Психология личности, дифференциальная психология

«Психология личности, дифференциальная психология»



 Ермолаев Андрей Алексеевич


Саратов 2020 г.



Введение

В фундаментальных науках, существующих на данный момент на есть огромное количество направлений.

Так и в фундаментальной психологии существует множество направлений. Одним из таких направлений является психология личности.

Психология личности раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни на планете Земля и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:
- особое строение организма;
- способность к трудовой деятельности;
- наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:
- целостность психофизической организации организма;
- устойчивость по отношению к окружающей действительности;
- активность.

Иначе, можно сказать, что индивид - это конкретный человек в единственном числе от рождения до смерти.
Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.
Различные определения и понятия личности.

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
Личность – "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн);
Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова);
Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен);
Личность человеческий индивида как член общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон);
Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев);
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский);
Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых);
Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей (М.Н. Щербаков);
Личность - 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо);
-Личность – хомо-сапиенс (человек разумный) сформировавшийся индивид, имеющий свои определенные взгляды на окружающий мир и сообщество в котором он находится (А.А.Ермолаев)

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.
Личностью не рождаются, личностью становятся.

Основные характеристики личности:
- активность (стремление расширить сферу своей деятельности);
-направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений),
- совместная деятельность социальных групп, коллективов.

     Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

    Потребности человека разнообразны.
 Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище.
 В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.
 Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки).

    Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Познавательная потребность человека проявляется в интересах.

В течение долгого времени психология ставила перед собой задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот внутренний мир как свойство изначально присущее духовной жизни, рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей среды.

В современной психологии существуют две главные концепции определения личности человека.

 Первую из них можно назвать объективистской, так как экспериментальным исследованиям подвергаются отдельные составляющие личности человека - эмоции, поведение, потребности, - а человек является лишь объектом влияния каких-либо внешних сил (такая концепция характерна для бихевиоризма и когнитивной психологии).

Вторую концепцию психологии личности можно охарактеризовать как субъективистскую, так как в ней декларируется изначальная свобода личности, она изобилует понятиями "индивидуальность", "ответственность" и др.
Данная концепция преимущественно характерна для экзистенциальной и гуманистической психологической школы.

Предмет психологии личности
При определении предмета изучения психологии личности можно столкнуться с некоторыми трудностями, так как личность - это собирательное понятие, включающее в себя несколько проявлений и поэтому данная наука делится ещё на несколько дисциплин, изучающих различные проявления личности.
Психология личности подразделяется на психологию эмоций, психологию мотивации, воли и др.

 В общем можно сказать, что психология личности со всеми её подразделениями изучает эмоции, чувства, мысли, самосознание, мотивы, интеллект, социальные роли и иные проявления личности.

История возникновения психологии личности

Исторические изыскания в личностной психологии ведут свое начало от Гиппократа (IV век до н. э.), утверждавшего существование четырех типов темперамента в зависимости от четырех основных жидкостей организма:

-флегматический темперамент – скрывающий в себе человека медлительного, невозмутимого, с замедленно проявляющимися чувствами, не склонного к резкой и быстрой смене настроения, тщательно и не спеша составляющего планы и неторопливо воплощающего их в жизнь;
сангвинический – человек намного более подвижный, легко загорающийся всякой новой идеей (и также быстро «переключающийся» на другую), с живой мимикой и привычкой жестикулировать, общительный и довольно впечатлительный;

-холерический темперамент – описывающий человека неуравновешенного, временами плохо контролирующего свои эмоции, «срывающегося» по пустякам; несдержанного; глубоко переживающего как радостные, так и печальные события; способного к необдуманным поступкам, совершаемым под действием сильного эмоционального всплеска;

-меланхолический темперамент – тип человека, «прячущего» от посторонних свои глубокие переживания, весьма постоянного в своих привязанностях; иногда вялого, избегающего активных действий, замкнутого, довольно болезненно воспринимающего неприятности и старающегося избежать многочисленных знакомств.

В направлении изучения человека как личности   свои изыскания вел и Аристотель.

Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности:
-питающей, чувствующей, движущей, разумной;
- высшие способности возникают из низших и на их основе.
Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота».
Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.
 Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

-I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

-II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

-III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

-IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики человека.

Одна из наиболее ранних современных теорий, рассматривающих связь телосложения и свойств личности, принадлежит Э. Кречмеру.

Астенический тип. Человек-астеник отличается худобой, высоким ростом, кожа довольно бледная и тонкая, длинные руки и ноги, узкие плечи, грудная клетка довольно неширокая и плоская. Такие люди не страдают ожирением, но при этом у них слабо развитая мускулатура.

Атлетический тип. Обычно это люди с развитой мускулатурой и скелетом. Люди этого типа обычно высокие или же среднего роста, у них широкая грудь и плечи.

Пикнический тип. Люди небольшого роста, с втянутой шеей. Обычно страдают ожирением, слабо развита мускулатура. Также развиты внутренние полости тела.

С давнего времени существует спор о взаимодействии среды и наследственности в процессе развития личности.
-Нативисты - учёные, считающие личность биологически заданной; Эмпиристы - ученые, считающие главными средовые факторы;

  К нативистам можно отнести Стенли Холла и Уильяма Штерна, которые распространяли закон рекапитуляции на развитие личности (личность в своём развитии повторяет развитие животного мира и человечества).
-Личность до 1 года повторяет развитие низших млекопитающих;
-Личность 1-2 года от рождения повторяет развитие приматов (развито хватание)
-Личность 2-5 лет от рождения повторяет развитие первобытных племен (игры, сказки)
-Личность 6-7 лет от рождения повторяет развитие   первых государств (нормативное поведение);
-Личность 8-11 лет от рождения повторяет развитие   античный и ветхозаветный мир (стремление к познанию, мифологическое сознание);
-Личность11-15 лет от рождения повторяет развитие   христианская культуру и мусульманскую культуру (фанатизм)
-Личность в молодости и зрелости повторяет развитие нового времени (духовная дифференцированность) .

К эмпиристам можно отнести представителей бихевиоризма.
  Они считали, что личность формируется только под влиянием среды.
 

Первыми заметными направлениями в изучении личности человека были френология и анатомическая психология, занимавшие¬ся поиском четких анатомических маркеров личности.

Такого рода подход используется до сих пор, как в мире псевдонауки (например, хиромантия), так и в социобиологической литературе, где можно найти сведения о связи между такими факторами, как размер головы (объем или окружность черепа) и уровень интеллекта.

Основные характеристики в изучении психологии личности

В личностной психологии (психологии личности) как правило, выделяются следующие характеристики личности:
 
1) Социально-психологические характеристики личности:
-статус;
-социальная позиция;
-социальные роли и др.

2) Индивидуально-психологические характеристики личности:
-характеристики коммуникативной сферы;
 -интересы, потребности;
-установки и др.

3) Индивидуально-типологические характеристики личности: 
-свойства нервной системы;
 -темперамент;
-характеристики темпа психической деятельности.

Проблемы исследования личности

 1. Индивидуальность свойств личности.
Здесь важен индивидуалистический подход.
Индивидуальность - это особая форма бытия отдельного человека в обществе, в рамках которого он живет, действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений.
Индивидуальность состоит в том, что каждый человек неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.
То есть, сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.


2. Нравственная оценка свойств личности.
Моральная (нравственная) оценка свойств личности - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.
Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Моральная оценка опирается на понимание добра и зла.
Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой.
Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.
Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла.
В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.
Испытуемый, как правило, стремится к положительной оценке, поэтому выбирает социально одобряемые ответы.
Существует также несколько способов борьбы с данной установкой: предъявление различных шкал опросника;
-введения ограничения по времени,
-мнимая без оценочность.

 3. Проявления активности личности.
Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях.
Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью.
 По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.
При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:
- физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);
- психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
- психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);
- социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);
- субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).


Методология психологи личности

В современной психологии несмотря на разнородность психологических направлений, все более проявляются тенденции рассматривать личность во всем ее многообразии.
 Особого внимания заслуживает специфический подход к человеку, основанный на теории общих систем, который носит название организмичного (organismic viewpoint) или холистического (M. Stepulac, 1995).
 
