Радунские, Радуньские, Радонские

Радунские, Радуньские, Радонские
Radunski



***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

Радлинские
,
Радунские
,
Раецкие
,
….
http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

…Радецкий , Раджевский , Раджеевский, Радкевич , Радлинский, Радунский , Раецкий, Размуссов , Рамазанович, Рафалович, Рацков , Рачковский , Реджифович , Рейжевский , Речырович, Роджевич , Родкевич , Родлинович , Роецкий , Ромаданович , Романович ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926





Радунские

***

Костёл Богоматери Руженцовой (1929-1933) в г.п.Радунь Вороновского района Гродненской области (фото Е.Павловской).

Радунь впервые упоминается в 1387г. как центр волости.

Под названием Родно фигурирует в летописном "Списке русских городов дальних и ближних" (XV-XVIIвв ).

В XIVв. здесь возводится замок.

Католический приход в Радуни основан в 1538г.

Ещё раньше здесь поселились татары (упоминаются в описи войска литовского 1528г.).

В Российской империи Радунь была большим еврейским центром - "Меком Тора" (местом, где много сведущих в Торе евреев).

С 1958г. городской посёлок.

От названия деревни образована фамилия ныне угасшего татарского рода Радунских.

С.Дзядулевич пишет, что Радунские герба Остоя, были приписаны к барынской хоругви.

Их родоначальник, упоминаемый в описи 1528г. Йолко (Jolko) из Радуни, отец Пуцила, предка Новосельских, Дзианая, предка Алюшевичей и Ассана, сыновья которого Бейрлуходжа и Абдеррахман из Радуни, фигурируют в описях 1565 и 1567гг.

О потомках последних в люстрации Кердея сведений нет, что указывает на их возможное крещение.

Позже, один из них, христианин, мелкий земянин из Ошмянского повета, использующий пшыдомак Млосола, оставил на одном из документов печать с гербом Остоя.

Пшыдомак Млосола указывает на то, что Радунские породнились со шляхтичами Млосол-Радонскими герба Рочь (Roch) II из Варшавского повета.

https://vk.com/photo12523752_456239739




Ассан, предок Радуньских

***

С. Дзялулевич пишет, что предок Новосельских, Йолко из Радуни, в 1528г. приписанный к барынской хоругви, отец

Мухи, предка Мушинских,

Ассана, предка Радуньских,

Дзянка, предка Алушевичей

и Пуцилы, в 1559г. владельца Малого Сельца (затем, Новое Сельцо ) под Радунью.

https://deskgram.net/p/1832628043353590562_3134560184



Ветвь Радунских

***

…В этом случае, они ветвь Радунских и их предок - Мустафа, сын Мухи Радуньского, который с пшыдомком "Муха" известен по воинским описям 1565 и 1567гг.

Видимо, уже сын Мустафы сменил фамилию, т.к. позже о Мухах из Радуни нет сведений.

https://stapico.ru/photos/1828316367879858106_3134560184




Использующие герб Абданк

***

Фамильные рода гербы Абданк

…Радонские (Радунские, Radonski Skarbek, Radunski), ….

Абданк изменённый (Abdank odmienny, Habdank, Awdaniec)
…..Радунские (Radunski),

https://ru.wikipedia.org/wiki/()




Радунская Виктория Александровна

***

Имя при рождении
Виктория Александровна Радунская
Дата рождения
18 июля 1937 (81 год)
Место рождения
Москва, РСФСР, СССР
Гражданство
 СССР
 Россия
Профессия
актриса
Годы активности
1956—наст. время
Театр Московский театр юного зрителя
Театр на Таганке
Содружество актёров Таганки


Виктория Александровна Радунская (род. 18 июля 1937) — советская и российская актриса театра и кино. заслуженная артистка России (2018)[1].

Родилась 18 июля 1937 года в Москве. Родители Александр Иванович Радунский и Зинаида Михайловна Вяземская были артистами Большого театра. В 1955 году Виктория Радунская закончила хореографическое училище при Большом театре. В 1956 году стала артисткой балета Большого театра, но танцевала в нём только один сезон. В 1957 году по предложению Ролана Быкова перешла в Московский ТЮЗ. В 1962—1964 годах была ведущей актрисой театра пантомимы «Эктемим».

После закрытия театра пантомимы в 1964 году вошла в штат Театра-студии киноактёра, где в основном занималась озвучиванием. В 1966 году была принята в труппу театра на Таганке. В 1993 году после раздела театра осталась в «Содружестве актёров Таганки» под руководством Николая Губенко.

Дебютировала в кино в 1956 году в главной роли в фильме «Моя дочь», где сыграла юную артистку балета Светлану. Активно снималась до середины 1960-х годов. После перехода в театр на Таганке кинематограф отошёл на второй план. В 2000-е снялась в нескольких телесериалах.

