Жар-птица, детский рассказ

      Лера и Настя, ее лучшая подруга, получили задание в школе – сделать своими руками фигурку животного и рассказать про него историю.

      - Именно сделать самому, а не купить в магазине! – сказала Вера Ильинична, их учительница. – Через месяц вы покажете свои работы в классе, и самые лучшие из них будут участвовать в школьном празднике.

      - А из чего делать животное? – спросил мальчик Витя, подняв руку. Витя носил очки и был самым рассудительным мальчиком в классе. - Из картона, или пластилина, или дерева?

      - Можете делать из любого материала, - ответила Вера Ильинична. – И, если хотите взяться за что-то сложное, можете делать это парой, одну работу на двоих.
Лера и Настя решили, что возьмутся за дело вместе и сделают самое лучшее животное, чтобы наверняка с ним попасть на школьный праздник.

      Но для начала нужно было выбрать, какое животное делать. Лера хотела сделать фигурку какого-нибудь красивого животного или птицы – например, лисы, или аиста.

      - Нет, давай лучше сделаем кого-то необычного – скажем, кенгуру, или муравьеда, - ответила Настя, которой родители недавно купили книжку про разных животных, живущих в самых дальних уголках мира. – Представляешь, кенгуру носит своего детеныша в специальной сумке, совсем как человек. А муравьед может засасывать муравьев своим длинным хоботом, прямо пылесос какой-то!

      Но Лера не хотела делать животное-пылесос. Они с Настей почти дошли до дома, в котором жили, но так и не договорились.

      - Давай зайдем к нам, Сережа должен быть дома. Спросим у него, кого лучше сделать, - предложила Лера. Сережа был старшим братом Леры. Он был уже совсем взрослый, поступил в институт в этом году, но любил поболтать и посмеяться с Лерой и Настей. Насте Сережа нравился, и она согласилась.

      Сережа сидел за столом и читал какую-то толстую книгу, когда ему рассказали про задание.

      - Чтобы никому было не обидно, выберете животное и красивое, и необычное. Вот, например, бегемот - и красив, и на улице не каждый день встретишь, - не отрываясь от книги, сказал Сережа. Но бегемот как-то не особо понравился ни Лере, ни Насте, и они только собирались было об этом сказать, как Сережа вдруг поднял голову, посмотрел на них с улыбкой и предложил:

      - Или вот что. Делайте-ка вы Жар-Птицу. Она уж точно и красивая, и редкая.

      - Но она же сказочная. Разве можно ее делать? – удивилась Лера.

      - А почему нет? Вот, например, динозавры. Их сейчас нет, но кто-то из вашего класса наверняка сделает тираннозавра или птеродактиля, - ответил Сережа.

      - Сделают, сделают, я слышала, мальчишки собирались, - закивала головой Настя.

      - А чем Жар-Птица хуже динозавров? Наукой не доказано, что ее не существует. Может быть, где-нибудь в глухом лесу ночью жар-птицы танцуют на поляне свои танцы, и совсем не тужат от того, что люди их не видят, - усмехнувшись, сказал Сережа и снова уткнулся в свою книгу.

      Решив больше не отвлекать Сережу, Лера и Настя нашли на полке книгу сказок и отыскали сказку про Жар-Птицу. Они узнали, что Жар-Птица очень красива, но свет от ее перьев может ослепить. А еще она ест золотые яблоки, а ее пение может исцелить заболевшего человека.

      - Наверное, исцелить – значит вылечить, - сказала Лера.

      - Даа, - мечтательно протянула Настя. - Здорово было бы сделать Жар-Птицу.
Лера тоже была не против. Осталось только понять, как лучше ее сделать.

      Вечером Лера подошла к Сереже.

      - А как можно сделать Жар-Птицу? – спросила она.

      - Ага, все-таки решили ее выбрать! – засмеялся Сережа. – Хотите попроще или посложнее? Смотри, вот – самый простой способ.

      Он выключил свет в комнате, оставив только настольную лампу, и повернул ее на стену. Затем он сцепил ладони большими пальцами и подставил их под свет лампы. На стене появилась тень птицы. Когда Сережа шевелил ладонями, птица двигала крыльями.

      Выглядело это здорово, но в классе ведь такое показать не получится.

      - Точно такое не получится, а вот небольшой театр теней можно сделать, - сказал Сережа. – Вот смотри.