Организмическая теория.
Главные особенности организмической теории – в той мере, в какой они относятся к психологии человека – можно обозначить следующим образом.

В организмической теории подчеркивается единство, интегрированность, согласованность и когерентность здоровой личности.
Организованность – естественное состояние организма; дезорганизованность патологична и обычно связана с воздействием подавляющей либо угрожающей среды или с интра-организменной аномалией.
Организмическая теория предполагает изначальное видение организма как организованной системы и анализирует его, дифференцируя целое на составляющие.
Составляющая никогда не абстрагируется от целого, к которому принадлежит, и не изучается как изолированная сущность; всегда рассматривается характер ее участия в функционировании целого организма.
Теоретики, стоящие на организмической позиции, полагают, что невозможно понять целое, непосредственно изучая отдельные части, поскольку целое функционирует по законам, которые невозможно обнаружить, исследуя части.
Атомистическая точка зрения представляется излишне громоздкой, поскольку, сводя организм к элементам, приходится постулировать наличие некоего "организатора", интегрирующего элементы в единое целое.
Организмическая теория не требует введения "организатора", поскольку организованность введена в систему изначально, и не допускается, чтобы в результате анализа организм как таковой был утерян.
В организмической теории принимается положение, согласно которому индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом. Название этого главного мотива у Гольдштейна – само-актуализация или самоосуществление, имеется в виду, что люди постоянно стремятся осуществить свои врожденные возможности всеми доступными способами.
 Единственность цели придает единство и направленность жизни человека.
Хотя в организмической системе индивид не рассматривается как закрытая система, есть тенденция к минимизации значения директивного влияния внешней среды и подчеркивается значение для развития врожденных возможностей.
Организм отбирает те свойства среды, на которые будет реагировать, и – за исключением редких и аномальных обстоятельств – среда не может принудить человека вести себя так, как чуждо его природе.
 Если организм не может контролировать среду, он будет к ней адаптироваться.
В целом предполагается, что организм, если позволить ему развиваться назначенным образом и в соответствующей обстановке, придет к развитию здоровой целостной личности, тогда как злокачественные воздействия среды могут искалечить личность.
В организме нет ничего врожденно "плохого"; он становится "плохим" из-за неадекватного окружения.
В этом пункте у организмической теории много общего со взглядами французского философа Жана-Жака Руссо, полагавшего, что люди по природе хорошие, однако могут извращаться – и часто так происходит – средой, которая не дает им возможности действовать и развиваться сообразно своей природе.
Организмическая теория часто использует принципы гештальтпсихологии, однако в силу того, что гештальтисты занимались отдельными функциями – восприятием и научением – она считается слишком узкой базой для понимания целостного организма.
Организмическая теория эту базу расширила, включив в круг рассмотрения все, что касается организма и его деятельности. Тем не менее, многое в организмической теории напоминает теорию Левина (Lewin, К.), хотя Левиновская топология – исключительно психологическая и не рассматривает целостный биологический организм.
Организмическая теория полагает, что на основе исчерпывающего изучения одного человека можно узнать больше, чем в результате экстенсивного изучения отдельных психических функций многих индивидов.
По этой причине организмическая теория пользовалась большей популярностью среди клинических психологов, занимающихся целостной личностью, чем среди сторонников экспериментального подхода, интересующихся в первую очередь отдельными процессами или функциями – например, восприятием и научением.

Холистическая теория
Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного. Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства. Это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине.
Холистический подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы каждый элемент которой находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.
Поэтому как выделение, так и изучение каких-либо элементов по отдельности становится возможным лишь в абстракции.

Но не организмическая теория, не холистическая теория по отдельности не могут дать полной картины становления личности, а потому необходимо объединять все возможные теории воедино для полного понимания изучаемого индивида.
 Для изучения человека как личности необходимо объединить все разрозненные учения и создать системный подход к данной проблеме.

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики.
 Методы системного подхода широко используются для решения многих теоретических, прикладных и практических задач.

Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

«Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

При разработке проблем личности все шире используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д.
Само развитие личности начинает пониматься и анализироваться как системно-целостный процесс.

Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:
-целостность;
-структурность;
-взаимосвязь системы со средой;
-иерархичность;
-множественность описания.

Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру.

В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических и исследовательских проблем, среди них:
1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции;
2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы (системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения, соподчинения, коррекции и др.);
3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации;
4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;
5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).

Методы исследования личности в психологии личности

В настоящее время не существует общей классификации методов исследования личности в психологии, поэтому рассмотрим несколько из них.

Метод наблюдения
Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.
Требования к наблюдению:
-сохранение естественности;
-целенаправленность;
-фиксация результатов.
1.  Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях).
Естественное наблюдение является богатым источником информации.
Положительные стороны:
-поведение в естественных ситуация,
-проведение в повседневном окружении.
Недостатки:
-непредсказуемость событий;
-наложение проблем наблюдателя (личный фактор;
-малая выборка;
-непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).
2.  Полевое наблюдение.
В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

Метод опроса (метод интервью)
При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.
Оценка метода интервью:
-может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.
-интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера.
Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.
Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

Стандартизированные тесты (методы самоотчета).
Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»).
Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.
   
Сильные стороны:
- тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;
-получаемая информация объективна;
-с тестами может легко работать человек, имеющий относительно
-небольшую формальную подготовку;
-тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

Недостатки:
-не защищены от преднамеренного обмана;
-не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.
Метод эксперимента.
В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.
Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):
-принцип осведомленного согласия;
-принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых;
-конфиденциальности.

Преимущества:
-позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.
-устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.
-сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Недостатки:
-круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям;
-искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях;

На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Экспериментальные методы исследования
 

Метод изучения клинических случаев.
-Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности.
-Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами.
-Кроме того, изучение клинических случаев имело значение при создании ряда теорий личности и при изучении здоровых индивидов на протяжении многих лет.
При описании прошлого клиента (описании клинического случая)
используются разные методы: биографические и автобиографические очерки, личностные опросники и проективные тесты, интервью, а также информация, полученная от тех людей, которые хорошо знают данного человека.
Хотя истории болезни представляют собой ценный источник знаний о людях, этот метод не свободен от некоторых недостатков, связанных с тем, что объектом изучения здесь является конкретный человек.

Оценка метода изучения клинических случаев:
1. Преимущества:
-показывает сложность и уникальность индивида.
-свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.
2. Недостатки:
Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.
Рассматриваемые случаи слишком частные.
Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.
Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

Проективные методы.
Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов.
Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни.
Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты.

Преимущества:
-Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.
-Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.
Недостатки:
-Недостаточно стандартизированы.
-Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.
-Имеют низкую надежность и валидность.
-Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

Корреляционный метод.
Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них.
Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.
Например, можно ли на основании успеваемости в колледже предсказать профессиональный успех в дальнейшем.
 Коэффициент корреляции как первичный статистический показатель обозначает направление и силу связи между переменными.
Коэффициент корреляции может варьировать от -1,00 (полностью отрицательная зависимость) до +1,00 (полностью положительная зависимость).
Как исследовательская стратегия корреляционный метод позволяет изучать многие аспекты человеческого поведения в естественных условиях.
Кроме того, с его помощью можно изучать переменные, которые никаким иным способом невозможно исследовать по этическим соображениям.
Однако корреляционный метод не дает убедительных доказательств того, что одна переменная вызывает появление другой переменной, даже если они обе тесно связаны, то есть, имеют высокий коэффициент корреляции.
Корреляция не предполагает установления причинных связей.
Преимущества:
-позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.
-позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.
-позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.
2. Недостатки:
•  Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.
•  Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».
•  Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.
•  При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

В конце разговора о психологии личности представим одну из полезных методик изучения личности.

Методика "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур" (А.В.Либин)
Инструкция:
"Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты.
 Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.
Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти.
 Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, а если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие.
 Выполните рисунок по данной инструкции".

Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно). Запишите результат в виде трехзначных чисел, где:
-сотни обозначают количество треугольников; -000-
-десятки – количество кругов; -00-
-единицы – количество квадратов. -0-

Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трёхзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки ; количество кругов, единицы количество квадратов. Эти трёхзначные цифры ; составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Интерпретация результатов:
Исследования психологов показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно.
Анализ позволяет выделить 8 основных типов (типыэто наиболее сильно ; различающиеся между собой характеристики индивидуальности, подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности), которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

 I тип "руководитель".
 Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей ; и организаторской деятельности.
Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития.
Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определённых границах.
Обычно выбирают зелёный цвет (по М. Люшеру ) и рисуют "ёлку" в тесте "Дерево". Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жёстко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
ситуативно у 703, 712, 721, 730;
при воздействии речью на ; людей вербальный руководитель или "преподавательский подтип" 604, 613, ; ; 622, 631, 640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития.
При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются.
При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип "ответственный исполнитель" обладает многими чертами типа ; "руководитель", являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован "на умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип тревожно-мнительный ; характеризуется разнообразием способностей и одарённости от тонких ручных навыков до литературной одарённости.
Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять её на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.
Физически не переносят беспорядок и грязь.
Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми.
Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе.
Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме того, 415 ; "поэтический подтип" обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, ; обладают поэтической одарённостью;
 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать".
 Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

 IV тип "учёный". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают ; "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории.
 Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают своё поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 подтип, ; характеризующийся большой увлечённостью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

 V тип "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью ; нервной системы, высокой её истощаемостью.
 Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности.
Обладают повышенной чувствительностью к новизне.
Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что даёт возможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства на их свободу. Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии;
244 обладает способностью литературного ; творчества;
217 обладает способностью к изобретательской деятельности;
 226 большая потребность к новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип "изобретатель, конструктор, художник".
Часто встречается среди лиц с ; "технической жилкой".
Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.
Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля.
Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип 019 ; встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
118 тип с наиболее ; сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип "э ; мотивный". Обладает повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясёнными от жестоких событий.
Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей. Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип обладает противоположной тенденцией э ; мотивному типу.
Обычно не чувствует переживаний других людей или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным.
Иногда для него характерна "чёрствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.

В качестве задач дифференциальной психологии выступают следующие:
1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры.
2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
 3. Изучение различий между группами людей.
4.Выявление факторов, лежащих в основе индивидуальнопсихологических различий.

Дифференциальная психология обязана своему появлению педагогической, медицинской и инженерной практикам.

Основополагающую проблему дифференциальной психологии Штерн характеризовал как триединую:
-природа психологической жизни человека и социологических групп, степень их различий;
-факторы, определяющие различия и воздействие на ни;
-чем проявляются различия.
Наибольшее внимание в дифференциальной психологии уделяется психологическому тестированию.
Первоначально это были индивидуальные тесты, а затем для определения умственных различий прибегли к групповым.
  Позднее появились проективные тесты, которые помогали лучше понять интересы людей, их жизненные установки, эмоциональные состояния и реакции.
Путём обработки тестов выявляются факторы, выявляющие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности.
На основании полученных результатов определяются количественные вариации в особенностях психологии конкретного человека, которые как раз и помогают максимально задействовать его потенциал, раскрыть его творческие способности.
В настоящее время дифференциальная психология изучает качества человека, касающиеся его индивидуальности, духовности, общего мировоззрения, предметно-содержательные качества, особенности самосознания, характерный стиль личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональная, учебная, общение и др.).
 Совершенствуются и разрабатываются новые методики и подходы, как экспериментальные, так и математические.
Всё больше уделяется внимания изучению различий в творческие и организаторские способности в общей структуре личности, в мотивационной сфере.
Данная область знания имеет широкое практическое применение:
-подбор и обучение персонала.
-диагностика развития склонностей, способностей индивидов.
-выбор профессии.
-мотивация персонала и др.

