Лидушка

- Он меня убивает!
Я и сама готова была ее если не убить, то хорошенько потрясти, чтобы мозги встали на место, чтобы все ее завиральные идеи и фантазии раз и навсегда выветрились из ее непутевой башки! Я глубоко вздохнула, пытаясь успокоиться. Мой гнев, моя злоба тут не помогут, да и злилась я вовсе не на Лидушку.
- Он меня душит, понимаешь? Вздохнуть не дает, это не жизнь, - она вздохнула так тяжко, что у меня сжалось сердце.
- Пойми, это не доводы для суда!
Мы с ней понятия не имели, как вообще проходит процесс развода, но на всякий случай, я решила прорепетировать Лидушкину речь. Зря мне эта мысль пришла в голову, стоило ограничиться банальным "не сошлись характерами", тем более, именно так все и было.
С Лидушкой мы познакомились в школе. Ее семья переехала к нам в городок досматривать бабушку и дедушку, не помню уже чьи это были родители, отца или матери, да это и неважно. Лидушка пришла в наш класс, как луч света в темное царство. Все думают, что я издеваюсь, когда это говорю. Нисколько. Так и было. Я очень хорошо помню, как увидела ее в первый раз. Все произошло как в кино, когда звучит красивая музыка, открывается дверь, входит опоздавший герой, то есть героиня, все на нее смотрят, в основном с интересом, учитель с осуждением и пытаются понять, кто именно только что вошел в класс, кем эта девочка будет в коллективе? Она вошла красная, запыхавшаяся, мы еще не знали, что она всегда и везде опаздывает, что, возможно, это мизерная плата за всю ее остальную удачливость и везучесть, все эти сломавшиеся трамваи, отмененные автобусы и плата, надо сказать несоизмеримо малая, по сравнению... Но я забегаю вперед. Она тогда влетела в класс и сказала, что ее зовут Лидушка Драговская и она новенькая. Весь класс дружно заржал. Лидушка! Надо же было так представиться! Мы еще не знали тогда, что все или почти все будем называть ее именно так и не иначе, что у тех, у кого язык не повернется сказать "Лидушка", а были такие: и учителя (химичка ее сильно недолюбливала без всякого повода, а физрук откровенно презирал за неуклюжесть) и дети и тогда в ход шла ее фамилия. Третьего было не дано. Спросите кем? Самой Лидушкой, ее семьей, а в первую очередь ее Ангелом-Хранителем. Говорят, у нас у всех есть такие. Те, кто направляет, оберегает, подсказывает и надо просто научиться их слышать и слушать. Не знаю, я всегда была ярой материалисткой, признавала только черное и белое, серого в моей палитре жизни и справедливости не было. А справедливость я искала рьяно и даже, бывало, рыдала по поводу того, что далеко не все в мире подчиняется законам совести и порядка. Стоило мне не приготовить урок, меня вызывали к доске, стоило мне не выучить один единственный билет, на экзамене мне попадался именно он, стоило мне опоздать в институт, меня вылавливали и вызывали на ковер к декану. Про свою работу я уже молчу, шишки сыпались постоянно. Вот я и рыдала как-то, пытаясь понять, почему Лидушку вызывают именно тогда, когда она сделала уроки, почему она из самых жутких ситуаций выходит не просто живой и здоровой, но и радостной и довольной! И вот теперь, когда я не то, чтобы всю свою жизнь прожила, надеюсь, у меня еще есть время, но я поумнела и помудрела и пришла к выводу, что у Лидушки, за какие-то ее великие заслуги, Ангел-Хранитель был высочайшего класса. Если с машинами, к примеру сравнить, когда все ездили на "Жигулях", ей достался "Бентли" - штучный товар, хотя, скорее всего нельзя так об Ангеле говорить, обидится. Знаю, нельзя, это я от зависти, даже скрывать не буду, бывало, завидовала я Лидушке и очень сильно. И несмотря на все, несмотря на ее отрешенность, воздушность и некую нездешность, мы подружились и наш класс, погрязший до Лидушкиного появления в склоки и вражду, изменился. Можете в это верить, можете нет, но просто ее присутствие меняло все, а ее смех, казалось, счищал грязь с души. Не скажу, что мы все стали святыми, но страсти улеглись и уже можно было не бояться колотушек от враждебной группировки.
