Михайловы

Михайловы


***

Прим.
Встречающийся далее термин ‘’Дворник’’ это не то что сейчас…так называли человека заведующего всеми делами хозяйства… менеджера, так сказать. Также иногда называли человека владеющего ‘’двором’’, откуда и пошло звание ‘’дворянина’’.

В свое время так дворян в отместку сделали дворниками в их нынешнем понимании.

А слуга это ‘’дворовый человек’’.

***

Легендарную Дашу Севастопольскую(Дарью Михайлову - первая в мире военная сестра милосердия) родившуюся в селе Ключищи под Казанью в семье матроса выставляю только как однофамилицу, хотя все ее считают своей и национальность отца – матроса не указана.

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.



Список татар, погибших в немецком плену

***

Михайлов Александр Григорий 21.01.1920 Башкирия 18.01.1943 Michailow Alexandr 191472
Михайлов Александр Иван 07.11.1902 Старо-Надырово, Б 20.11.1942 Michailow Alexandr 316768
Михайлов Василий Михаил 01.01.1903 Татария Michailow Wassilij 229187
Михайлов Даниил Михаил 07.08.1904 Шура 09.07.1943 Michailow Daniil 241383
Михайлов Иван 01.01.1915 Никифорово, Казан 09.01.1942 Michailow Iwan 342498

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227





Бикбай мурза Михайлов сын Биглов

***

К 1710 г. у Бикбая мурзы Михайлова сына Биглова в д. Никитино имелось поместье.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Список темниковских татар 1613/1614 гг.

***

20.02.2009
Подготовил Мулланур Ишеев

Список составлен по известному делу об устройстве в Темникове яма[1]. Оно было проведено в 1628 г.[2] В деле упомянуты темниковские мурзы и татары в количестве 92 человек. Перечень составлен по писцовым дозорным книгам Ивана Усова 122 года, то есть по состоянию на 1613–1614 гг. Некоторые лица указаны с формулировкой «с братьею». Из общего количества у 19 в имени так или иначе, присутствует слово князь (или княж). Трое из них собственно князья, пожалованные в разное время «княженьем» и носившие личный титул князя, который писался перед личным именем, одна княгиня, вдова умершего князя и один князь, по всей видимости, новокрещен[3]. Первые трое – это известные татарские беки, главы собственных кланов-родов, князь Брюшей Еникеев – внук князя Еникея Тенишева, князь Ишей Барашев – внук князя Акчуры Адашева и князь Булай Кудашев – другой внук князя Акчуры. Покойный же муж княгини – это князь Бибарс Девлет-Килдеев, сын князя Девлет-Килдея Тиняева. Остальные – просто представители княжеских фамилий[4]. В списке упоминаются 32 мурзы, не считая 19 «князей», которые также являются мурзами. Таким образом, более половины темниковских татар в списке являются «дворянами»[5]. Имена приведены в том порядке, и практически в том же виде, в котором они упоминаются в документе; нумерация наша.

новокрещен Данил Михайлов

http://www.idmedina.ru/books/regions/?845





Тярбердей мурза Михайлов сын Ураев

***

д Дияшево
Акмаш мурза Мардяшев сын Богданов,
1675,
Тярбердей мурза Михайлов сын Ураев,
1675,
Абыз Мамка Азкин. 1655

Приложение 12 Служилые селения Западного Закамья (данные 1716-1717 гг.)1
Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв.
Насыров, Рафик Гумерович



Мансыревы, Михайловы

***

Родоначальником рода является князь Енойдар Мансырев, который в 1526 г. был жалован «княжением над чепчерянскою мордвою, что было за братом его за князем за Бахтияром» [1].

В начале ХVII в. владения князя Тохтара Уразлеева сына М. располагались в «сельцах Старое и Новое Мансыреве в деревне Починке Ишееве и в сельце Атенине».

Владения его брата Енмамета Уразлеева располагались в тех же деревнях Старое и Новое Мансырево, Атюнино и Шигалеево [2].

