День рождения дяди

Помню, в советские времена были два праздника, проходившие через день в начале мая – День радио и День печати.   Но вот какой день был 5 мая, а какой 7, не помню. Но зато на всю жизнь запомнил, что 5 мая – день рождения моего дяди Володи. И хотя он был моим дядей, но по возрасту был всего на год старше меня, своего племянника.  Поэтому наши с ним отношения все эти семьдесят с лишним лет скорее были отношениями братьев или закадычных друзей.

Вовку я увидел годика в 3-4, когда меня впервые привезли в гости к бабушке с дедушкой в деревню Малышевское на правом берегу Амгуни, недалеко от районного центра – села имени Полины Осипенко.  Дедушка был организатором в этой деревне колхоза в предвоенные годы, поэтому его избрали председателем, хотя, как мне кажется, он не был членом партии. Семья была большая, семь детей, так что бабушке хватало забот дома.  Моя мама была старшей. К тому времени, когда я впервые приехал в Малышевское, с родителями жили только младшие  дети – Нина, Алла и Вовка. До сих пор помню их небольшой дом, все надворные постройки, потому что еще не раз приезжал, вернее, меня привозили, к ним в Малышевское.

У меня такое впечатление, что Вовка был старше всех своих друзей по деревне, или просто был самым крупным из них. Но то, что он был самым авторитетным, помню точно. Видимо, сказывалось и то, что он был сыном председателя колхоза. Его друзья стали и моими друзьями, и мы много времени проводили вместе. Играли в детские игры, сев верхом на прутик, поднимая пыль, бегали, изображая лихих кавалеристов. Помню, как меня, красноармейца, звала бабушка, чтобы дать выпить парного молока с куском хлеба.  Палочкой мы катали и велосипедные обода,  стараясь обогнать друг друга.  Так что летние месяцы, которые я проводил у бабушки с дедушкой, в компании Вовки,  мне запомнились на всю жизнь.

Но когда бабушка с дедушкой перебрались под Хабаровск,  меня по-прежнему на лето привозили к ним. Так что наше общение с Вовкой не прерывалось ни на год.  У меня появились новые друзья, которые жили в пригородном хозяйстве краевой психбольницы недалеко от Ильинки. С некоторыми я нахожусь на связи до сих пор, как с профессором Николаем Бояринцевым, работающим в медицинском университете в Хабаровске, кто-то перебрался в более теплые края, как Толик Примак.  Но в это время у нас появились и обязанности, и чем старше мы становились, тем их было больше. Помочь взрослым на огороде, принести воды из колодца, с 12-13 лет нас с Вовкой брали на покос помогать сгребать сено.

Но хватало нам времени и поиграть, особенно, когда мы получили первые уроки игры в волейбол, которые нам дал дядя Витя,  один из старших братьев Вовки.  Потом я вместе с Вовкой ходил на занятия волейбольной секции, которые были на стадионе «Строитель», что был в районе Стройка, куда нам приходилось добираться почти полчаса на своих двоих.  К этому времени Вовка уже учился в старших классах школы № 39, и его школьные друзья  Генка Илизаров, Вовка Пронин, стали моими новыми друзьями.  Там же, в этом районе Стройки и завода Амуркабель, мы купались в Уссури, проводя многие часы на берегу реки. 

Шло время, мы стали юношами, нас уже привлекали девочки, и мы, нагладив брюки и одев свежие чистые рубахи, по вечерам ходили в  ДК «Строитель» на танцы. У Вовки была школьная любовь Валя Жукова, после танцев он провожал её домой, а я исполнял роль верного оруженосца – ведь мы должны были возвращаться домой обязательно вместе.

Припомнить  все события того периода можно, но это займет много времени и машинописного текста. Так что сразу перейду, когда вначале Вовка окончил школу, а затем я. Вовка после получения аттестата зрелости заболел, попал в больницу и не смог держать экзамены в институт.  Поэтому в сентябре 1964 года он приехал к нам в поселок Херпучи, где работал золотодобывающий прииск. Он узнал, где мы живем, как добывают золото на драгах и гидравликах, какая у нас замечательная двухэтажная деревянная школа. К тому же он ходил на рыбалку, и, как признался недавно мой младший брат Витя, именно Вовка пристрастил его к ловле рыбы. Не мудрено, ведь он родился и долго жил на берегу Амгуни, где все, от мала до велика, любили половить рыбку в мутной воде реки.

Вернувшись из нашего поселка в Хабаровск, Вовка стал работать на судостроительном заводе, и у него появилась возможность от завода получить направление в кораблестроительный институт в Ленинграде.  Грех было не воспользоваться такой возможностью, но надо было отработать на заводе 2 года. Поэтому, когда я в 1965 году по окончании школы стал поступать в медицинский институт, Вовка продолжал работать слесарем на заводе, зарабатывая  необходимый стаж.

