Войны в науке. Спор творца с копиистами

СПОР ТВОРЦА С КОПИИСТАМИ

Очень поучительна была история со спором автора с Б.И.Сергеевым и всей  его группой. Когда в течение практически одного года от коллегиальности работ в группе ничего не осталось и все практически вдрызг разругались, состоялся открытый разговор группы. И это важное и полезное дело было, для всех участников.  При попытке внушения со стороны руководителя группы главному зачинщику чистоты изобретательского творчества, т.е. мне, недопустимости действий по единоличному или без руководителя авторства любой разработки в группе состоялось публичное аутодафе в виде словесной порки. Но наказуемый не понял своего положения изгоя из творческого, как им казалось, коллектива и выставил свои контраргументы, что не он кормился из общего котла группы, а они все развивались за его счет.

И предложил им следующее разрешение данного спора,  что он берет самую основную схему мягкой наливной конструкции мягкой плотины, которая может быть работоспособной только под избыточным давлением внутри, режет ее и получает именное авторское свидетельство. Была такая форма защиты изобретений в СССР, разве что у обреченных единоличников по всякой мелочи, так как для больших и крупных исследований требовались коллективные усилия и, соответственно, заявки на авторские свидетельства.

Более того, он заявил, что на основе этого решения он создаст свое научное направление. А они должны были бы публично это признать его роль генератора идей в группе и не пытаться еще чего спереть или оспорить.

И ведь уже через год доказал, получив именное авторское свидетельство на названную им «самонаполняемую» гибкую плотину. На основе которой в дальнейшем он создал крупно-перфорированную гидротехническую поверхность как основу совершенно нового направления в гидротехнике. С этого момента – рождения нового научного направления «экологически чистой гидротехники» Лагутова В.В. пути его с группой мягких Б.И.Сергеева совершенно разошлись. Все их служение науке заканчивалось защитой кандидатских и докторских диссертаций. Пользы от них практике, в частности, за редким исключением вроде нескольких добросовестных пахарей, не было никакой, так и в общем направлении от основной группы мягкой гидротехники в Новочеркасске и стране. Сдохла дойная колхозная корова,  но обернувшись полусотней, может и более кандидатов и докторов технических наук.

Прошло много лет, ушли 1970-е и наступили 1990-е годы, и как-то в научной библиотеке НИМИ из чистого любопытства автор изучал работоспособность членов той группы мягких. Очень хорошо работал только один – мой старый сокурсник и товарищ, ставший доктором и даже заслуженным гидротехником,  Виктор Алексеевич Волосухин с несколькими десятками статей в год, было еще два или три вообще писавших какие-то научные статьи. И все… Не было никакой творческой группы равных. Никогда. Было несколько лидеров в разных ипостасях, и остальные тихоходы, шедшие в крейсерском ордере по велению руководителя Б.И.Сергеева с флагом в руках за льготами и кормными местами.


   
  ПРИЗНАНИЕ Б.И.СЕРГЕЕВА 

При уходе из НИМИ Б.И.Сергеев, о чем он заранее не говорил никому из членов группы, провел своеобразный научный тест. Он заключался в его просьбе лидерам и активу своей группы расписать программу действий лаборатории мягких гидротехнических конструкций на случай, если он лично оставит науку, чтобы было, кому продолжить его дело. Программа у меня была уже давно готова и сдана ему на смотрины. Он потом был удивлен результату – только один его работник составил такую развернутую программу действий на нескольких страницах на несколько лет вперед. Это и был генератор идей и конструкций группы мягких гидротехнических конструкций в лице автора. На следующий же день все узнали, что группа по теме в НИМИ была закрыта, и сам Б.И.Сергеев ушел в ЮжНИИГиМ с несколькими нужными ему работниками на новые хлеба. Способный он человек был в определенном ракурсе – зачем ему в будущем какая-то конкуренция…

Много позже, моей матери, он в прямом разговоре сказал, что не ждал такого подарка.  Да и мне самому в Крыму, в Симферополе на какой-то конференции, когда был уже проректором местного университета, подтвердил, что этот шаг был его ошибкой, и он бы теперь все сделал иначе. Он не ожидал такого результата на свой тест… развернутую программу действия для всего мягкого направления гидротехники. 

Он даже не пришел в первый день конференции в президиум, чтобы не встречаться со мной. Его супруга была, и на мой вопрос о его отсутствии, прямо сказала причину отсутствия Б.И.Сергеева - уже профессора Крымского университета, кандидата на пост Президента Крыма: не хочет встречаться, так как сделал много нехорошего по отношению ко мне. Я же попросил ему передать только благодарность за хорошую школу жизни, так как без его выучки, меня бы просто сожрали в НИМИ. Была откровенно удивлена, откуда я знаю про его желание участвовать в выборах Президента Крыма.  Да я же хорошо знаю его данные и способности. Максималист, как и я. На следующий день он уже со мной разговаривал. Умел себя держать. Зла на него уже не было, хоть он и сломал всю научную карьеру. Да и встретились то случайно – он то вроде уезжал работать в Днепропетровском СХИ.


Рецензии