Паллиатив в политике. Охота на слова

Фразу ПАЛЛИАТИВ В ПОЛИТИКЕ    я впервые услышал от Дмитрия Тарана. Случилось это в день, когда Никита Михалков выступил с обращением в связи со снятием его  очередного выпуска «Бесогона» с повторного  эфира. При этом Дмитрий Таран назвал выпуски «Бесогона» разновидностью  паллиативной политики в средствах массовой информации. При этом он повторил фрагменты «Бесогона» разных лет, связанных с нулевой реакцией властей на призывы изменить систему информации и воспитания детей в Ельцинцентре, где история России представлена как череда насилия, глупости и бессмыслицы, и только с приходом Б.Н. Ельцина к власти страна якобы становится Великой. Председатель верхней палаты Валентина Матвиенко заявила, что Михалкова услышали. Прошли годы – ничего не изменилось. Кто же услышал и кто же отреагировал?

Второй фрагмент, на который обратил внимание Дмитрий Таран в «Бесогоне», это мировая финансовая система, весьма не справедливая, и участие богатейших людей планеты в финансировании принудительной медицины и создания  вакцин и вирусов для уменьшения численности населения до одного, так называемого, золотого миллиарда. Отмечена и роль Германа Грефа, руководителя Сбербанка, в контроле за уровнем образования в России. Высокий уровень образования населения не позволит этим населением манипулировать…

Рассказывая об этом на сайте «Аврора»,  Дмитрий Таран заявил, что  в последние годы творчество Никиты Михалкова столь же  паллиативно, как и деятельность основных каналов российского телевидения, где негатива больше во много раз, чем добрых познавательных программ. Я с Дмитрием Тараном согласен на все сто, хотя всегда поддерживал  выступления Никиты Михалкова. Я знаю, что он приложил гигантские усилия по очернению нашего прошлого.

После просмотра многих его фильмов о Великой Отечественной войне, где между офицерами вражды больше, чем взаимодействия, я всегда ставил для себя вопрос: «Как же Советская Армия победила, если  её возглавлял жестокий тиран, а между генералами была только вражда»? Значит, великий режиссёр Никита Сергеевич нагло врёт… Или он конъюктурщик, флюгер, улавливающий малейшие дуновения ветра на самых верхних этажах власти?  А теперь он пытается вроде бы не врать и вызвать интерес к своим работам.  А работы эти реально паллиативные. Они возбуждают, но не подсказывают, что делать, как, например, у Владимира Маяковского: «И решила кроха. Буду делать хорошо и не буду плохо».

Что такое паллиатив, мне объяснять не надо. Почти три года у меня тяжело болела жена – заболевание мозга, глиобластома. Она была прикована к креслу инвалида. Нам очень хорошо помогли частные фирмы, с Аидой делали ежедневно гимнастику, её умывали по утрам и вечерам, ей ставили уколы. Я тоже многое научился делать. В клиниках, куда мы обращались, у семейного врача мы встречали полное взаимопонимание. Все действия медиков были подконтрольны. Я не имею оснований жаловаться на что-то в обслуживании. Если мне не хватало знания немецкого языка, я привлекал переводчиков. У меня есть записи по каждому дню, по ним могу восстановить, когда и с кем был тот или иной разговор. Мне помогли оформить доверенность, по которой без моего ведома не делали ни укола, ни исследования. Я всегда был рядом. Но был заключен  договор с паллиотивной  медициной.

Меня убеждали, что мне будет легче, если она будет под паллиативным надзором. Я не соглашался, хотя было много моментов, когда из дома её увозила скорая помощь.
Что мне не нравилось. Лечащий врач – это была женщина лет сорока – с первой встречи заявила, что болезнь неизлечима – по-немецки  unheilbar. И я, и переводчики пытались завуалировать этот факт. Мы очень  много тренировались и вместо отведенных месяца – полтора Аида прожила около трёх лет. Считаю, что только за счёт тренировок и надежды больной, что всё будет хорошо, она протянула до января 2017 года. Осенью 2016 года во время очередной встречи лечащая врач сказала по-немецки, что Рождество мы встретим вместе, а дальше следует готовиться. Это было в сентябре. В тот же день ко мне подошли специалисты паллиативной медицины, я продлил договор, но не подпустил их к своей жене. До нового 2017 года у нас было относительно нормально, хотя Аида говорила всё хуже, приближалась к растительному существованию, многое перестала понимать.

