Глава из романа Одесский Фраер

    Одесский  вор в романах  Бабеля и Паустовского

               

…Авторитетный  одесский вор Додик Мурчанский жил в доме номер одиннадцать по Московской улице на Пересыпи, в трехстах метрах от знаменитого железнодорожного моста, а в  доме тринадцать жила его теща Фиана Львовна Лазаретто, утверждавшая, что ее бабушка была родом из Палермо и попала в Одессу чисто случайно, выйдя замуж за кока с брига «Святая Мария» Жоржа Петруччи, бывшего пирата, скрывавшегося в морях от правосудия. Красавец блондин Жорж знал шесть языков и умел читать и писать. Своим присутствием он украсил Пересыпь. Но главное: он пять лет служил переводчиком в Торговом порту. Он лично знал самого Льва Троцкого и Исаака Бабеля, но из принципа остался беспартийным….
  Всю дорогу, пока мы ехали на трамвае двенадцатый номер на Пересыпь,  Константин Паустовский расспрашивал  бывшего прокурора Стрепетова; на какие зоны была поделена ворами Одесса и все одесские трамвайные линии.
- Это же что получается?- восклицал Жорж.-Воры делят Одессу, как собственную беспошлинную вотчину, а комбриг Котовский, командир красной дивизии увлекается женщинами и забыл на минуточку за авторитет Советской власти? Ничего себе наш комиссар. Он же Бабник! Говорят, у него нет даже собственной квартиры и он живет на чердаке «Оперного театра»  в кладовке.Там тепло…..
Старческий вертлявый и ищущий жертвы язык Константина Георгиевича Паустовского вертелся в дупле рта, как голый птенец, а сам рот  бытописателя нравов Одессы походил на гнездо, посаженное орнитологом на костлявый подбородок писателя….
 В те годы в Одессе формировалась пестрая  криминальная трамвайная империя. Воры научились грабить через окна даже в поездах особыми крючками. И за эти мелочи написал рассказ и веселил себя веселил себя Константин Георгиевич. Та шо там писатель Валентин Катаев, разве ж он сумеет проникнуть в одесский воровской мир и  описать яркие типы и масти одесских  воров и передать их яркий язык. Катаев коммунист. Хотя он бывший белогвардейский офицер. Перелинял в пору революции. И теперь стал  человеком романтической  ностальгии. Жаль, что в Одессе нет своего Шерлок Холмса. Нет своего Конан Дойла. А то одесское ЧК не потерпело бы конкуренции. Одесса переполнена ворами, но в городе  нет достойного писателя, который  мог был породить особый род литературы. Даже среди воров, если пошукать, можно найти положительного героя. Но только не уважаемого и честного чекиста. Если бы я жил в Лондоне, я бы стал стихийным борец со злом и описал все городские тайны.  Там пестрый мир, там очень много кланов и артистов криминального жанра. Ну едут людишки  со всего мира. Вражды между ворами нет.  А в Одессе на все монополия.  Мало кому известно, что младший брат Валентина  Катаева Евгений Катаев , взявший псевдоним «Петров» одно время работал в одесском ЧК? И случайно познакомился в ЧК с родным братом Ильи Ильфа. Он был поэтом. Псевдоним: Фиолетов. Он погиб в перестрелке в 1928 году. Почему Евгений Катаев, то бишь, Петров,  не написал ни одного детективного рассказа? Ему не разрешили прославлять одесский уголовный  мир чекисты. А для Валентина Катаева прославить чекиста- было унизительно, ведь он был прежде белогвардейским офицером. Жизнь вынудила его служить Советской власти. Но он решил стать писателем и учился писать рассказы у Ивана Бунина. Валентин Катаев написал роман «Растратчики»…Слабая вещь. Романчик с весьма жидким юмором. Какие могут быть в Одесские растратчики?  В Одессе есть воры, одесские артельщики, есть шесть синагог, есть «Привоз», есть «Толкучка». И тысячи трамвайный воров домушников. Это же еще никем не тронутое девственное поле….Надо писать об этом пестром мире, не осуждая воров, а показывать судьбы этих людей. Писать за причины, которые   вынудили человека стать вором. И как он несет это бремя, как он любит, имеет семью, имеет воровскую масть и стареет, теряет сноровку и оказывается брошенным всеми. Даже детьми и женой. Одиночество старого вора- это же колоссальная тема. Почему ни один одесский вор не стал писателем? Вот что печалит меня. Это же казнь человеком самого себя…Отбившийся от стаи больной ворон  на старости лет страшно одинок, его заклюют простые сороки на лавочке во дворе. Все эти одесский трамвайные и квартирные воры  патологические индивидуалисты. В Одессе есть свои профессиональные