Детские страдания и мама

Ах, какие были времена. Сейчас их с трудом вспомнит и девочка и мама. Это были жестокие, коварные, развратные 90-е годы. Кто-то не успевал хапать и прихватизировать, становился владельцем и господином газовой трубы, владельцем фабрик,отелей,  заводов и пароходов. Кто-то перебивался с хлеба на квас.
Я сам , чтобы прокормиться, не получая свою учительскую зарплату несколько месяцев, завел кроликов, кур, дополнительно освоил несколько соток под  картофель   Обрабатывали их с женой , и дочерью. Сын был в армии. Внучка только родилась. Ей не было и месяца, а она уже лежала в коляске, которую мы ставили рядом с картофельным полем и обрабатывали его.  Девочка лежала тиха, что-то мурлыкала, но не плакала.
Шли годы. Коляску поставили в чулан. Девочку возили с одного конца города в другой на автобусе. Ростом она была небольшого и в 7 лет она выглядила пятилетней..  Именно поэтому, а вернее,желая сэкономить,  мама за билет не платила, выдавая дочь за дошкольницу, с которых, как известно, за билет не берут.
 Но однажды кондукторше что-то показалось подозрительным.
-А где билет на девочку?, строго спросила она.
Она у меня еще дошкольница-ответила мама, немного замявшись.
-А это мы сейчас проверим!-кондукторша нагнулась к девочке.-- Скажи, ты уже взрослая? Сколько тебе лет?
Девочка потупила взгляд. Начала медленно наливаться краской. Щеки ее порозовели.
 Наконец она с трудом выдавила из себя:
- Шесть с половиной.
- Ну, вот, я ж говорила.
Мама взяла девочку за руку -
- Сейчас мы выходим.
Мать и дочь вышли из автобуса.
 Обе долго молчали. Наконец девочка тихо сказала:
 - Мама, больше никогда не заставляй меня обманывать. Я не хочу. Это нечестно.
 После этих слов девочка горько заплакала. Эти слезы , эта история о которой я услышад спустя десятилетия, и заставили написать меня эту миниатюру. А тогда кажется маме стало стыдно перед дочерью.
 Она не сказала ей только, что тысячам новых русских, бесстыдно захвативших наши недра, национальные богатства, нашим новым господам совсем не стыдно. И не будет стыдно никогда. Для них главное, уметь манипулировать сознанием и поступками  людей, которых они называют нищебродами и совками.


Рецензии