Дорога к пупурным полям

Владимир Митюк. Дорога к Пурпурным полям.

Он не заслужил света, он заслужил покой (Левий).

Я думал начать примерно так.

Всем известно, что наш путь конечен. Мы непременно задумываемся об этом, а потом привыкаем к неизбежному.

Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус! (Воланд).  Но если он случайно жив, но бесполезен, что с ним делать? Объяснив, что его уход – на благо человечества. Ну, или проще. Однако жизнь вносит свои коррективы.

В конце февраля я написал рассказ «Ворона и Лисицын» про странную дружбу одинокого старого человека и птицы. Прочёл на семинаре, получил замечание, а потом началась пандемия, и я добавил следующий текст. И это было в самом начале марта.

Никто не мог предвидеть, как всё обернётся.

 «Семёныч, как твоё семейство?» – «Вашими молитвами, обеспечены и в безопасности. И с твоими всё в порядке, я слышал». – «Да, и счета надёжные, не докопаться. Только одно беспокоит».  – «Что?» – «Денег нет,  Петрович, – собеседник покачал головой, – и где добыть, не представляю». – «Тебе ли жаловаться!» – «Да я не жалуюсь, пенсионеры, на всех не хватает. Не пойдёшь же в очередной раз клянчить в правительство. Начнут копать, а деньги, сам знаешь, где». Петрович задумался… «А если уменьшить число пенсионеров?» – «Как? Уже пенсионный возраст повысили, куда уж больше…» – «Ты не понял…. А если….», – мысль Семёныча была не нова, но трудно реализуема. А про пурпурные поля читали оба.   

Их размышления прервала невесть откуда налетевшая стая ворон. «Кар, кар-р-р». Неслось со всех сторон. «И здесь покоя нет!» – Петрович зарядил двустволку дробью и выстрелил в стаю. Однако ни одна из птиц не пала жертвой неприцельного выстрела, на них же с неба прилетает «ответка»… Именно это стало недостающим звеном – «Вот он, воронавирус!»

И они наивно думали, что их это не затронет.

Поначалу можно было подумать, что новая напасть из серии «Теории заговора». Оказалось, нет. Но осадочек остался. Погибали, прежде всего, обладатели других недугов, больные люди. Вирус убивал и убивает не только сам, а снижает сопротивляемость организму имеющимся болезням.  И правда, зачем лечить больных, от которых проку нет? И освободить место для новых поколений?

***

Роберт Крэйн.

 Мир чудом уцелел после третьей мировой войны. Власть в США взяла в свои руки молодёжь. Люди старше тридцати пяти лет оказались не у дел. Для них нет работы, им не разрешают заводить детей. … И за особые заслуги отправляют на Пурпурные поля, где… вечная молодость. 

Только никто не знает, где они, а жизнью людей управляет программа. Напоминает Большого брата, не так ли?

Когда я впервые прочёл этот рассказ, написанный в 1953 году, я был в три-четыре раза моложе. Но запомнил навсегда. И, когда вернулся в этой теме – возраст, наверное, и обнаружил, что тема волнует не только меня.

Давно я слышал, или читал, что в горных аулах беспомощных стариков уносили на плечах высоко в горы, и оставляли там. На волю господню, пока не умрут и их тела или не будут съедены дикими зверями или птицами. Дико, но объяснимо – необходимо дать выжить роду. И парсы? Даже в Мумбаи есть «Башня смерти», зачем она? То ли там хоронят, то ли…. И трупы расклёвывают ястребы, которых в городе не меряно. Но факт – туда попасть непосвящённым невозможно. Я склонен считать это мифом, т.к. парсы (их осталось от 120 до 150 тысяч) по вероисповеданию зороастрийцы, но мифы зачастую являются следствием отражения реальности. Правда, эту башню в Мумбаи мне найти не удалось.

О том же – наверняка, ориентируясь на легенды индейцев, писал Джек Лондон в рассказе «Закон жизни». Немощных стариков отводили в лес, оставляли им небольшой запас продовольствия, и уходили навсегда. А старики ждали, что за ними вернутся, но это не происходило. Никогда. А их поедали дикие звери. Об этом, в частности, напомнил Президент, говоря в выступлении по видеоконференции по коронавирусу.
Не уверен, к месту ли это, но в некоторых ситуациях … принимаются решения…. В своё время меня потрясла повесть Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря» про нивхов. Оказавшись в  безвыходной ситуации, старшие один за другим покидали затерявшуюся в тумане лодку, чтобы дать шанс на жизнь ребёнку. Но это - безвыходная ситуация.

Сейчас же ресурсов планеты хватает, чтобы прокормить народонаселение, а избавления от бесполезного старшего поколения выглядит как очередная теория заговора. Но как же Маугли? «Акела промахнулся!» Судьба старого вожака предрешена. Естественный отбор? Или неизбежная смена поколений? Ну, наши-то Акелы практически бессмертны.

Те же, кто вершит их судьбы…

Идеальный гениальный ребёнок…. Вот оно что! Леонид Позин в своём рассказе «Опасная игра» (сборник фантастики «ПроФан-2», СПб, 2020) просто рассказывает о судьбе родителей, мечтавших вырастить идеального и успешного ребёнка с помощью супер-таблетки, и это им удаётся.  Только вот идеален он не во всём – да, умён, сделал карьеру. А потом…. Наверное, следует привести цитату полностью. 

Дорогой сыночек, сообщаю тебе, что наш папочка умер. Похороны через три дня. Приезжай, я совсем одна.
– Алло. Здравствуй, мама. Мне очень жалко папу, но приехать я никак не могу. Я уже говорил тебе, что сейчас сильно занят. А ты не кисни, пока.

***
– Господа депутаты! Разрешите открыть заседание парламента. Слово для внесения законопроекта предоставляется Владиславу Сергеевичу Селезнёву, депутату от партии «Народная власть».

– Уважаемые господа депутаты! Хочу обратить ваше внимание на успехи, которых достигла наша страна. Я думаю, подробно останавливаться на этом не стоит. Всем здравомыслящим людям тут всё ясно. Конечно, есть горлопаны, которые не устают кричать о бедности части населения, о большой разнице в доходах сверхбогатых и основной массы людей, о необходимости дифференцированного налогообложения, о коррупции чиновников. Понятно, что их высказывания делаются ради пиара и для подрыва стабильности в обществе. Нужно признать, что они, эти горлопаны, добились определённого снижения стабильности и безопасности. Иначе как можно объяснить увеличение числа криминальных проявлений на улицах городов и других населённых пунктов. В этих условиях депутаты парламента и члены правительства не могут эффективно выполнять свои обязанности. Поэтому предлагаю принять закон, позволяющий им и их охране, при необходимости применять стрелковое оружие против субъектов, угрожающих устоям государства. Ввиду переполненности тюрем наша партия вносит на рассмотрение вопрос о смертной казни лиц, участвовавших в антигосударственной деятельности.

Кроме того, исходя из экономических и экологических соображений, мы предлагаем ввести в закон положение об утилизации тел казнённых преступников, для получения продуктов животного происхождения. Депутаты парламента и члены правительства, лично защитившие себя и государство от преступников, наделяются правом использовать их тела по своему усмотрению. Подробно ознакомиться с законопроектом вы имели возможность ранее. Спасибо.
– Есть ли желающие выступить? Если нет, прошу голосовать… Единогласно. Закон принят.
 
***
Вот оно что! Не только безразличное отношение к старшему поколению, но и использование на «благо общества» сначала «тел казнённых преступников», а потом…  Следующий этап – это утилизация лиц, достигших определённого возраста.

Но перед этим – читаем рассказ Евгения Полякова «Вход ограничен для граждан старше сорока семи лет» («Антология мифа -20182, Севастополь), где общество ограничивает общение с лицами старше определённого возраста. И тут же – … для лиц моложе сорока семи. Тоже ограничение. Герой размышляет, что же будет с ним, но граница уже определена. Хотя меньше, чем у Крейга – там лимит – 35. И всё подаётся, будто так и должно быть.

И тут же – рассказ Александр Милютина «Программа утилизации», (журнал «Фанданго, №37, 2019 г.). Рассказ небольшой, читается залпом. Ничего лишнего.
Здесь тоже идёт речь об ограничении по возрасту. Правда, есть индивидуальные программы, которое в итоге заканчиваются утилизацией.  В принципе, утилизация неизбежна для всех, но – не принудительная. Можно не пустить прах на удобрения, а просто развеять его над Пулковской обсерваторией, в которой долгое время работал Борис Стругацкий. Я часто проезжаю или прохожу через площадь Братьев Стругацких на Московском проспекте СПб (соблюдая самоизоляцию в меру своих возможностей, далеко от дома не удаляюсь), и каждый раз вспоминаю их произведения – может, не все оптимистичны, но написанные с большим юмором и ставшие для поколений неким прыжком в фантастику. 

К сожалению, помню содержание, почти дословно, но вот автор! Память подводит, или насупило переполнение информации? Суть рассказа в том, что высокопоставленный чиновник, собирающийся на пенсию, выступает с трибуны. Его все поздравляют, желают прекрасной жизни.  И он тоже счастлив – ведь, достойно поработав, он отправляется не в резервацию, а в некую волшебную страну. Правда, при этом оттуда невозможно позвонить или связаться с кем-то. Но зачем? Рай, изобилие. 

Транспорт доставляет его в нужную точку. Он радостно входит в ворота и…

Через некоторое время на конвейере появляется новый брикет с номером и датой. Удобрение. Всё должно идти в дело.

Нужны ли выводы? Эксперименты нацистов по утилизации, ограничение сроков пребывания человека на земле.

***
Так и живём, пока кому-то нужны и полезны. Если нас не скосит война, невидимые вирусы и болезни. Или безжалостная программа не отправит на пурпурные поля.


Рисунок предоставил Максим Швец


Рецензии
грустно... но правда. Слог хороший, гладко..
успехов!

Наивный   03.09.2020 18:28     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Да, правда.

Владимир Митюк   03.09.2020 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.