История возникновения дифференциальной психологии

Рождением дифференциальной психологии принято считать 1900 год, когда вышла книга Уильяма Штерна «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».
Именно У. Штерн предложил термин и название дисциплины — «дифференциальная психология».
 Это не значит, что до него никаким образом не исследовались индивидуальные различия людей.
С древнейших времен философы и ученые обращали свое внимание на то, что люди разные, и более того — их можно классифицировать определенным образом относительно их психологических особенностей и поведения. У. Штерну удалось собрать имеющиеся к тому времени представления о различиях между людьми в целостную концепцию.
 Предыстория создания концепции, в первую очередь, связана с развитием ряда эмпирических направлений, которые отличались использованием метода наблюдения, невысоким уровнем обобщения, а также попытками связать некоторые анатомо-физиологические и психологические особенности человека.
К концу XIX века в связи внедрением в психологию экспериментального метода изучение различий переходит на качественно новый уровень, предполагающий измерение и последующий анализ индивидуальных и групповых признаков.
К ключевым событиям этого периода, которые послужили предпосылками для оформления дифференциальной психологии в отдельную науку, относят открытие В. Вундтом в 1879 году психологической лаборатории, где он начал в экспериментальных условиях изучение психических процессов;
-открытие феномена времени реакции;
-использование методов статистического анализа;
-использование данных психогенетики.

А. Анастази рассматривает дифференциальную психологию скорее не как отдельную область знания, а как подход, актуальный для проведения любого психологического исследования.

Главная цель дифференциальной психологии, так же как и психологии вообще, замечает он, — понять поведение. Дифференциальная психология подходит к этой проблеме через сравнительный
анализ поведения в меняющихся условиях. 
Методология дифференциальной психологии

Методология (греч. Methodos - способ познания и logos - учение) - учение об общей теории (позицию), с которой должен выходить исследователь психической природы человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и средства, которыми он должен пользоваться.

Методика - в научном исследовании процедура или последовательность осуществляемых познавательных и преобразовательных действий, операций и действий, которые реализуются в процессе изучения его предмета и направлены на решение задач исследования.

Как составляющая научного метода психологии методика рассматривает несколько уровней:
-первый уровень - общая методика психологического исследования;
-второй уровень - методика осуществления конкретного типа научного исследования (теоретического, эмпирического, прикладного и др.);
-третий уровень - подробно описана последовательность реализации того или иного средства, способа психологического исследования.
 
Дифференциальная психология в своих изысканиях чаще всего использует:
1.Общенаучные методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент.

2.Психогенетические методы:
а) генеалогический метод;
б) метод приемных детей;
в) близнецовый метод.

3.Математические методы:
а) дисперсионный анализ;
б) индуктивная статистика;
в) корреляционный анализ.

4.Исторические методы (методы анализа документов):
а) биографический метод;
б) дневниковый метод;
в) автобиография.

5. Методы теоретического анализа:
а) моделирование;
б) реконструкции;
в) типология.


1.Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).
Собственно, психологические методы - интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.
а) Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
б) Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

2.Психогенетические методы.
Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.
а) Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном.
Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку.
Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.
б) Метод приемных детей.
Метод состоит в том, что в исследование включают:
- детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям;
- приемных родителей;
- биологических родителей.
Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50\% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
в) Близнецовый метод.
Начало методу близнецов положила статья Ф.Гальтона, вышедшая в 1876 г. «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания».
Существует несколько разновидностей данного метода.
в.1.) метод контрольных групп.
Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50\%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду.
Сопоставление внутри-парного сходства у таких моно и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.
в.2.) метод разлученной близнецовой пары.
Метод основан на изучении внутри-парного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно и дизиготных близнецов.
 Всего в научной литературе описано около 130 таких пар.
Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутри-парное сходство, нежели разлученные ДЗ.
Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.
в.3.) метод близнецовой пары.
Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.
в.4.) метод контрольного близнеца.
Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет.
 Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

3.Математические методы
Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения ДП в полноценную науку.
Одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности.
а) Дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ (от лат. dispersio — рассеивание) — статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную.
Дисперсионный анализ - позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию.
Так, представим себе, что в двух студенческих группах средний балл, полученный на экзамене по общей психологии, составляет 4 балла.
Но в первой группе были и тройки, и двойки, и пятерки, а вторая группа активно списывала и в результате все ее участники получили по 4.
Абсолютный средне групповой результат одинаков для обеих групп - 4 балла, но за ним стоит совершенно различный психологический смысл.
б) Индуктивная статистика.
Основная задача индуктивной статистики - определять, насколько статистически значимы различия между выборками.
Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью специальных критериев и формул производят расчеты. Так, к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

в) Корреляционный анализ.
Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. Коэффициент корреляции -- это величина, которая может варьироваться в пределах от +1 до -1.

