Лагерь Карпинск

Отрывок из книги Вильгельма Фельдбуша «Сибирь», 1999/2000, с. 253–254 (Wilhelm Feldbusch, Sibirien, 1999/2000, S. 253-254)

Через три дня мы прибыли к нашему месту назначения Карпинск, на самом севере. Здесь добывали чёрный уголь, который я раньше постоянно наблюдал на вагонах очень длинных составов с двумя большими локомотивами в Верхотурье.

Когда мы впервые выбрались из тёмных вагонов на свет, мы по-настоящему ослепли. Здесь было холоднее, чем в Алапаевске. Небо по краям немного туманно в лучах восходящего солнца, но затем выше оно прозрачно. Оттуда тоже исходит свет, который так нас ослепляет. Нам пришлось немного прищурить глаза, когда мы двинулись в лагерь.

Лагерю в Карпинске требовались сильные мужчины для добычи угля, а не такие, как сейчас, с одеревенелыми костями выбиравшиеся из вагонов фигуры.

Мы пришли в лагерь недалеко от железнодорожного вокзала, через который также катился уголь, загруженный в разрезе. Вся территория вокруг Карпинска каким-то образом отличалась от региона, из которого мы прибыли. Мы должны были ещё сначала к этому привыкнуть. Но сделать это тогда нам уже не пришлось.

Мы получили наши места в одном из назначенных бараков, а затем должны были пройти осмотр у старого, и видимо опытного в лагерных делах врача. Мы стоим все голые в прихожей бани. Когда врач увидел наши исхудалые фигуры, он в прямом смысле слова, всплеснул руками. Врач, который произвёл на нас впечатление гуманного человека, просто не мог понять, как эти люди должны были выполнять тяжёлую работу. Нас привели обратно в наши бараки, и нам не нужно было работать. Мы быстро поняли, что наш комендант лагеря хотел обмануть другого, продав ему плохой «человеческий материал».

Лагерь, где мы теперь были, держала в крепких руках Венгрия, венгерские военнопленные, воевавшие на стороне вермахта. С такими людьми у нас уже был печальный опыт, когда мы ещё были в лагере Грауденца. И здесь, в этом лагере, венгры по отношению к нам довольно жестоки. Раз у них теперь большинство в лагере, они делают нас прямо-таки рабами. Мы должны за ними убирать всю грязь в лагере, чистить туалеты, подметать и очищать лагерь от снега. Мы видели наше будущее в мрачном свете. Но эти тревоги не оправдались, потому что нас через 14 дней отправили обратной почтой по той же дороге, по которой мы прибыли. Нам пришлось ещё раз три дня мёрзнуть в вагоне. Но мы были счастливы, когда снова оказались в лагере № 1 в Алапаевске.


Рецензии