      Он  принес кусок картонки и нарисовал на нем две фигурки. Затем он отдал картонку Лере, поручив ей аккуратно вырезать фигурки ножницами. Сам же он взял большой лист бумаги и с помощью книжек и утюга поставил его на краю стола вертикально. Лампа стояла за листом бумаги и освещала его изнутри, как экран кинотеатра.

      Сережа взял у Леры вырезанные фигурки и приклеил к ним снизу по карандашу. Получились фигурки на ручке – одну он оставил себе, а вторую отдал Лере.

      - Теперь смотри, если фигурку держать между лампой и экраном, с другой стороны будет видна только ее тень. Если ты будешь двигать фигурку, тень тоже будет двигаться. Давай попробуем.

      Тени фигурок действительно очень хорошо были видны на экране. Когда фигурки двигались, это было очень похоже на мультфильм. Конечно, настоящий мультфильм намного более красочный, но зато Лера сама могла управлять своей фигуркой, и ей это очень понравилось.

      На следующий день Лера позвала к себе Настю и показала ей самодельный театр теней.

      - Давай сделаем такой театр с Жар-Птицей, - предложила Лера. Настя задумалась.

      - Я хотела, чтобы мы сделали большую Жар-Птицу из картона, и разрисовали ее разными красками. А в этом театре будет видно только ее тень. Как-то неярко будет, - вздохнула Настя.

      - Зато можно будет не одну Жар-Птицу нарисовать. Вот смотри, в сказочной истории может участвовать и Кощей, и Иванушка-дурачок, и царь с дочерьми. Кого захотим, того и пустим в нашу сказку!

      - Да, а еще нужно будет сделать декорации – ну, там, деревья, дворец, другие вещи, - у Насти загорелись глаза. – Лер, а ты сможешь сочинить эту сказку? А я тогда нарисую и вырежу всех персонажей.

      Рисовать Настя очень любила, а Лера была доброй девочкой. Почему же не уступить подружке? Тем более, Лере не особо нравилось рисовать.

      В это время из прихожей послышался щелчок замка и звук открываемой двери.

      - Это Сережа пришел! – воскликнула Лера и схватила Настю за руку. – Пойдем его умасливать!

      Зачем нужно было умасливать Сережу, Настя сначала не поняла, но Лера, кажется, все продумала.

      - Здравствуй, Сереженька! – сказала она, улыбаясь до ушей. – Ты, наверное, проголодался? Хочешь, я тебе суп погрею!

      Лера не только погрела Сереже суп, но и налила его в тарелку, и порезала хлеб.

      - Вы что, что-то натворили? – насторожился Сережа, глядя на улыбающихся во все зубы Леру и Настю. Те замотали головами.

      - Нет, нет. Мы просто хотели тебя попросить… Ты не мог бы сделать нам сцену для театра теней? А уж персонажей мы сами..

      - Вот вы хитрюги! – рассмеялся Сережа. Пообедав, он достал большую картонную коробку.

      - Вот здесь я вырежу большое окно и закреплю экран, -  сказал он, показывая на широкую боковую стенку коробки. – А по бокам будет два окошка поменьше, чтобы вы могли управлять фигурками. Лампу поставим у другой стенки, все будет отлично видно.

      Сережа показал Насте, какого размера нужно делать фигурки персонажей. Теперь осталось только сочинить сказку, и можно было начинать работу.

      Лера взяла лист бумаги и написала:

      «Далеко-далеко, в Заколдованном лесу, жила-была Жар-Птица».

      - Здорово! – сказала Настя, - а что будет дальше?

      А вот что писать дальше, Лера не знала. Они с Настей стали думать. Думали-думали, но что-то ничего не придумывалось. Тогда Лера сказала:

      - Ты можешь начинать рисовать Жар-Птицу и декорации для Заколдованного леса. А я спрошу папу вечером, как написать сказку.

      Папа Леры рассказывал ей очень много сказок, и Лере иногда казалось, что он их выдумывает прямо на ходу. Наверное, он знает, как их сочинять.

      - Прежде всего, для сказки нужен главный герой. Он у вас есть – это Жар-Птица. И должно быть приключение. В это приключение главный герой попадает либо по своей воле, либо случайно, - рассказывал вечером папа Лере.

      - Получается, если нет приключения, то нет сказки? Даже с самым волшебным-преволшебным героем?

      - Вот именно! И наоборот. Даже если герой – не волшебный, все равно может появиться сказка. Все зависит от героя – ну и от приключения, конечно.