кланы, но это же жалкие кланы, ибо все воры конкуренты. Они готовы друг у друга выклевать глаза. Но никто не сумел показать старость одинокого вора в литературе. А ведь человеку надо показать итог его прожитых дней… Одесса- это вам не Париж, это же по сути  бедный пролетарский город. Тут особо не  разживешься. У настоящего вора должна быть карьерная перспектива и заначка на пару миллионов. Долларов. Профессионал должен проворачивать крупные международные операции. А кто такой трамвайный  одесский вор? Одиночка, жалкий бедный шакал. Жалкая моль. С ним не будет жить ни одна уважающая себя и своих детей женщина . С годами его собственные дети будут презирать..Печальная, жалкая старость, дрожащие руки…..Пенсии нет. На что жить? Конан- Дойла в Одессе нет. И  не  могло быть. Вот почему нет  на Юге России писателя- аналитика криминального мира. А такой человек  мог бы сделать очень много для создания нравственной перспективы. Взять, к примеру, Короля Лира, изгнанного из дома дочерьми. Тема жестко заданная и слишком лобовая. Тут проглядывает некая драматическая заданность. Одним словом, схеме. Три дочери у короля и у всех   жестокое сердце. А я не верю! Этой пьесе нужна иная концовка. Однако мы незаметно отвлеклись от одесского воровского мира. Паустовский  любил порисоваться на публике и конечно же привлек внимание в трамвае и кондуктор Марья Львовна с Молдаванки даже перестала даже брать деньги за билеты. Все жадно слушали известного писателя и его рассказ за одесских воров. Даже два трамвайный вора Гера и Коля Баклан.. Такие деликатные темы в одесском трамвае не поднимал еще никто…И тут я заметил на площадке одинокого и растерянно стоявшего на площадке карманного вора по кликухе «Жора Хирург», это великий   спец резать карманы бритвой и доставать бумажники. Лицо вроде в тоске и смирении, а ручонки работают и срезают дамские сумочки, кожаные ремешки часов. У Жоржа лицо поэта, мечтательные глаза и тонкие женские руки. Удивительная точность и быстрота движений. Он шмонал публику и одновременно внимательно слушал писателя Константина Паустовского.
 Рядом со мной стоял прокурор Одессы Стрепетов. Да, он вышел на пенсию, но не утратил масть и говорил мне за то, что я еще помню:
 -Я думаю, что многое решила   знаменитая воровская сходка 1951 года, после того как бандитская Одесса понесла значительный урон,- неторопливо пояснял мне Стрепетов.- Маршал Жуков, можно сказать, обрезал крылья одесскому уголовному миру. Бандитизм как таковой, а особенно уличные грабежи и ночной беспредел стали почти бессмысленны и крайне неэффективны. Переодетые чекисты валили воров и бандюганов по десятку  за ночь. Возник особый могильный ряд на «Втором христианском кладбище». Уличные грабежи- это примитив. Ну,  сумочка у богатой дамы, ну часики золотые,, ну немного денег, кольца, портсигар…Мало у кого из одесских дам на жемчужное ожерелье, - сказал Паустовский.- Эпоха  уголовного вандализма ушла в конце сороковых. Пришло  время интеллектуалов, физиков, химиков, инженеров изобретателей. На Одесских и Николаевских верфях с 1952 год было построено двенадцать торговых кораблей и три лихтера. Маршал  Жуков преподал криминальному миру Одессы хороший урок и подтолкнул к мысли господ блатных:  искать новые инженерные идеи и методы выживания. Бурить недра интеллектуального  мира надо глубже. Человек  должен шлифовать  свой талант! Ведь в Одессе   колоссальный спрос на талантливых людей. А кто ищет таланты сегодня в Москве? В Рязани? Кому нужны гениальные  инженеры и ученые, физики?  Инженеры забыты сегодня. А воры опять в Одессе на первом месте. Сотни фильмов о бандитах и ворах. Почему никто не ищет в Одессе  талантливых инженеров и ученых? Нужно открыть дорогу талантливым людям, а не блатным, артельщикам, зашибающим деньгу. Подпольная торговля убьет  Одессу. Это город охотников за деньгами. . Кем гордиться России? Максимом Галкиным? Утесовым?   Он еще до революции сбежал из Одессы. Останься в Одессе, он бы спился. Здесь все делается по блату и  все свои, но при этом все конкуренты. Да, были таланты  в Одессе, но  все удрали в Москву ! Осталась пошлая песенка Утесова: «Одесса- жемчужина у моря»! Кто- то пытается эту жемчужину украсть и продать. Чем можно похвастаться  Одессе? «Оперным театром»? Видом  на торговый порт  с Приморского бульвара?   «Одесским театром оперетты? Пьесами  «Летучая мышь или «Жора Буксир»? В каждой пьесе  главную роль играет одесский  актер Водяной. Надо бурить недра общества глубже, искать ученых,  инженеров,- сказал я.