Этот год, когда я учился на первом курсе института, а Володя работал, мне запомнился встречами с ним в выходные дни. Я за неделю узнавал новые анекдоты в институте, он – на заводе, и мы рассказывали их друг другу, покатываясь от смеха.  Чем привлекали внимание бабушки, которая частенько слышала имя своего старшего сына Петра.  Ведь Петька в анекдотах про Чапаева был непременным персонажем, и бабушке стало обидно, что мы над ним надсмехаемся. Пришлось открыть секрет, почему мы часто упоминаем Петра.

В старших классах у Володи появился фотоаппарат, он делал много снимков родни, а вечерами мы, закрывшись на кухне, проявляли пленку и делали фотки.  Поэтому большинство фотографий того периода у меня сделаны  его фотоаппаратом. 

Фото, что вы видите на заставке, сделано тоже им. Фотографировала нас бабушка,  когда я  на майские праздники приехал помогать вскопать огород, учась на первом курсе.  И хотя Вовка рассказал, как наводить и на какую кнопочку нажимать, у бабушки долго не получалось. И когда Вовка с досады отвернулся,  снимок получился.  Это был один из последних снимков 1966 года, на котором мы изображены вместе.

Потом он уехал в Питер, успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом.  Летом он не часто приезжал на каникулы в Хабаровск. И дорога далекая и дорогая (правда, не супердорогая, как сейчас), да и студенту деньги никогда не помешают, и летом Володя ездил в строительные отряды. Помню его фото той поры под вывеской «Три подковы». Так назывался пищеблок строительного отряда, где мой дядька работал шеф-поваром. Пригодились ему советы бабушки, с тех пор Володя классно готовит и даже любит это дело.

Когда он вернулся после института в Хабаровск и продолжил работу на судостроительном  заводе, я служил во Владивостоке на подводной лодке. То ли Володе понравилась моя форма  военно-морского офицера, то ли по каким другим причинам,  но скоро и он надел её, став военным представителем на заводе.  И с тех пор он связан с флотом неразрывной пуповиной, ибо до сих пор работает в военном судостроении. 

Последний раз я отмечал его день рождения в 2015 году в Питере. В этот день мы ходили в небольшой ресторан недалеко от его дома. Нас было пятеро: именинник с женой, его закадычный друг еще со школьных лет Гена с женой, и я.  Мы отлично посидели в этом ресторане, потом на обратном пути с Володей посидели в сквере, и вернулись домой. Так к нему пришли в гости сыновья его и жены (Галя вторая жена), племянник и двое сослуживцев. Помню, я им показал свой «Семейный альбом», где были фотографии именинника,  как брата моей мамы. Много было воспоминаний о разных периодах жизни Володи, и тех, что я знал, и других, когда он жил далеко от меня.

Видимо, благодаря его каким-то связям с верхами, в 2017 году был учрежден праздник – день судостроителя, который отмечается в последнее воскресенье июня. Мой праздник – день медицинского работника – в третье воскресенье, а его – в четвертое. Символично, не правда ли?

Так уж получилось, что я был в Санкт-Петербурге  в то время, когда отмечался этот  праздник в первый раз. На даче у Володи собрались его коллеги,  хозяин подготовился к приему гостей – приготовил мясо для шашлыков, рыбу для копчения, овощи, алкоголь.  И все вместе с использованием имеющегося на даче инвентаря – классного мангала с крышкой, шарабана для копчения, - приготовили все эти вкуснейшие блюда под бдительным контролем хозяина, большого специалиста по кулинарии. Его жареное мясо на  ребрышках такое вкусное, что хочется даже ребрышки съесть.

Но моя поездка в Питер была не случайной. Дядя пригласил к нему в гости отметить мой 70-летний юбилей, что мы и сделали втроем – я, он и еще один мой дядя Володя, но только двоюродный. Классно провели время, даже сумели побывать на военно-морском салоне, посмотрели экспозиции на стендах и поднялись на борт современного фрегата «Адмирал Макаров».  Это была наша последняя встреча с моим любимым дядей.  После этого мы с ним частенько разговариваем по телефону, и Володя поддерживает мое увлечение литературой.  Так что я  благодарен именно  Володе, что продолжаю жить достаточно активной жизнью и, мне так кажется, приношу какую-то пользу. Нет, не человечеству в целом, а моим друзьям, коллегами и землякам.   Будь здоров, дорогой дядя, долгих тебе  лет жизни!


Рецензии