      Лера задумалась, в какое это приключение может угодить Жар-Птица. Может, ее кто-то похитит, а потом она сбежит? Или, может быть, она сама куда-то отправится? Но куда – и, главное, зачем?

      - Расскажи, что ты знаешь о Жар-Птице, - предложил папа. Лера обрадовалась и выложила все, что знала из книжки.

      –  Вот, отлично, - сказал папа. - Значит, Жар-Птица может лечить человека своим пением. На этом можно построить сюжет. Скажем, узнала Жар-Птица, что где-то заболел человек, полетела его лечить, и тут началось приключение…

      Лере идея понравилась. Всю следующую неделю она записывала в блокнотик мысли для сюжета сказки, и вот, наконец, у нее родилась
 
      «Сказка о Жар-Птице.

      Далеко-далеко, в Заколдованном Лесу, жила-была Жар-Птица. Хорошо ей жилось в этом лесу – днем она клевала золотые яблоки, а вечером, вместе с другими жар-птицами, они собирались на большой поляне, пели песни и танцевали.

      Но однажды узнала Жар-Птица, что в одной деревне живет девочка Софья, и она сильно больна. Решила тогда Жар-Птица помочь ей, ведь пение Жар-Птицы исцеляет человека от всех болезней.

      Прилетела Жар-Птица в деревню, где жила девочка Софья, и спросила: «Где здесь Софья? Я спою ей песню, и она будет здорова». Обрадовались родители Софьи и повели Жар-Птицу в свою избу.

      Стала петь Жар-Птица свои песни, но лучше Софье не становилось. Поняла Жар-Птица, что пропала волшебная сила в ее голосе. Чтобы голос вновь стал волшебным, нужно ей было поесть золотых яблок. Но возвращаться в Заколдованный Лес было очень долго, и спросила Жар-Птица:

      - Если ли в вашей стране золотые яблоки? Поесть бы мне их, и мой голос снова станет волшебным.

      Загрустили родители Софьи.

      - Есть в нашей стране одно дерево с золотыми яблоками, но растет оно прямо перед царским дворцом. Царь никому не дает эти яблоки, все забирает себе. А дерево стражники стерегут день и ночь.

      - Не печальтесь. Я что-нибудь придумаю, - отвечала Жар-Птица и полетела к царскому дворцу. Дождалась она ночи и подлетела к дереву.

      - Странно, ни одного стражника не видать, - подумала Жар-Птица – Наверное, все спят.

      Она подлетела к дереву, села на ветку и только ухватила лапой яблоко, как вдруг лапа ее запуталась в веревочной петле, а где-то под деревом громко зазвонили колокольчики. Дернулась Жар-Птица, но без толку – прибежали стражники, схватили ее и посадили в большую клетку.

      На утро докладывают они царю: «В ловушку, которую ты велел поставить, попалась большая Жар-Птица». Обрадовался царь и пошел смотреть на диковину.

      - Какая красивая! – восхитился царь, глядя на Жар-Птицу. – Чего хочешь ты? Скажи, все достану.

      - Отпусти меня, царь, - сказала Жар-Птица. – Мне нужно спеть больной девочке, чтобы вылечить ее.

      - Нет, отпустить я тебя не могу. Больно уж ты красивая! Буду тобой любоваться, да гостям заграничным показывать, чтобы знали, какой я великий царь и какое диво у меня есть!

      Загрустила Жар-Птица. А царь приказал поставить у клетки стражников и не подпускать никого близко. Как тут сбежишь?»

      - Вот, пока это все, - сказала Лера, откладывая блокнот в сторону.

      - Как здорово! – восхитилась Настя. – Ну а что там будет дальше?

      - Дальше Жар-Птицу спасет Иванушка-Дурачок.

      - Но ему же царь за это отрубит голову. Разве он не испугается?

      - Не испугается, конечно. Он же дурачок, - ответила Лера.

      Девчонки засмеялись, но потом Настя сказала:

      - Лучше все же придумать что-то другое. Как-то мне Иванушку-дурачка жалко.

      Лера задумалась. Вечером она спросила папу:

      - Вот если человек кому-то помогает, но ему потом из-за этого будет очень плохо – он правильно поступает или нет?

      Папа ответил серьезно:

      - Да, так можно поступить, особенно если заранее понимаешь, что тебе грозит. Но вот принимать помощь, когда знаешь, что человек, тебе помогающий, пострадает, будет не порядочно.

