Косяк

«Нина Борисовна Косяк» - вписал я в анкету, выданную на встрече выпускников средней школы №24 (ныне №1022), отвечая на вопрос о любимом учителе. Я помнил о ней не только в тот вечер, но вспоминаю и все до- и последующие годы: вот – учитель с большой буквы! Учитель русского языка и литературы. Кажется, тогда, в детстве, ни язык, ни литература меня в общем-то не интересовали: хотелось во двор – играть в футбол, хоккей, лапту, в войну. Но в школу ходить было надо. А там: там – она – Н.Б. Косяк, учитель, ничем не выделяющийся от других, - простой, обычный, но по прошествии лет ставший в сознании моём образцом, как учителя, так и человека. Не могу вспомнить многих подробностей – просто осталось чувство благодарности , какого-то внутреннего тепла и  понимания, что она – именно она(!) - показала мне красоту слова, слога, правду наших классиков, тишину поэтической грусти.

«Не наполнить сосуд, а зажечь факел!» - эти слова были её девизом в воспитании учеников, тогда-то, в советские времена!

Странно, прошло много лет по окончании школы, я не помню ни имён учителей, ни происходивших событий, но её уроки помню, некоторые  - до мелочей. Вот, например, на каждом уроке  умеющим (более - менее артистично) читать ученикам, она давала прочесть вслух отрывки из известных классических произведений.

«Камбала, камбала…» - читает, практически кричит, подражая торговцу на рыбном рынке Володя Решетников, делая при этом ударение на первом слоге. Я же, привыкший к лексикону рыночных торговок, всегда называющих эту рыбу с ударением на слоге третьем, недоумеваю, почему, дескать, он на первый слог* ударяет? Ну вот – не умеет читать!

И вот, прошли годы. Оказывается, он – прав. И я сегодня прошу прощения за мои рассуждения невежи. У неё , у него, у себя…


* Название рыбы «камбала» пришло в русский язык из финского. В слове kampela в языке-источнике ударение падает на первый слог, что свойственно финскому языку. И при заимствовании ударение «кАмбала» сохранилось. Произношение этого слова с акцентом на первый слог является безусловно правильным, и его указывают в качестве нормативного, литературного варианта произношения все без исключения словари русского языка.


Рецензии
Здравствуйте, Валерий!)Вы в Старом Косино жили?)А в какие годы, если не секрет?)
Я просто люблю этот район. Хотя, в последнее время, снесли много интересных домов и район уже не кажется таким уютным как раньше(
Если вам интересно, почитайте мой материал на Дзене http://dzen.ru/a/ZYiFKhbxrS45JOlR
и пишите в личку, буду рад пообщаться с вами на тему района Косино),

Тим Сириус   16.03.2024 13:19     Заявить о нарушении
и еще - может вы знаете сайт старой Москвы?)Если нет - он вам понравится, я уверен!)
http://pastvu.com/p/178624 http://pastvu.com/p/1912060 и http://pastvu.com/p/546445

Тим Сириус   16.03.2024 13:40   Заявить о нарушении
Приветствую, Тим! В Косино жил с детства (с 1973 г), окончил школу №24, и после выпускного подался в Ленинград, в 2000 году вернулся, но живу теперь в Новокосино. Материалы Ваши прочитал, и фотографии посмотрел - здорово!

Валерий Соболев   19.03.2024 15:03   Заявить о нарушении
нет ли у вас фотографий Косина до 2000 года?)

Тим Сириус   19.03.2024 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.