 -Что значит «бурить недра общества» глубже?- усмехнулся  Паустовский.
- Воры Одессы на сходке 1956 года пришли к выводу:  надо искать новую интеллектуальную нишу и зоны сбыта. Зоны производства и реализации. Одесский вор стал интеллектуалом и переместился в недра большой политики. Одесситы поняли: надо уходить в бизнес,- сказал Паустовский.-  Легализоваться и взять город в свои руки. Образ злодея  должен переродиться в благородные одежды.. Вор должен  легализоваться и придумать новый бренд. Бурить серьезный бизнес. Главное:  выглядеть привлекательным в глазах людей. Литература заглянула в преддверие  нового мира бизнеса и породила новый тип героя. Остап Бендер жалкий пошляк. Новый одесский герой- артельщик, делец.  Артель в подвале, и справка инвалида, что ты не псих. На арене  появился упрощенный вариант Остапа Бендера. Переиздали  роман «Двенадцать стульев» тиражом в пятьсот тысяч, но товарищ  Сталин к сожалению так и не понял, насколько опасен этот герой, несущий вирус страшнее, нежели бактериологическая бомба. Вирус насмешки над бюрократическим обществом социализма. Жулик с изобретательным умом Бендер сломал коллективное бессознательное. Уничтожил предвзятое мнение о  непогрешимости власти чиновника и самого строя, плодящего хамелеонов. Бендер восстал против бюрократии и  создал «новую философию жизни».  Он высмеял все аппаратные догмы. Высмеял систему. Его нельзя убить. Он  тонкий насмешник, за его словами стоит примитивная мудрость обывателя. Он развалит любой бюрократический строй. В американской литературе такого героя нет. Американцы не позволили бы издать такой роман….
 -Вы  круто берете,- сказал Паустовский. - Бендер малограмотный человек. У него нет своего дела, нет конкретной профессии, он рыщет в поисках легкой добычи. Одесские воры, легализовавшиеся в сотни инвалидных артелей и имеющие магазины на всех базарах-  это уже серьезно….Они купаются в деньгах и  ничего не боятся…
 - До поры до времени. Бендеры с годами   умнеют. Присматривают  должность управдома, лезут в сферу управлющих компаний .и начнут качать тарифы ЖКХ, станут председателями сотен кооперативы и ЖКХ.… Это живой трансформирующийся организм. Одессы  Остапы Бендеры неистребимы! Они всегда рядом с нами. Но мы не желаем их замечать их. Да, они создали артельный мир, мир инвалидного производства, мир артелей по ремонту часов, чистки обуви, ремонту ювелирных изделий, изготовления ключей «для квартиры, где деньги лежат». И что самое смешное- люди говорят при выписке квитанции за изготовления ключа от квартиры свои подлинные фамилии и адреса….Поэтому у Остапов  Бендеров  ключи от всех квартир в Одессе…Их потомки проникли в сферу сбыта продуктов, мебели, лекарств и породили термин «дефицит». Они захватили все базары. Вирус Остапов Бендеров множится не по дням, а по часам, - засмеялся Стрепетов.- Бендеры решили легализоваться, вот что страшно , вот в чем переломный момент. Они занялись пошивом и ремонтом обуви,  варят  мыло, делать зубную пасту, туалетную бумагу, они проникли в ателье.  Сбыт всех товаров в СССР  в руках «новых Бендеров».  Артельный мир- это будущее  Одессы. Это новая форма НЭПа. Это люди «Малого бизнеса». Вестники будущего строя дельцов. При  них все воры, трамвайные жулики останутся без работы. Не то чтобы им запретили воровать, нет, но если они попытаются шустрить в зоне «интеллектуалов», их уберут мгновенно. Не только Одесса, вся страна перестраивается. перестраивается и уголовный мир, появились своя профессура, изобретатели продуктов на базе пальмового масла, кокосового масла, соевого масла, консервов из тушканчиков, сусликов. Можно добавить ароматизаторы в мел и плебс все съест. Это теоретики «большой игры». Власть Одессы их как бы  не замечает.


Рецензии
Для одессита (в прошлом веке, но я не говорю бывшего) заметки представляют интерес и имеют определенный смысл. Схематично, однако, верно. Если эти тезисы раскрыть, то можно надеяться на оригинальный литературный стиль. К чему я и призываю. Впрочем, автор - собственник: что захочет, то и сделает.
Прочитал с интересом.
С уважением,
Валерий, учился на Сортировочной (4-я ж/д, в смысле железнодорожная)

Валерий Каменев   06.05.2020 16:06     Заявить о нарушении