На новый год приехал сын из России, к нам пришли и друзья, и родственники. Аида сидела с нами, пыталась быть весёлой, но эта весёлость выражалась  по сути одним словом: «Да, да, да». Но с разными оттенками. А потом ей стало плохо.  Я сделал ей внутримышечную инъекцию, как меня научили,  и вызвал скорую помощь. В клинике она попала в руки паллиативщиков. Мы с сыном дали согласие поместить её в отделение паллиативной помощи, но выяснилось, что мест нет. Места были только вблизи бывшего ядерного центра Йюлих, но это 60 километров от Дюссельдорфа. Я отказался, мне предложили забрать её домой. Привезли домой. Ни на один мой вопрос она не реагировала. А потом она открыла глаза и обвела взглядом всю комнату. Заулыбалась, успокоилась и уснула. Утром пришёл физиотерапевт, при нём она пыталась улыбаться. А на медсестёр, которые её мыли, на паллиативных врачей она уже никак не реагировала. Каждое утро в тот январь в комнату, где она лежала, заглядывало солнышко, она его лучей словно не замечала. Солнце же освещало ей лицо. 22 января солнце тоже светило около 10 часов. Паллиативная медсестра сказала мне, что это её последнее утро. Ровно в полдень она умерла. Я был за компьютером на кухне, но сразу понял. Вошёл в зал, она лежит с открытыми глазами и разинутым ртом. Она была тёплая. Я закрыл сперва глаза, потом сжал и подержал рот. В тот же момент заметил, что на улице пошёл дождь.  Позвонил приятелям. Вызвал медсестёр. Далее действовали они: констатация смерти, вызов специалистов похоронного бюро…

 Что я вынес из всего этого? Паллиативная медицина помогает человеку  избавиться от болей и быстрее отправиться на тот свет. А это значит, что и паллиативная политика ничего доброго человечеству не несёт, но она может всё человечество отправить на тот свет.

Смотрим Википедию.

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ (от фр. palliatif от лат. pallium — покрывало, плащ) — подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов (детей и взрослых) и их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с опасным для жизни заболеванием, путём предотвращения и облегчения страданий за счёт раннего выявления, тщательной оценки и лечения боли и других физических симптомов, а также оказания психосоциальной и духовной поддержки.

Термин «паллиативный» происходит от паллиатив (паллий, покрывало, греческий плащ, верхнее платье) — неисчерпывающее, временное решение, полумера, закрывающее как «плащ» саму проблему — что отражает принцип паллиативной помощи: создание защиты от тягостных проявлений болезни, но не лечение самой болезни.

Цели и задачи  паллиативной помощи:
• облегчает боль и другие доставляющие беспокойство симптомы;
• утверждает жизнь и относится к умиранию как к естественному процессу;
• не стремится ни ускорить, ни отдалить наступление смерти;
• включает психологические и духовные аспекты помощи пациентам;
• предлагает пациентам систему поддержки, чтобы они могли жить насколько возможно активно до самой смерти;
• предлагает систему поддержки близким пациента во время его болезни, а также в период тяжёлой утраты;
• использует мультидисциплинарный командный подход для удовлетворения потребностей пациентов и их родственников, в том числе в период тяжёлой утраты, если возникает в этом необходимость;
• повышает качество жизни и может также положительно повлиять на течение болезни;
• применима на ранних стадиях заболевания в сочетании с другими методами лечения, направленными на продление жизни, например с химиотерапией, радиационной терапией, ВААРТ.
• включает проведение исследований с целью лучшего понимания и лечения доставляющих беспокойство клинических симптомов и осложнений.

Методы  паллиативной помощи:
• Адекватное обезболивание и купирование других тягостных симптомов.
• Психологическая поддержка больного и ухаживающих за ним родственников.
• Выработка отношения к смерти как к закономерному этапу пути человека.
• Удовлетворение духовных потребностей больного и его близких.
• Решение социальных и юридических, этических вопросов, которые возникают в связи с тяжёлой болезнью и приближением смерти человека.

Слов много. Но мы-то знаем, что этот остров, этот остров необитаем. То есть абсолютно. И паллиатив в политике  ведёт к деградации и уничтожению всего человеческого. Но этому можно противостоять.  Прав Фёдор Тютчев, когда сказал:

Счастлив, кто посетил сей мир
 В его минуты роковые.
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Печатается по тексту третьего тома журнала «Современник», изданного А.С. Пушкиным в октябре 1836 года.

Радуйтесь, люди. Мы живём как раз в такое время, когда идёт обострённая борьба ДОБРА со ЗЛОМ. И выбор в этой борьбе зависит от каждого из нас.


Рецензии