      - Что же получается? – думала Лера. – Иванушка поступит правильно, если поможет Жар-Птице бежать. Но Жар-Птица же знает, что Иванушке за это отрубят голову. Значит, она не может попросить его о помощи! Значит, нужно придумывать что-то еще…

      Время бежало, Лера и Настя старательно готовили свое выступление. И не только они – все в классе что-то делали и одновременно старались вызнать, как идут дела у других. Любопытная Ленка как-то умудрилась прознать у Насти про Жар-Птицу.

      - Жар-Птица?! Она, наверное, будет большой-пребольшой, разноцветной такой! Ты ведь здорово рисуешь, - Ленка так и вилась вокруг Насти. От такой приятной лести у Насти покраснели щеки и она чуть было не проболталась:

      - Нет, она не будет рисованной. Мы делаем ее…

      - Из пластилина! – сказала подошедшая Лера, взяла Настю за руку и отвела в сторонку. Она посмотрела на нее строгим взглядом и сказала:

      - Ты что, она же только и ждет, чтобы ты проболталась! Мы должны сохранить все в тайне! Даже в день показа никому ничего не рассказывай!

      Настя вдохнула. Она уже поняла, что чуть было не выдала хитрой Ленке весь замысел. Но долго сердиться друг на друга подружки не привыкли.

      - Я уже добралась до царя, сегодня его доделаю. Так мне Иванушку-дурачка делать, или вместо него Жар-Птицу будет спасать кто-то другой? – спросила Настя Леру.

      - Есть кое-какая идея. Давай-ка мы введем в сказку вот кого, - и Лера низко наклонилась к самому уху Насти, чтобы точно никто не услышал.

      - Ты что, ее тоже жалко! – воскликнула Настя.

      - Не волнуйся, у сказки будет хороший конец, - хитро подмигнула подружке Лера.

      За несколько дней до показа все было готово. Девочки несколько вечеров подряд репетировали представление. Они решили так: Настя будет управлять Жар-Птицей и говорить за нее, а Лера – за остальных героев и читать сказку.

      Вечером перед премьерой девочки уложили в коробку все необходимое – героев сказки, декорации и небольшую лампу, - и разошлись по домам.

      Лера долго не могла уснуть и пошла поговорить с папой.

      - Я так волнуюсь. Что, если ребятам в классе или Вере Ильиничне не понравится наша сказка?

      - Но вы-то сами считаете сказку хорошей?

      - Да, нам она очень нравится.

      - Так. А теперь представь, что эту сказку сделали не вы, а какие-то совсем другие люди. В этом случае она бы тебе понравилась?

      Лера постаралась представить себе их сказку со стороны. Она задумалась на минутку, потом кивнула:

      - Да, все равно бы понравилась.

      - Значит, ни тебе, ни Насте не будет стыдно за ваш труд. Постарайся завтра, когда будешь читать сказку, не думать о том, понравится она кому-то или нет. Просто читай спокойно и с душой. Это ты умеешь! – улыбнулся ей папа.

      На следующее утро папа зашел вместе с Лерой в школу, передал Вере Ильиничне большую коробку и что-то сказал ей. Вера Ильинична заглянула в коробку, на секунду задумалась, а потом отнесла ее в учительскую.

      - Заберете ее оттуда перед уроком, когда будете рассказывать свою историю, - сказала учительница Лере и Насте.

      - Что у вас там? В коробке животное, что вы сделали? Такое большое? Почему Вера Ильинична унесла ее? – галдели ребята из класса. Но Лера и Настя никому ничего не говорили, а только переглядывались и загадочно улыбались.

      Ребята в классе сделали так много фигурок животных, что на их показ и рассказ историй ушло целых два урока. Наконец, после Вити, который рассказывал про электрического ската, очередь дошла до Леры и Насти.

      - Ставьте сцену на мой стол и выключите свет, - сказала Вера Ильинична девочкам, а сама села за их парту. Пока Настя готовила декорации, Лера сказала:

      - Мы хотим рассказать вам сказку про Жар-Птицу.

      В классе негромко зашушукались, но, как только за экраном начали двигаться тени, все стихли.

      Вначале Лера волновалась и голос ее немного дрожал, но все шло, как на репетициях, и она успокоилась.

      - Загрустила Жар-Птица, - продолжала Лера сказку немного грустным голосом.