4.Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления.
Эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью.
Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.
а) Биографический метод - использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию».
Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П.Мебиусом (описание болезней выдающихся людей).
В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.
б) Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).
в) Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.
Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

5.Методы теоретического анализа
Кроме выше перечисленных методов в дифференциальной психологии активно используют методы теоретического анализа, к которым относится моделирование, реконструкция, типология.
а) Моделирование (франц. Modeler - лепить, формировать) - метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или Идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто математических).
Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводят некоторые сущностные свойства системы-оригинала.
Частичная сходство позволяет использовать модель в качестве заменителя исследуемой системы.
Относительная простота модели делает такую замену достаточно наглядной.
Создание упрощенных моделей системы - действенный способ проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях научного знания, в частности в дифференциальной психологии.
Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования заключается в построении "образа-модели" психологического явления, которое рассматривают как многомерное явление, что реализует систему природных, социальных и духовных отношений.
Эту технику моделирования применяют к сложным явлениям жизни человека: потенциала бытия, одаренности, компетентности, жизненного пути и так далее.
Моделирование как воспроизведение логики познания заключается в создании теоретической модели, которая повторяет внутренние психические процессы (как правило, когнитивные) познания действительности.
Метод используют для теоретизации сущности изучаемого предмета и способа его познания и преобразования. Эта техника моделирования направлена на постепенное воссоздание динамических психических характеристик исследуемого явления в его функционировании и развитии, а также на построение адекватного способа его познания.
б) Реконструкции в дифференциальной психологии - метод теоретического исследования психологических явлений, заключается в содержательной и структурной перестройке явления, которое исследует психолог.
Выделяют содержательную реконструкцию, оперирующей содержательными признаками явлений, и структурную, направленную на изучение формально-логических признаков явлений.
Предметом реконструкции могут быть как психологические явления, так и способы их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания и т.
В рамках метода можно использовать различные техники.
Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация когнитивных пространств (рост специализации познавательных процессов, их структурирования и упорядочивания с развитием системы когнитивных реакций субъекта, способов поведения и форм взаимодействия с миром), к которым относятся исследуемые явления и в отношении которых исследователь должен использовать метод реконструкции.
Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных когнитивных пространств, то возможно использование техники прямой реконструкции.
По принадлежности явлений в различных пространствах исследователь прибегает к опосредованной реконструкции, обязательно выбирая третьих, обобщенное по содержанию относительно первых двух, явление как опосредованную звено.
Поскольку предметом дифференциальной психологии есть индивидуальные, типологические и групповые различия между людьми, типологический метод требует детального рассмотрения.

в) Типологический метод
Типологический метод - метод научного исследования, ориентированный на выявление сходств и различий среди совокупности предметов, поиск надежных средств их идентификации, устойчивых сочетаний свойств явлений в системе переменных, их группировка с помощью идеализированной обобщенной модели.
Следствием типологизации является выделение определенных типов явлений, которые воспроизводят идеализированную модель реально существующих явлений и процессов.
В психологии прибегают к построению закрытых и открытых типологий (К. Абульханова-Славская).