Семья

Дед — артист цирка Иван Семёнович Радунский (клоун Бим) (1872—1955).

Отец — солист балета Большого театра Александр Иванович Радунский (1912—1982), заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мать — артистка Большого театра Зинаида Михайловна Вяземская.

Муж — актёр Валентин Григорьевич Грачёв (1940—1995). Брак продолжался с 1963 года до начала 1980-х годов.

Дочь — Юлия (род. 1968), редактор телеканала «Ностальгия».

Трое внуков (младшая внучка — Александра).

Творчество

Работы в театре

Московский ТЮЗ

«Капитанская дочка» — Маша
«Трёх мушкетёрах» — служанка Миледи
«Зайка-зазнайка» — Зайчиха

Театр на Таганке

«Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов) — невестка, племянница
«Жизнь Галилея» (Б. Брехт, реж. Ю. Любимов) — Великий герцог Флоренции
«Тартюф» (Ж. Б. Мольер, реж. Ю. Любимов) — Форина
«Деревянные кони» (Ф. Абрамов, реж. Ю. Любимов) — Анисья
«Дом на набережной» (Ю. Трифонов, реж. Ю. Любимов) — баба Ника
«А зори здесь тихие…» (Б. Васильев, реж. Ю. Любимов) — Кирьянова
«Гамлет» (У. Шекспир, реж. Ю. Любимов) — актриса
«Преступление и наказание» (Ф. Достоевский, реж. Ю. Любимов) — Амалия Ивановна
Содружество актёров Таганки[править | править код]
«Враги» — Полина Дмитриевна
«Чайка» — Полина Андреевна
«Мисс и мафия» — Пантелеевна
«Картинах московской жизни, или Женитьбы Бальзаминова» — Павла Петровна Бальзаминова

Фильмография

Актриса

1956 — Моя дочь — Светлана
1958 — Ветер — невеста
1958 — Трудное счастье — девушка, невеста Агафона
1959 — В едином строю («Ветер с Востока»; СССР, Китай) — Галя
1960 — Мёртвые души — губернаторская дочь
1965 — Алёшкина охота — мама Вовки
1966 — Айболит-66 — комик, разбойник
1966 — Берегись автомобиля — криминалист Таня
1966 — Прощай — эпизод
1970 — Серебряные трубы — сотрудница редакции
1988 — У войны не женское лицо
2003 — Возвращение Мухтара (14-я серия «Частные сыщики») — Максимова
2004—2013 — Кулагин и партнёры
2007 — Кто в доме хозяин? (135-я серия «Зануда») — Анна

Озвучивание

1964 — Жандарм из Сен-Тропе (фр. Le Gendarme de St. Tropez; Италия, Франция) — многоголосовый закадровый перевод 1990-х годов
1969 — В одном южном городе (Азербайджанфильм) — Рена (роль Нателлы Адигёзаловой)
1974 — Убийство в «Восточном экспрессе» (англ. Murder on the Orient Express; Великобритания) — Гарриет Беллинда Хаббард (роль Лорен Бэколл)
1984 — Девушка с обложки (англ. Covergirl; Канада)
1986 — Детективы Агаты Кристи: Загадка мертвеца (США)
1987 — Иствикские ведьмы (англ. The Witches of Eastwick; США)
1989 — Китаец (фр. Le Chinois; Испания, Франция)
1992 — Окончательный анализ (англ. Final Analysis; США)
1994 — Мэверик (англ. Maverick; США)
1998 — Смертельное оружие 4 (англ. Lethal Weapon 4; США)
2000 — Шоколад (англ. Chocolat; Великобритания, США) — Арманда Вуазен (роль Джуди Денч)
2013 — Ку! Кин-дза-дза (Россия, анимационный) — старушка в планетарии

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Радунская Ирэн Львовна

***

Дата рождения
12 декабря 1926 (92 года)
Место рождения
Луганск
Гражданство (подданство)
 СССР
 Россия
Род деятельности
писательница
radunskaya-irina.narod.ru

Ирина (Ирэн) Львовна Радунская (род. 12 декабря 1926 года, Луганск) — советская и российская писательница, автор книг по истории науки.

