Поэтика творчества искана ильязова iskan ilyazov

ПОЭТИКА  ТВОРЧЕСТВА  ИСКАНА ИЛЬЯЗОВА
                (ISKAN   ILYAZOV)

                - Знаешь, в одной из прошлых жизней я
                жил в Японии, был императором... Я это
                помню...
                (из воспоминаний Мастера)

Художник сродни писателю: он тоже пишет свои произведения. Писатель пишет при помощи Слова, художник пишет кистью и красками при помощи рисунка, цвета, формы И тот, и другой создают творения, вкладывая в них свои эмоции, чувства, мечты, потому произведения автобиографичны, даже если автор это не указывает, не хочет показать.
В живописи как и в литературе есть жанры, стили и т.д. Характеристики произведений схожи. Одной из них является поэтика - раздел литературоведческой науки, посвящённый средствам выражения содержания в литературных произведениях. В живописи поэтика посвящена средствам выражения содержания в картинах художника.
Искандер Ильязов ( Iskan  Ilyazov) говорит о себе: «Я цветовик, хотя с виду геометрист и формовик». О своем творчестве он написал: «Я считаю, что благодаря минимализму (и более того, обобщениям, свойственным классической абстракции, и даже более того, предельно сконцентрированному геометризму), благодаря отсутствию отвлекающих подробностей, зрителю проще увидеть главное. Для меня главное - это не изображение, а то, что за ним: суть картины, её идея, её посыл. Это как в иконописи или как в знаке - само изображение лишь "наводит на мысль". Мне есть, что сказать людям, поэтому каждый зритель видит своё, на подсознательном уровне подключается к энергетике картины и видит то, что ему близко - в этом смысле, в каждой моей композиции много чего изображено, однако проявляется у каждого своё, кто что видит. При этом без должного эстетического уровня изображения, без гармонии формы и цвета, зритель даже смотреть не будет, поэтому я развиваю свои "цветоформы"».
Если вникнуть в это высказывание, можно увидеть сходство с основными правилами стихосложения хокку и танка в японской поэзии. Основа ее философии — внутренний мир, выраженный через внешний, через видимую простоту, однако наполненную глубоким смыслом, через гармонию или дисгармонию природы, окружающего мира, сущего; обезличенно, но — глубоко в то же время. Искан Ильязов чувство-ощущение переносит на свои полотна, пробуждая в зрителях способность искания смыслов за открытой плоскостью картины. Как в понимании японцев красотой является то, что неуловимо, просто, естественно, так и красота в живописи Искана проявляется через различные ассоциации, вызываемые чувственными изгибами линий, буйством цвета и  комбинациями цветоформ.
Поэтика (с греч. poietike techne) означает — творческое искусство, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. Каждая картина Искана, равно как и хокку, содержит в себе поэтическую квинтэсссенцию сущего. Рисунок линий, сочетание цветоформ проявляет интуитивное ощущение «вещи как она есть», что в японской поэзии перекликается с манерой Басе, который оценил значение непосредственности момента как важное: «путь живого осознания» и «ценность каждого момента жизни». Искан Ильязов в своем творчестве следует этим же принципам, идеям. Его полотнам, равно как и танка в поэзии, присущ момент импровизации, поэтического наития – картины словно рождаются сами собой, лиричность. Однако за этой кажущейся простотой, импровизацией стоят муки замысла, труд написания, эмоции души. Различные очертания форм дают легкое отклонение от кристально-уравновешенной симметрии, которое ценится и любимо в японском искусстве. На внешне неустойчивом, очень подвижном равновесии и держится гармония в творениях Искана, равно как и в японских танка.
В поэзии эмоции приобретают особую весомость, значимость. Потому так важна символика — язык чувств. Цветоформы Искана символичны, чувственны, эмоциональны. А еще они — метафоричны. Созерцание картин художника привязывает душевное состояние зрителя к знакомым фигурам, рождая понимание и видение явления, предмета, чувства. Метафоричные формы, сочетания цветов сообщают осязаемую, зримую конкретность, словно останавливают внимание во времени, в то же время уводят мысль, понимание идеи в бесконечность, во вневременье. Как, например, в танка печаль об уходящей юности может персонифицироваться в старом дереве сакуры, так и на полотнах Искана чувства, эмоции персоницифицируются в геометрии форм, в гармонии цвета и линий.
Каждое полотно Искандера Ильязова – маленькая модель мира, равно как и танка. Как стих разомкнут в пространстве и времени, так и картина Искана многомерна, вне времени. Поэтический замысел, мысль наделены протяженностью. Концентрация цветоформ, символов – способы, побуждающие зрителя самому додумывать, договаривать, дочувствовать.
Мацуо Басё в 17 веке разработал основные принципы жанра: «сабик» - изящная простота, «сиори» — ассоциативное создание гармонии прекрасного, «хосоми» — глубина проникновения. Творчество Искана Ильязова полностью соответствует этим принципам. Художник совершенствует свое мастерство, достигая гармонии формы и содержания при помощи образности и в то же время простоты изображения, изящества линий и глубины сюжета рисунка. Очертания фигур, самые главные, важные характеристики явления, предмета, чувства указаны/нарисованы, а зритель все остальное уже додумывает сам — раскрывает знакомую ему модель мира, проникает дальше — в беспредельность и одновременно в концентрированный замысел автора. Потому для понимания геометрических абстракций зритель должен быть подготовленный, хотящий и способный понять. Главное – ДУХ картины, ДУХ сюжета, ибо художник всегда привносит в них автобиографический момент, свои эмоции, свои чувства, свои мысли.
Внешняя простота рисунка, размытые очертания, четкие цветоформы раскрывают перед зрителем прекрасные миры, пробуждают его глубинные чувства, вызывают искренние позитивные эмоции. Легкая недосказанность манит и вызывает желание разгадать замысел, понять идею, прочувствовать красоту. Мощная энергетика сочетаний цветов, символов вовлекает зрителя в этот космический поток гармонии музыки сфер, раскрывает жизнь во всей полноте.
Между мирами

Голубая времени река
Течет в Вечность.
В Будущее из Прошлого
Стремится поток Бессмертия

Солнечный ветер
Парус алый наполнил.
Ракета по звездной реке
Летит сквозь Галактики.
Мечта моя безгранична.

Сумерки. Затишь.
Грозу ожидает вечер.
Остры молнии.
Дерева ствол качается,
Ветками машет небу.

Пустыня. Песок.
Мираж трепещет в дали.
Оазис манит.
Отражается в море небо.
Моя душа твоей половина.

Птица на ветке
Раскинула крылья свои.
Нежно объятье ее.
С птицей-Мечтой лечу быстро.
Любимая ждет меня.

Весна. За окном
Жарко пылает Солнце.
Манит свобода.
В мир окно распахнулось.
Вернуться домой счастье.

Пустынный берег.
Синее море спокойно.
С морем сливается небо.
Любящие коснулись
Сердцами друг друга нежно

Лето. Светел день.
Солнца лучи струятся.
Море чуть плещет.
Неба чистого синь.
Моя любовь к тебе вечна.


Рецензии