Я часто бывала у Лидушки дома и так и не поняла, как вся их семья выжила в этом мире. Они все были странные, раньше их бы назвали блаженными, за исключением деда и бабки. Вот они-то прочно стояли на этой земле! Дом такой хороший отгрохали, да еще в центре города, на меня, да и не только на меня, на всех подозрительно смотрели, боялись, что люди приходят с черной душой, что что-то замышляют недоброе. Я потом подумала, что они боялись именно того, с чем сами ходили в гости. И крови они из Лидушкиной семьи выпили много, она, бывало, приходила в школу, а потом и в институт заплаканная, жаловалась на злые бабкины слова и дела. Мы обе поступили в единственный в городе институт и оказались в одной группе. И снова Лидушку вел по жизни ее незримый проводник и она каким-то чудом, слушая вполуха и записывая лекции не в тетрадь, а в какой-то маленький блокнотик, размышляя о небесных пирогах, все-таки выучилась и выучилась хорошо. И вот именно тогда, когда я подумала, что у нее в жизни все так и будет идти не то, чтобы ровно, удачливо, скорее всего, встретился ей на пути этот самый козел Лешка! Всем сразу было понятно, кто он есть на самом деле. Всем, кроме Лидушки, которая, как водится, его придумала, нарисовала, раскрасила яркими цветами и полюбила больше жизни. Ее бабка с дедом к тому времени умерли, завещав свой дом именно Лидушке. Родители и сестра подались в Москву, там они как-то смогли купить квартиру, на окраине, конечно, но все-таки. И Лидушка осталась одна в большом и хорошем доме, который и присмотрел Леха. Я сразу поняла, что он из себя представляет, он особо и не скрывался, не тратил драгоценные силы на мелочи, Лидушку очаровал, стал настаивать на свадьбе, плел ей про семейный очаг, детишек, счастье до гроба и всякую подобную чушь, в которую влюбленная Лидушка не просто верила, она уже жила еще не родившимися детьми, не купленной машиной и не сбывшимися путешествиями. Как же я ее отговаривала! Мы тогда в первый раз поссорились, она кричала, что я ей завидую, что всегда завидовала и что мысли у меня грязные, что вода в помойном ведре. Ох, много мы тогда друг другу наговорили и я поняла, что Лидушка на самом деле очень наблюдательна и умна и что ее вера в свет не мешает ей видеть тьму. Многое я тогда поняла и о себе тоже. Но в тот момент я действительно хотела ее уберечь, уж слишком этот Леха не скрывал своих намерений. Я даже позвонила Лидушкиным родителям, переполошила их, но добилась обратного. Лидушка и Леха быстренько расписались без всякой торжественности и свадьбы и, как я потом видела по его довольному взгляду, он был мне благодарен за это вмешательство, за то, что я по своей наивности и глупости, по своей прямоте и незнанию человеческой природы, сильно упростила ему задачу. Мы с ней перестали общаться и я только через знакомых знакомых знала, что они живут, что детей нет, что Лидушка где-то работает, что всё, как у всех. Прошла пара лет, я влюбилась, вышла замуж, родила, у меня тоже было все как у всех.
Но вот однажды ко мне пришла Лидушка. И я ее даже не узнала сначала. Не то, чтобы она постарела или изменилась, нет. Свет ушел и крылья отвалились. Я только тогда и поняла, что у нее крылья были, поэтому она и светилась и по жизни не шла, летела. Передо мной стояла Лидушка, но уже язык не поворачивался ее так назвать. Лида, Лидия, Лидка, как угодно, только не это ласковое и лучистое - Лидушка. Я так и сказала:
- Лида!
А она вздрогнула, словно я ее ударила.
- Лидушка, - исправилась я, - заходи скорей!
В тот вечер она сначала плакала, как ребенок, а потом, также как делают дети, когда выплакивают свое горе, обессилила и заснула у меня на кровати. Я выгнала мужа и сына ночевать к свекрови, а сама всю ночь сторожила Лидушкин сон и в первый раз молилась не за сына, не за мужа, не за родителей, за старинную подругу, которую покинул ее Ангел Хранитель. Я просила его вернуться и помочь ей, потому как сама она не справлялась.
Как я и предполагала, в Лехином плане был единственный пункт - дом. Все остальное он рассматривал, как незначительные и мелкие неудобства. К ним он относил женитьбу и саму Лидушку. Первым делом эта дурочка (это я уже успокоившись немного так ласково про нее говорю. Когда я только узнала, что она сделала, я ее так костерила, что мы снова чуть не поссорились!) переписала на него дом, подарила. Вот так, запросто, потому что и деньги и недвижимость и машина, всё должно быть у мужа. Зачем, дескать жене думать о делах? Ее дело - кухня, дети, мужа ласкать и баловать. Так он ей пел, а она ничего не видя, не подозревая, как овца пошла на заклание. Потеря дома - дело не смертельное, конечно, но очень уж неприятное! Так я ей и сказала и добавила, что надо за него, за дом то есть,  бороться и нельзя просто вот так отдать можно сказать семейное гнездо кому попало. А Лидушка мне и выдала, что муж ее со свету сживает, дышать не дает, фактически убивает и что я была права, а она ошибалась. И опять плакала, горько и безутешно. Оплакивала и свою наивность и доверчивость и любовь. Любовь в первую очередь. Тяжело это, когда отдаешь свое сердце, когда душа твоя в руках любимого, а он вытирает ею руки и выбрасывает в ближайшую урну. Когда всю нежность, все тепло и ласку отдаешь, а они не нужны. Вот совсем. Даже не просто не нужны, а вызывают лишь презрение. Вот так оно у Лидушки и случилось. Выпил Леха из нее все силы, обрубил крылья, да и пытался пинками из дома выгнать. Повод нашел железный - бездетная, жили, мол несколько лет, а детишек нет, пустая ты, так он ей сказал, и на черта ты мне такая сдалась. Я-то понимала, что он просто цели своей достиг и Лидушку гонит не потому, что детей нет, а потому что не нужна стала. Но она поначалу убивалась сильно, себя винила, умоляла его, он ей еще какое-то время мозги полоскал, а потом взял и на развод подал. Мы с Лидушкой, наивные, речи какие-то готовили, она вроде бы оправдаться пыталась, непонятно перед кем, перед собой или передо мной, не знаю. Знаю, все это бабские слюни и сопли, так многие могут подумать, а вот отвечу. Это жизнь и вот так она, бывает, поворачивается и никто от этого не застрахован, это я вам точно говорю.
Ох, мы с Лидушкой все-таки наивны были! Развели их моментально, совместно нажитого имущества нет, детей нет, зато свидетельство о разводе есть. Я уже говорила, пыталась заставить Лидушку побороться за дом, можно же было что-то сделать, но она лишь рукой махнула. Собрала вещи и уехала Москву покорять, сказала, сначала к родителям, а там, как получится. Я ее уговаривала остаться, можно было и у нас пожить и у моих родителей, но она сказала, что ей обязательно надо уехать. Почему, не объяснила, пообещала писать и звонить и пропала на долгие годы.
Всё, как у всех. Магическое предложение. Это значит, что ты следуешь плану, написанному кем-то для тебя, для твоей семьи и для твоих детей. А до тебя по этому же плану жили твои родители, их родители и так все дальше и дальше вглубь времен. Планы менялись время от времени, подстраивались под жизнь, а, вернее, жизнь под них подстраивалась, но мало кто решался их не выполнить, саботировать, а то и порвать в клочья и зажить так, как душа просит. Я не смогла, да и не знаю лично никого, кто вырвался бы из этой жесткой схемы. Я жила, как все и часто вспоминала Лидушку. Она пропала, исчезла. Поначалу писала, совсем кратко, говорила, что ищет работу и все непросто, а потом письма перестали приходить и в один день, когда я позвонила ее родителям, мне ответили, что квартира продана и где мне искать семью Драговских никто не знает.
Годы летели. Магическая формула "все, как у всех" не давала сбоя и я в этой суете стала забывать Лидушку. В конце концов у меня своя жизнь, старший сын задумал жениться и привел в дом какую-то курицу, абсолютно ему не подходящую, а вообразил, дурачок, что это любовь всей его жизни, а я, уже слегка поумневшая и опытная, в этот раз не кинулась на амбразуру, а повела себя мягче, деликатнее, тоньше... Да, жизнь... У мамы нашли рак, папу разбил инсульт, да, что уж тут говорить. Как у всех.
