Павший в 42-м на Ленинградском фронте

Рассказ о погибшем деде

4 мая 2020 г.

Мой дед Иванов Егор Васильевич в сентябре 1941 года ушел на фронт из села Нагорское Глядянского района Челябинской области (ныне – Притобольный район Курганской области), в котором жил и работал до войны. Уходя, он оставил жену Анастасию 30 лет и трех дочерей – Валентину 11 лет, Галину – 5 лет и Нину, которой еще не исполнилось и 2 года. Ему было всего 34 года.
Ушел и не вернулся – пал смертью храбрых на поле боя. В 80-е годы у меня еще хранилась похоронка, но к стыду своему утратил ее во время многочисленных переездов. Моя мама – старшая дочь деда - в середине 80-х ездила на места боев и гибели деда, привезла фотографию обелиска на братской могиле. Но о нем я скажу позже.
Дед воевал стрелком 27 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте. Согласно информация из донесений о безвозвратных потерях, найденных в военных архивах,  мой дед, красноармеец Иванов Е.В. погиб через полгода после призыва, на 236-й день войны  - 12 февраля 1942 года. В том бою у деревни Дягилево погибли все, а тяжело раненных советских бойцов, по воспоминаниям местных жителей, фашисты добили на поле боя. Ночью те же жители похоронили павших воинов во временную братскую могилу...
Погибших у деревень Дягилево, Чёрное, Лунево, Печище, Ожейеды, Новый Новосёл, Николаевское в 1964 году перезахоронили в деревне Любно Маревского района Новгородской области - всего 429 человек. В 1970 году там был установлен гранитный обелиск.
Первичное место захоронения моего деда было у деревни Дягилево Молвотицкого района Ленинградской области. И его останки  тоже были перезахоронены в братской могиле в деревне Любно Маревского района Новгородской области. Надо уточнить, что часть районов Ленинградской области после войны была передана Новгородской области, поэтому разные названия области и районов.
Жалею, что в молодости не записывал рассказов мамы о годах военных лихолетий – казалось, что и так никогда не забуду. Увы, все забывается…  И остались в памяти лишь обрывки воспоминаний, как в деревенской школе проходили уроки начальной военной подготовки, как зимой мама ходила в Курган за 30 километров, чтобы хоть что-то выменять в городе у эвакуированных для младших сестер… И те же 30 км надо было пройти обратно… Почти все ныне стерлось из памяти…
Всего из Нагорского сельского совета ушли на фронт 368 человек… вернулись только 122… Погибли 246 - из села Утятское, из Новой деревни, из Вавилково - погибли 145 человек, из села Нагорского – 101 человек. Может быть, 101-м и был мой дед?...
В 1960-х годах в село Нагорское я не один раз приезжал в дни школьных каникул и помню скромный сельский обелиск, тем, кто ушел и не вернулся... В 1975 в селе окрыли новый мемориал погибшим в Великой Отечественной...
И еще вспомнился рассказ мамы об одном из вернувшихся – тяжело раненном и контуженном… Когда показывали в сельском клубе кино про войну и раздавались выстрелы и взрывы, он сразу падал на пол и начинал «отстреливаться, бросать гранаты и звать в атаку»… А мама рассказывала, что в первые послевоенный годы перечитала все доступные ей книги о войне… Сегодня, с высоты прожитых 60 лет, я понимаю, что девочка-подросток искала там ответы на жизненно важные вопросы…
В центре Кургана от городской площади к Вечному огню ведет аллея Славы. На чугунных плитах отлиты фамилии зауральцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Есть там и фамилия моего деда – Иванова Егора Васильевича…
Вечная память Героям!


Рецензии
Олег, благодарю Вас за рассказ. Мой дед тоже погиб на Ленинградском фронте в 1942-ом. Не знал о перезахоронениях в Новгородской области. Спасибо!

Михаил Латышев   17.05.2020 20:29     Заявить о нарушении
Михаил, я рад, что есть конкретная польза. Сам думал, что раз дед похоронен на Новгородчине, то и область была Новгородской. Стал писать - узнал о преобразовании бывшего Новгородского округа Лениградской области в Новгородскую область с передачей части территории. Мой второй дед защищал Лениград, был тяжело ранен в 44-м...
Вечная память павшим...

Олег Яненагорский   05.05.2020 11:58   Заявить о нарушении
Чуть не забыл добавить - есть карточки учета воинских захоронений Министерства обороны СССР.
Здесь - на Прозе.РУ нет возможности фотографии и ссылки размещать. У меня есть еще один вариант публикации (с фото):
http://zen.yandex.ru/media/id/5e15ddab06cc4600afee58e8/pavshii-v-42m-na-leningradskom-fronte-5eafd0ba150ad2716dc9298c

http://vk.com/id383659748

и на сайте "Одноклассники"

Олег Яненагорский   05.05.2020 12:03   Заявить о нарушении