      – А царь приказал поставить у клетки стражников и не подпускать никого близко. Как тут сбежишь?

      Но жила в то время во дворце невеста царская Ксения, умная и такая красивая, что глаз не оторвать. Не хотела она выходить за царя замуж, да кто ж  ее спрашивал? Сидела Ксения целыми днями во дворце грустная, не выходя на улицу. Но любопытна ей стала Жар-Птица, и царь, понадеявшись, что она развеселит Ксению, повелел стражникам пускать девушку к ней.

      Полюбилась Жар-Птица Ксении. Стала думать Ксения, как помочь Жар-Птице, и придумала. Сказала она царю, что нужны Жар-Птице золотые яблоки, чтобы не захворала та. Царь испугался, что Жар-Птица заболеет и умрет, и повелел ей давать каждый день золотые яблоки.

      И ела Жар-Птица золотые яблоки, и стала расти ее волшебная сила.

      - Вот и я, как птица в клетке, сижу во дворце, и бежать мне некуда, - сказала Ксения Жар-Птице однажды вечером. – Но тебя я выпущу, а со мной – будь что будет!

      Ничего не успела ответить Жар-Птица, как Ксения отперла запор, распахнула дверцу клетки и крикнула: «Лети!»

      В этот момент зазвенел звонок на перемену, но никто в классе не двинулся с места. Настя продолжила за Жар-Птицу:

      - Ах ты, неразумная! – воскликнула Жар-Птица. – Что же, хватайся за мой хвост, да зажмурь глаза! Не открывай, покуда не скажу, иначе ослепнешь!

      - А ну стой! Не сметь улетать! – закричали стражники и со всех ног бросились к Жар-Птице. Мешкать было некогда, Ксения ухватилась за хвост Жар-Птицы и зажмурила глаза.

      Взмахнула Жар-Птица крыльями, и такая большая в ней была волшебная сила, что взмыла она в воздух вместе с Ксенией. А от крыльев ее брызнул свет ослепительный, и попадали стражники на землю, зажмурившись. И долго они так лежали, и только утром смогли снова видеть, что вокруг них.

      А Жар-Птица сказала:

      - Унесу я тебя в свой Заколдованный Лес, не сыщет там тебя старый царь. Но покуда нужно нам еще одно дело сделать.

      И прилетели Жар-Птица с Ксенией в деревню к больной девочке Софье. Спела Жар-Птица свою песню, и выздоровела девочка. И стали все хвалить Жар-Птицу, а она сказала:

      - Не меня хвалите, а Ксению. Храбрая она и добрая, без нее не выбраться бы мне из дворца царского. А придется ей теперь век жить в лесу заколдованном, нет ей другого спасения.

      Сказали Ксении тогда родители Софьи:

      - Прилетайте сюда с Жар-Птицей, когда захотите, здесь вам всегда рады будут. А про царя не беспокойтесь. Дела его злые доведут до худого. Бог даст, вернешься ты домой.

      Так и случилось. Разозлился царь, что Жар-Птица сбежала и Ксению с собой унесла, и задумал пробраться в Заколдованный Лес и вернуть их назад. Но Лес на то и зовется заколдованным, не пускает он злых людей, а превращает их в мелких животных. Превратился царь в ящерицу и ползал по лесу, пока его цапля не склевала.

      Вернулась Ксения домой, а с Софьей и Жар-Птицей они дружбу водили и часто друг друга навещали. На том и сказке конец, а кто слушал – молодец!

      Лера закрыла блокнотик, в который подглядывала, чтобы ничего не забыть, а Настя выключила лампу, и экран погас.

      В классе стояла тишина. Потом кто-то захлопал в ладоши, и все подхватили. Вера Ильинична включила свет и, зачем-то прикасаясь к глазам носовым платком, сказала:

      - Вот что, девочки, готовьтесь выступать со своей сказкой перед всей школой на празднике. А сейчас перемена.

      Вечером Лера рассказала папе о том, как все прошло, и спросила:

      - Как ты думаешь, Жар-Птицу выдумали люди, или она есть на самом деле?

      Папа посмотрел на Леру и сказал:

      - Я думаю, Жар-Птицу выдумали люди. И, я думаю, она все же есть на самом деле.

      Лера привыкла, что папа говорит иногда такие вещи, которые она не может понять. Но сейчас ей показалось, она поняла, что он имел в виду.


Рецензии