Восьмая жизнь

http://proza.ru/2018/01/12/1748

Моя первая жизнь. Детство, садик, учеба в школе. Вторая - студенческие годы в Ленинграде. Третья жизнь - жизнь в Прибалтике, четвертая- Архангельск. Пятая - Новороссийск, шестая — Новороссийск - пенсия, но я работаю. Седьмая – Новороссийск – пенсия, но я не работаю. Восьмая – жизнь без Виктора.

"Пока смерть не разлучит нас» - так звучал отрывок клятвы перед алтарем. 45 лет назад я услышала эти слова в загсе. Свадьба. Молодость. Друзья. Семья. Карьера. Рождение сына. Все это было. Недавно и так давно.

Ты так хотел жить, любить и путешествовать. Семь лет назад мы справились с бедою. Пересадка печени. Возвращение к жизни.

Помню, как ты впал в депрессию, когда узнал о том, что знакомые по клинике, которые тоже перенесли пересадку, вдруг «ушли в иное измерение». Ты мне высказал, что я мечтаю побывать в Карловых Варах, а тебе, мол, не придется. И мы поехали туда, побывали в Праге, в Карловых Варах, в Дрездене.

Наши путешествия с тобой незабываемые. С рюкзаком и гитарой. Карпаты. Кавказ. Мотороллер. Выходные в горах. Ночь в палатке. Походный примус и нехитрая еда. На машине мы объехали европейскую часть России. Золотое кольцо. Путешествие по Волге. Кижи, Валаам, Петрозаводск, Санкт Петербург. Осуществили твою мечту и побывали в Таиланде. Наши санатории. Мы узнавали все новые и новые места. Крым,Сочи, Анапа, Геленджик, Минеральные воды, Кисловодск, Ессентуки.
 
Твоя любовь к общению. Гости Севера, да и не только. Ты каждый раз готовился к встрече, намечал программу и дарил гостям свой фильм о поездке.

Увлечения. Ты был одержимым человеком. Чеканка. Подводная охота, видео фильмы. Мотороллер. Машина. Компьютер. Твое увлечение спортом, ты был фанатом нашей городской команды футбола. Нам удалось побывать на чемпионате Мира по футболу и на паралимпиаде.

Ты врач и это осложняло твое состояние, когда обследование с контрастом показало метастазы.  Начались бесконечные бессонные ночи, стоны, беспомощность, обезболивающие уколы, вызовы врачей.
 
Месяц угасания стали для тебя и меня испытанием. Слез не было, горе комком застыло в горле, чувство беспомощности и безысходности охватило все мое существо, когда сердце твое остановилось.Самая настоящая боль — в слезах, которые никто не видит… Но еще больнее тогда, когда плакать уже не можешь. Потому что слезы поселяются глубоко в сердце. И там их уже невозможно утереть…

Нам не подвластно оспаривать Высшую Силу. Она и только она решает сколько прожить, с кем прожить и как. 

Конечно, боль никуда не девается. Просто мы постепенно к ней приспосабливаемся, укрощаем, учимся держать под контролем. Когда нужно соприкоснуться со своей утратой, внутренне готовимся к этому. И спокойно делаем, что требуется, оформляем нужные документы, ходим на кладбище, организуем поминки.

Но тут – внезапно выскакивает, словно черт из табакерки, какой-нибудь мгновенно пробуждающий воспоминания факт – та самая песня, общий знакомый, запах твоего одеколона в толпе или точно такая же куртка… И все, пала броня. И снова хватает за горло невыносимая боль.

Но и это – нормально. Это в нас кричит и бьется наружу любовь к тому, кто ушел, но ее никак уже не выразить, не отдать.

И все равно, любовь – это самое замечательное, что есть у нас, что было, между нами. Боль, которая накатывает– это тоже любовь. И, как ни странно, она и помогает нам выжить, придает смысл страданиям. Окрашивает смыслом ту жизнь, которую нельзя вернуть, и ту, которую приходится вести теперь.

Любить свое прошлое – нужно и правильно. Принять свою боль как новую часть и факт своей жизни – придется. Принять и смириться с этим фактом.

В первые месяцы или даже годы через подобное проходят все вдовы, и я не исключение. Затем происходит «отпускание» - постепенное отделение своей жизни от общей жизни с мужем, т.е. с тобой. Приходится самой действовать – принимать решения, преодолевать трудности, и начать строить свою новую, отдельную жизнь.

Вам нравится, когда вас жалеют? Мне – нет. Сочувствие – это другое, это сопереживание. А жалость – она как бы свысока, - «Да, не повезло тебе…» А сами думают: «Со мной же такого не случилось. Может, с ними что-то не так, может им по заслугам досталось?» Молчат, конечно, но я же чувствовала это отношение свысока. Близкие подруги так себя не ведут, но есть же еще знакомые, коллеги, дальняя родня.

Для меня ты жив и где-то рядом, в воспоминаньях, в сердце и в мечтах. Душа всегда жива, она всё знает и видит, как страдаю я сейчас! На небе стало больше ангелом одним, и это очевидно, точно знаю! Сегодня, завтра и всю жизнь я помню, люблю и скорблю!

Мне дороги слова Эльдара Ахадова

Вся жизнь - на грани поединка:
Любовь, отчаянье, полёт...
Душа - как чёрная пластинка:
Ей больно, а она - поёт...

На фото Виктор на стадионе


Рецензии
Слова поддержки и сочувствия от души выражаю, дорогая Наташа!
Мне пришлось пройти сквозь боль и нестерпимые муки:в детском возрасте потеряли сына...
Светлая память дорогим и незабвенным людям...

Ольга Боровикова 2   18.09.2023 15:02     Заявить о нарушении
Когда уходит близкий человек, он оставляет в нас себя частицу.
Конечно, он уже не возвратится.
Но в наших силах продолжить его земное путешествие делясь этой частицей с другими.

Наталья Скорнякова   18.09.2023 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.