Закрытая типология, как правило, сама является целью исследования и демонстрирует общую закономерность в перечне ее проявлений.
Иногда этот вид типологии применяют для раскрытия отдельной свойства, существует как совокупность форм, в каждой из которых представлено различное соотношение исследуемых признаков.
Для такой типологии важные количество признаков и типов, характер распределения средних и крайних типов, их взаимодополняемость, по которой описывается закономерность в целом.
Примером закрытой типологии е типология специфически человеческих типов темперамента И. Павлова, по которой всех людей разделены на "художников" и "мыслителей" по критерию преобладание первой или второй сигнальной системы.
Открытая типология.
При исследовании высших психических функций используют открытую типологию (прогрессивную, или конструктивную), не имеет полного набора заранее установленных признаков, исчерпывающе характеризует типы. Если исходить из того, что различным уровням организации психического должны отвечать различные типологии, то высшем (личностном) уровню может быть адекватной именно открытая типология. Начиная с низшего (темпераментальные) уровня, где количество типов ограничено (закрытая типология четырех типов темперамента И. Павлова), наблюдается тенденция к индивидуализации личностных структур, на уровне характера проявляется в увеличении количества типов (например, типология акцентуаций характера подростков А. Личики насчитывает 10 типов).

Принцип типологизации заключается в интеграции двух тенденций психологического исследования:
-индивидуализации изучаемой личности
- унификации содержания психического.

Основные характеристики открытой типологии:

-Характеристика, связанная с прогрессивным, процессуальным способом построения типологии, когда каждый следующий этап ставит ряд операциональных и теоретических вопросов, требующих обобщения и определения в типологии;
- Характеристика, предполагает раскрытие особенностей каждого типа в системе всех остальных, отражает системный подход к исследованию психических явлений как многомерных и многоуровневых феноменов.

Основой типологизации является выявление сходства, различий и общности (т.е. обобщение) совокупности явлений, выделенных в процессе исследования, а затем - идентификация (то есть обобщения нового уровня) с идеализированной моделью изучаемого явления.

В дифференциальной психологии типологический метод имеет такую методику реализации:
1) выбор основ типизации и содержательное определение их как характерных признаков явления типизации исследуемого объекта.
Так, в типологии темпераментов И. Павлова основой типизации является свойства нервной системы человека: сила нервных процессов, их уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения.
 В каждом конкретном исследовании психолог выбирает основы типизации исследуемого явления, руководствуясь построенной теоретической моделью предмета исследования.
Типизации подлежат как свойства, характеристики конкретных явлений, так и закономерности, условия, динамические характеристики процессов, однако каждому классу типизированных явлений должен соответствовать конкретный вид типологии;
2) выбор модели типизации, которая будет воспроизводить сущностные и динамические особенности явления и определять логику обобщения сущностных признаков предмета в тип.
В психологическом исследовании используют различные модели типизации.  При их выборе следует учитывать уровень родства сущности типизированного явления и логики типизации, которую воспроизводит модель.
Так, если основы типизации находятся в диалектическом зависимости друг от друга, то применяют модели типизации "прогрессивная дихотомия" и "динамическая модель типизации".
Если основы типизации избраны в онтологическом соотношении, то адекватным будет использование онтологически ориентированных моделей типизации;

3) выделение типов и построение типологии изучаемого явления.
Типизация должна отражать структурную и содержательную зависимость, должна доказывать эмпирическое исследование;

4) подтверждение истинности построенной типологии с помощью анализа и содержательного обобщения данных эмпирического исследования.
На этом этапе осуществляют необходимую коррекцию элементов построенной типологии, а определение типов дополняют эмпирическими характеристиками их проявлений;

5) завершающая стадия реализации типологического метода.
На этом этапе построенную типологию, а также заложенную в ней модель типизации используют как средства анализа и интерпретации результатов проведенного исследования поскольку они целостно воспроизводят не только познавательную логику исследовательских действий психолога, но и сущностную построение предмета исследования как многомерного и многоуровневого явления.

Типология является завершающим этапом познания предмета изучения и воплощает его содержательный и структурно-организационный результат в дифференциальной психологии.


Заключение.

В данной работе мы разобрали две разновидности психологии как два различных направления: психологию личности и дифференциальную психологию.
Рассмотрели методологию этих двух научных направлений.
А также рассмотрели краткую историю возникновения личностной психологии и дифференциальной психологии.
Кроме того, определили понятия и необходимость этих направлений в современной психологии.


Рецензии