Биография[править | править код]

Окончила Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе в 1952 году. Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание» (1967) и премии журнала «Огонек» (1976). Член Союза писателей СССР (1968) и Союза писателей Москвы. В 2017 году книга И. Радунской "Когда физики в цене " награждена дипломом Ассоциации Книгоиздателей АСКИ в номинации "Лучшее издание по естественным наукам , технике, медицине "

Произведения

Язык молекул. / В соавторстве с М. Е. Жаботинским. — М., 1958.
Радио наших дней. / В соавторстве с М. Е. Жаботинским. — М., 1959.
Время, по которому мы живем. / В соавторстве с М. Е. Жаботинским. — М., 1962.
Когда атомам тесно. — М., 1962.
Тайны космического излучения. — М., 1963.
Мазеры (Квантовые генераторы). — М., 1964.
Безумные идеи. — М., 1965.
Человек и машина. — М., 1965.
Превращения гиперболоида инженера Гарина. — М., 1966.
Аксель Берг — человек XX века. — М., 1971.
Крушение парадоксов. — М., 1971.
Предчувствия и свершения. — М., 1978.
Мир наизнанку. — М., 1979.
Кванты и музы. — М., 1980.
Предчувствия и свершения: Призраки. — М., 1984.
Физики шестидесятых. — М., 2012.
Когда физики в цене -М., 2015.

Ссылки

Сайт, посвящённый творчеству И. Л. Радунской

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Радунский Александр Иванович

***

Дата рождения
21 июля (3 августа) 1912
Место рождения
Москва
Дата смерти
27 августа 1982 (70 лет)
Место смерти
Москва
Гражданство СССР
Профессия
артист балета, балетмейстер, хореограф, сценарист, режиссёр, театральный педагог
Театр Большой театр СССР

Александр Иванович Радунский (21 июля [3 августа] 1912, Москва — 27 августа 1982, там же) — советский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Сын артиста цирка Ивана Семёновича Радунского (1872—1955) — клоун Бим.

В 1930 г. окончил Московское хореографическое училище (курс М. М. Габовича).

С 1930 по 1962 год — солист балета Большого театра СССР. В этом же театре с 1937 г. — балетмейстер, в 1949—1962 гг. — балетмейстер-репетитор.

В 1962—1965 гг. — балетмейстер Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова.

Преподавал в Московском хореографическом училище[1].
Похоронен на Донском кладбище на 4 участке.

Творчество

А. Радунскому были свойственны яркая мимическая выразительность, музыкальность, пластичность движений, мягкий юмор.

Балетные партии

«Алые паруса» В. Юровского — Эгль
«Баядерка» Л. Минкуса — факир Макдавая
«Дон Кихот» Л. Минкуса — Дон Кихот; Лоренцо
«Конёк-Горбунок» Р. Щедрина — Царь; Хан
«Коппелия» Л. Делиба — Коппелиус
«Красный мак» Р. Глиэра — Капитан
«Мирандолина» С. Василенко — граф Альбафьоритта
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — синьор Капулетти
«Спящая красавица» С. Прокофьева — Каталабюд
«Три толстяка» В. Оранского — доктор Гаспар
«Тщетная предосторожность» Л. Герольда — Мишо; Марселина (в спектакле МХУ, 1980)
«Щелкунчик» П. Чайковского — Мышиный Король

Постановки

1937 — «Аистёнок» В. Кулакова и Э. Рогова (совместно с Л. Поспехиным и Н. Попко).
1939 — «Светлана» Д. Клебанова (совместно с Л. Поспехиным и Н. Попко).
1942 — «Алые паруса» В. Юровского (совместно с Л. Поспехиным и Н. Попко, 1942).
1952 — «Сорочинская ярмарка» на музыку А. Рябова, Московский театр оперетты.
31 августа 1957 — «Каменное гнездо» по пьесе X. Вуолийоки, постановка М. Н. Гладкова и В. И. Хохрякова, Малый театр.
1960 — «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина.
1977 — «Коппелия» Л. Делиба, Московское хореографическое училище (совместно с С. Головкиной и М. Мартиросяном).
Кроме того, Александр Радунский был постановщиком концертных номеров в Большом театре, в Московском хореографическом училище, на эстраде, в ансамблях и танцевальных коллективах.

Фильмография

Год Название Роль
1951 Большой концерт хореограф
1954 Ромео и Джульетта синьор Капулетти
1957 Лебединое озеро сценарий
1960 Хрустальный башмачок церемониймейстер
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки Голова
1961 Сказка о Коньке-Горбунке Царь, режиссёр, сценарий
Награды и признание[править | править код]
Заслуженный артист РСФСР (2 июня 1937)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958)

Семья

Жена — Зинаида Михайловна Вяземская, артистка балета Большого театра СССР.
Дочь — Виктория Радунская, драматическая актриса[2].

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Радунский Иван Семёнович

***

Бим (сценическое имя)

Дата рождения
1872
Дата смерти
1955
Место смерти
Москва, РСФСР, СССР
Страна
 Российская империя
 СССР
Род деятельности
артист цирка — (клоун), актёр

Иван Семёнович Радунский (1872—1955) — российский и советский клоун, музыкальный эксцентрик, создатель и бессменный руководитель знаменитого клоунского ансамбля Бим-Бом.