И вот однажды, вот в эту жизнь вернулась Лидушка. В мою жизнь вернулась. Она просто позвонила в мою дверь и я вспомнила тот самый школьный день, когда я ее увидела в первый раз. Как и тогда, она сияла, и в мою старую квартиру вошел свет.
- Лидушка Драговская, - только и смогла я сказать.
Она постарела, но красиво, без обрюзглости, брезгливости и тупой уверенности в своей правоте. Она стала прежней Лидушкой, пусть немного старше и полнее.
- Ты знаешь, ведь тогда я в первый раз не послушалась своего внутреннего голоса, - сказала она мне, когда мы, наплакавшись вдоволь, наконец-то перешли к главному.
- Голос мне твердил уезжать, скорее уезжать из нашего города, - продолжила она, - но мне было почему-то так страшно, так не хотелось бросать тебя, дом, работу, мне нравилось здесь жить! И я осталась. Лешку встретила, дальше сама знаешь. И вот когда я ехала на поезде, уже после всего, я вдруг поняла, что это самое главное и самое верное решение в моей жизни. Я ведь могла остаться, терпеть его придирки и издевательства. Я могла бы остаться, - повторила она и в ее глазах я увидела ужас. Так бывает, пугаешься задним числом, понимая, от какой опасности тебя уберегли.
- Я не случайно забеременеть не могла тогда, была же здорова, как лошадь и он был здоров, а вот детей не было! Это все мне подсказывало: не твое! Бросай, беги! Но мы же упрямые: и ты и я! Как это? Любовь же, надо пытаться! - и она засмеялась уже с облегчением. Все это прошло, можно и посмеяться.
- Ты меня напугала тогда. Сильно напугала. Из тебя свет ушел и крылья сломались, - призналась ей я. Мы с ней уже выпили целую бутылку вина и язык мой, который всегда приносил мне много головной боли своей безудержностью, развязался и распустился. Меня несло и я никак не могла остановиться и выбалтывала ей все. Какой я ее видела, как понимала, как завидовала, какой она, бывало, была дурочкой и как я за нее молилась и как здорово, что вернулся ее Ангел-Хранитель!
- Вернулся же? - переспросила я Лидушку на всякий случай. Она кивнула и мне показалось, что в комнате стало светлее или это вино на меня так подействовало? Я ведь совсем не привыкла столько пить.
- Вернулся. Сразу, как я приехала в Москву. Непросто было, меня словно слегка наказали за ослушание, вернее за то, что сошла со своего Пути. Он ведь у всех есть и надо просто его найти, нащупать, даже когда тебя бьют и ты упал, ты все равно можешь нащупать Путь руками и вернуться на него. Всегда есть шанс вернуться, - повторила она. - Семья есть: муж любимый, хороший, две дочки - умницы, родители здоровы, у сестры все тоже хорошо, - стала перечислять она и я не сдержалась. Рассказала ей, что у нее Хранитель особенный, ни у кого больше таких нет и даже завидно и обидно, что именно ей он достался! Все это я выпалила и тут же пожалела и заругалась на свой поганый язык, который все-таки ничем не удержишь и я только говорю, что поумнела и стала мудрее!
Лидушка выслушала меня молча и я даже испугалась, что она сейчас встанет и уйдет, что я наговорила слишком много лишнего. Но она лишь улыбнулась, прикоснулась к моей руке и сказала... Нет, я никому не перескажу ее слова, это моя тайна и я ее сохраню. Лидушка мне кое-что сказала и я почувствовала, что от ее слов у меня вырастают крылья. 
Мы тогда с ней здорово набрались, ведь и вторую бутылку выпили и я очень плохо помню, о чем мы там говорили и почему со мной на следующий день не разговаривал старший сын, а муж и младший хихикали и показывали мне большие пальцы, мол, молодец, мать! Я вообще ничего не помню и только по журналу в мобильнике могу предположить, что я звонила курице-невесте сына и что-то ей говорила! Хоть утопись, не могу этого вспомнить! Но я помню Лидушкины слова и немного позже я нашла свой Путь. Я продолжаю жить и даже счастливо жить, но теперь я не говорю эту формулу - "все, как у всех", я стараюсь изменить ее, вывести свою собственную. Получится ли это у меня или этот поиск продолжат мои сыновья и курица-невестка, а потом и мои внуки? Я не знаю. Поживем - увидим.


Рецензии