Об Оливере Кромвеле и Сэмюэле Батлере

К Оливеру Кромвелю и Английской революции у меня с самого начала было довольно неоднозначное отношение. Помнится, в школе на уроках новой истории мне внушали, что Кромвель герой, человек передовых взглядов, благополучно свергнувший монархию и установивший в стране протекторат. Какое-то время я считал, что это очень хорошо и Кромвель – действительно герой. Но, когда года через два прочитал роман Александра Дюма «Двадцать лет спустя», где мои любимые герои – мушкетеры во главе с Д’Артаньяном пытаются спасти (и, конечно же, безуспешно) английского короля Карла I из рук этого новоявленного диктатора, мое отношение к Кромвелю резко поменялось.
И вот сегодня, спустя сорок с лишним лет, мне снова довелось встретиться с этим довольно-таки неоднозначным историческим персонажем.
Знаменитый английский поэт-сатирик эпохи Реставрации Сэмюэл Батлер (1612 – 1680) к Кромвелю, как, впрочем, и многие его современники, относился крайне отрицательно. Хочу предложить вашему вниманию две баллады этого поэта, где в резко сатирической форме выведен не только Кромвель, но и некоторые его собратья по оружию. От комментариев на этот раз воздержусь, скажу лишь одно: оба этих произведения на русском публикуются впервые, поэтому, я надеюсь, заинтересуют не только любителей английской поэзии, но, возможно, и некоторых историков, интересующихся Кромвелем и проводимой им политикой.

________________________ 

Вступительная статья к двум балладам о Кромвеле Сэмюэля Батлера, опубликованным в сетевом журнале "Точка. Зрения" (11.03.20 г.)


Рецензии