Первый состав Бим-Бом

Начал цирковую карьеру в 1888 году в Одессе. Первым партнёром был музыкант-любитель Феликс Кортези (1876—1897), итальянец по происхождению. В 1891 году Радунский и Кортези приняли сценический псевдоним Бим-Бом. Номера содержали комических сценки, злободневные шуточные диалоги, и то, и другое перемежалось игрой на эксцентрических музыкальных инструментах. В качестве инструментов Бим-Бом использовали сковороду, метлу, пилу, пюпитр, визитные карточки. Все они в их руках издавали мелодичные звуки. Клоуны играли на необычных инструментах и бытовых предметах, таких как метла-виолончель, наборе горшков, наборе бутылок и тому подобном. Бим-Бом исполняли народные мелодии и отрывки из классического репертуара. В номер содержал и простые акробатические трюки — не прерывая игры на гармониках или скрипках, клоуны взбирались друг другу на плечи, выполняли кульбиты, перекатывались через спины один другого. Они пародировали оперу Дж. Верди "Отелло", знаменитую итальянскую певицу Аделину Патти и многое другое. Ансамбль отказался от распространённой в то время у клоунов манеры говорить по-русски, имитируя иностранный акцент. Их костюмами были одинаковые клоунские шёлковые балахоны по колено с пышными рукавами и жабо. Лица артистов были густо набелены. Кортези ещё чернил нос и надевал рыжий парик бобриком. После премьеры в Петербургском цирке С. Чинизелли дуэт Бим-Бом занял устойчивое положение в цирковом мире России. Но в 1897 Феликс Кортези трагически погиб (утонул).

Второй состав Бим-Бом

Погибшего Кортези заменил Мечислав Антонович Станевский (1879—1927). Станевскому удалось создать иной, отличный от Кортези, сценический образ — весёлого барина-гуляки. Он выходил одетый в смокинг, с огромной хризантемой в петлице и в цилиндре. Виртуозно владел комедийными приёмами; исполнял юмористические и сатирические куплеты (это было новым для русского цирка). Изменился и сценический образ Радунского, он, оттеняя Станевского, выделял черты детской наивности и восторженности. Основное место в номере заняли куплеты и репризы на злобу дня. Куплеты и диалоги сопровождались музыкой. В 1905 году выступления "Бим-Бом" приобрели политическую и сатирическую направленность. Дуэт пользовался огромной популярностью. Их номера многократно записывались на грампластинки, с их участием были сняты фильмы, некоторые из них были озвучены с помощью граммофона. В 1901—1904 Бим-Бом гастролировали в крупнейших цирках и мюзик-холлах Европы — в Париже, Берлине, Праге, Будапеште.

В 1914—1919 годах Радунский стал директором и арендатором бывшего Саламонского цирка. В 1914—1918 Радунский был одним из организаторов Российского общества артистов варьете и цирков (РОАВЦа).

ЧК в цирке

Видный чекист Я. Х. Петерс рассказывает такую историю. Как-то несколько сотрудников центрального аппарата ВЧК зашли на выступление в цирк. Во время одной из реприз один из клоунов из дуэта Бим-Бом «…стал пробирать Советскую власть». Чекисты решили его арестовать прямо на цирковой арене. Подойдя к нему, сотрудники ЧК объявили клоуна арестованным. Публика вначале решила, что всё происходящее лишь продолжение представления. Сам же артист «…в недоумении открыл рот, но, видя в чём дело… бросился бежать». В ответ чекисты открыли стрельбу из револьверов, в цирке началась паника[1].

Бим-Бом в Польше

В 1920 Станевский уехал в Польшу. Около 1922 года к нему вновь присоединился Иван Радунский и дуэт был реаниминирован. Артисты продолжили сотрудничество с "Сирена Рекорд" и сделали ряд записей нового репертуара для студии[2]. Однако к 1925 году Радунский вернулся в СССР.

Третий и четвёртый состав Бим-Бом

В 1925 Радунский восстановил дуэт с новым партнёром — Николаем Иосифовичем Вильтзаком (1880—1960). В новом составе большое внимание уделяли музыкальным номерам. В 1939 году получил звание заслуженный артист РСФСР одновременно с Н. И. Вильтзаком.

В 1941—1946 партнёром Радунского был Н. Камский (1894—1966). В 1946-1948 Радунский выступал как музыкальный соло-клоун.

Автор книги воспоминаний о цирке — "Записки старого клоуна" (1954). М.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии