («Мужество я считаю некой сохранностью… человек сохраняет его и в страданиях, и в удовольствиях, и в страстях, и во время страха и никогда от               

21 Гусейнов А. А. Без этики нет философии (Ответы на вопросы журнала «Логос») // ЛОГОС: Философско-литературный журнал. Фонд «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара» (Москва). 2008. № 1 (64). С. 245. 22 Летягин Л. Н. Образование как «диалог со временем» // Диалоги об образовании. Российский и шведский опыт (Dialogues on Education. Russian and Swedish experience). СПб.: Изд-во «Лань», 1999. С. 366-375. 23 Валицкая А. П., Игнатьева И. Ф., Леонтьева Н. Л., Летягин Л. Н., Шоломова Т. В. Технологии управления репутацией: учебно-методический комплекс: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. 183 с. (Серия «Инновационная образовательная программа Герценовского университета»).
59
 
него не отказывается» 24; «И мужественным, думаю я, мы назовем каждого отдельного человека именно в той мере, в какой его яростный дух и в горе, и в удовольствиях соблюдает указания рассудка насчет того, что опасно, а что неопасно» 25; «хоровод свойств человека, обладающего философским складом? Впрочем, к чему сызнова его строить – ты ведь помнишь, что в него должны входить мужество, великодушие, понятливость, память» 26). Платону в этом вопросе согласно вторит и Аристотель («мужественным в собственном смысле слова оказывается, видимо, тот, кто безбоязненно встречает прекрасную смерть и все, что грозит скорой смертью, а это бывает прежде всего в битве» 27; «мужественными почитаются за [стойкое] перенесение страданий. Вот почему мужество сопряжено со страданиями и ему по праву воздают хвалу; в самом деле, переносить страдания тяжелей, чем воздерживаться от удовольствий» 28). Иными словами, необходимость мужества для философа предопределена тем обстоятельством, что истина во всей ее полноте, а не только в отдельном какомто аспекте, жизненная, а не стерильно-лабораторная истина, доступна только смелым и решительным людям. Тем, кто готов к смерти и неприятностям во имя осуществления истины. Помимо классиков философии о мужестве также много рассказывают история обществ и цивилизаций, войн и воинских этосов в различных региональных вариантах. Для прояснения деталей феномена мужества полезны все исследования в этих областях. Смена технологических укладов здесь не играет важной роли – разве что-то принципиальное изменилось в понимании мужественности со времен Платона и Аристотеля? У Платона в учении о душе яростное начало мужества есть праведный помощник разума в вождении колесницы души. Попробуй тут что-то изменить, сразу покажешься трусом. Это неотъемлемая волевая часть в сфере человеческой природы, которую можно также сравнить с движущим нервом философии, пренебрегать которым значит: 1) перестать философствовать; 2) не учить которому значит не учить философии; 3) а обращаться с философским посланием к тем, у кого этот нерв слабый, без предварительной его разработки, значит попусту тратить время. Не стоит искать гений философии там, где он в принципе не родится. Такая постановка проблемы философского образования связана с организацией осознанной правильной жизни. Ведь даже чтобы только сохранить имеющееся и не допустить упадка, уже необходима культура осознанности. Один из фундаментальных принципов которой сформулирован
               
24 Платон Избранное / перев. с древнегреч.; вст. ст. и комм. В. В. Шкоды. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2007. С. 160. 25 Там же. С. 177. 26 Там же. С. 232. 27 Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998. С. 205. 28 Там же. С. 211.
60
 
Демокритом: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости» 29. Философское образование сегодня стоит перед такими вызовами современности, как проблема разрешения уз вяжущего философскую энергию и несвойственного ей по сути гипертрофированного интеллектуализма и формализма 30. Перед проблемой разгребания и дешифровки накопившегося нагромождения «терминов-для-себя». Конечно, у философии свой особый язык. И все-таки, как отмечает А. Е. Зимбули: «испокон веку мудрецами почитали тех людей, которые не только лучше окружающих разбирались в устройстве мира, но и умели многие свои открытия-обобщения изложить языком, доступным для окружающих» 31. Причем важно предупреждать как усложнение, так и упрощение, сведение универсального метаязыка философии к какому-то одному ее аспекту, пусть и очень логическому, физическому или этическому. Хотя этический и нуждается более всего в восстановлении в своих законных философских правах как смысловое ядро философии. И, наконец, образование стоит перед необходимостью перехода от одержимости идеей развития и инновационности к освоению философского наследия, как оно исторически уже намечено в своих ключевых и несомненных ценностных позициях.
 
Литература:
 
1. Аристотель Политика. М.: АСТ: АСТ; Москва: Хранитель, 2006. 393 с.
2. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998. 1392 с.
3. Валицкая А. П., Игнатьева И. Ф., Леонтьева Н. Л., Летягин Л. Н., Шоломова Т. В. Технологии управления репутацией: учебно-методический комплекс: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. 183 с. (Серия «Инновационная образовательная программа Герценовского университета»).
4. Вахитов Р. Р. Беседы о философии с настырным «физиком». [Электронный ресурс]. URL: http://nevmenandr.net/vaxitov/dial_phis.php (дата обращения 03.09.2019).
5. Волкова Е. Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное образование. 2015. № 2. С. 80-115.
               
29 Демокрит // Философская мысль: от истоков до наших дней. Нижний Новгород, 1997. Ч. I. [Электронный ресурс]. URL: http://ritz-btr.narod.ru/dem.html (дата обращения 03.09.2019). 30 Шоломова Т. В. Интерпретация как защитный механизм культуры и гуманитарная технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 140. С. 85-92. 31 Зимбули А. Е. Лекции по этике. СПб.: Издательство «Пневма», 2018. Вып. 6. С. 257.
61
 
6. Гусев Д. А. Популярная философия: учебное пособие. М.: Прометей, 2015. 536, [1] с.: портр.
7. Гусейнов А. А. Без этики нет философии (Ответы на вопросы журнала «Логос») // ЛОГОС: Философско-литературный журнал. Фонд «Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара» (Москва). 2008. № 1 (64). С. 239262.
8. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589 с.
9. Демокрит // Философская мысль: от истоков до наших дней. Нижний Новгород, 1997. Ч. I. [Электронный ресурс]. URL: http://ritzbtr.narod.ru/dem.html (дата обращения 03.09.2019).
10. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 620 с.
11. Зимбули А. Е. Лекции по этике. СПб.: Издательство «Пневма», 2018. Вып. 6. 273 с.
12. Иванов В. Г. История этики средних веков. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. 464 с.
13. История арабо-мусульманской философии: Учебник / Под ред. А. В. Смирнова. М.: Академический Проект, 2013. 255 с.
14. Лега В. П. История западной философии: В 2 ч. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Ч. I: Античность. Средневековье. Возрождение. 544 с.
15. Летягин Л. Н. Образование как «диалог со временем» = Education as the «Dialogue with Time» // Диалоги об образовании. Российский и шведский опыт (Dialogues on Education. Russian and Swedish experience). СПб.: Изд-во «Лань», 1999. С. 366-375. (Серия «Учебники для вузов. Специальная литература»).
16. Муравьев А. Н. Борьба за логос, настоящую философию и образование // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 3. С. 103-111.
17. Муравьев А. Н. Философия и опыт: очерки истории философии и культуры. СПб.: Наука, 2015. 325 с., [1] л. портр. (Слово о сущем). 18. Шоломова Т. В. Интерпретация как защитный механизм культуры и гуманитарная технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 140. С. 85-92.
 


Рецензии