К 1673 г. кадомский служилый татарин рейтар Емикей мурза Качюкаев сын князь М. был верстан поместным окладом в 400 четвертей и денежным жалованьем в 17 рублей [3].

В 1697 – 1698 гг. Мердяш мурза Мамеделеев сын М. перешел на жительство в д. Яртуганово Казанского у. и служил по Казани без поместья [4].

В ХVIII–ХIХ вв. князья М. проживали в д. Старое Мансырево (Княжево тож) Темниковского у., откуда в 1833 г. семейство Мустафы Сулейманова сына М. переселилось в д. Верхнее Аташево (ныне Чекмагушевский район РБ).

Ко времени 1-й ревизии у Сафара и Терентия Михайловых (по два двора), Будалея Аббясова и Теребердея Михайлова детей М. имелись крепостные крестьяне в деревнях Липовка Пензенского у., Бутаково (Нижние Берки) и Новое Мансырево, которые были отписаны на государя [5].

Мансыревы-мусульмане оставались в сословии государственных крестьян, тогда как православная ветвь этого рода была утверждена в потомственном дворянстве определениями Сената 15 сентября 1837 и 19 мая 1864 г. со внесением в VI часть родословной книги Пензенской губ. и правом именоваться князьями татарскими

[1] Дворянские роды... Т. III. С. 185.
[2] ГАСО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 440. Л. 18 об.; РГАДА. Ф. 1167. Оп. 1. Д. 511.
[3] РГАДА. Ф. 1122. Оп. 1. Д. 582. Л. 5.
[4] Там же. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 157. Л. 151.
[5] Там же. Ф. 248. Оп. 3. Кн. 100. Л. 235 об.; Ф. 350. Оп. 2. Д. 1068. Л. 432, 435; ЦГИА РБ. Ф. И-172. Оп. 1. Д. 37. Л. 212.
http://www.ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/mansyrev




Михайловы

***

Ко времени 1-й ревизии у Сафара и Терентия Михайловых (по два двора), Будалея Аббясова и Теребердея Михайлова детей Мансыревых имелись крепостные крестьяне в
деревнях Липовка Пензенского уезда, Бутаково (Нижние Берки) и Новое Мансырево, которые были отписаны на государя.

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Михайлов Кассиан

***

Михайлов Кассиан
кряшен, 18ин.1875г.
Дело 129.

Московский Патриархат
Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия
Кафедра церковно-исторических дисциплин
священник Алексий Колчерин
Иосиф Викентьевич Бентковский




Михайлов Емельян

***

Иерей
 (1872-?)
с. Юкачи, Мам. у. на 1909 служит здесь
1902

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/



Михайлов Павел (?)

***

Иерей
с. Юкачи, Мам. у.
1890

Список дореволюционных кряшенских священников
Составил священник Димитрий Сизов
http://www.missiakryashen.ru/history/figures/lists-priests/




КРЯШЕНЫ – КЕРЭШЕННЭР

***

КРЯШЕНЫ – КЕРЭШЕННЭР
Официальная группа
Обсуждения
ТАНЫШАБЫЗМЫ?
Мин танышырга телим...
Анонимный опрос
кызлар белэн
жегетлэр белэн

Эдуард Михайлов 25 янв 2012 в 18:00
Керэшен кызлары сез кайда ???? Танышабызмы ????

Гена Михайлов 24 сен 2009 в 23:46
Рыбно Слободский район,село АЛАН-ПОЛЯН!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!))))

Ирина Михайлова 7 дек 2009 в 15:24
Э мин Мамадыш районы Чия башы ( Никифорово) авылыннан булам)))))))))

https://vk.com/topic-769896_22314789?post=17506

***

Михайлов М.
ректор ГИДУВ

КРЯШЕНЫ - КЕРЭШЕННЭР
Официальная группа
Обсуждения Просмотр темы
Знаменитые Кряшены
https://vk.com/topic-769896_14297999

Михайлов Илья Васильевич

Руководство Общественной организации кряшен Республики Татарстан:
http://krshn.addnt.ru/structure/




Кряшенские известия и ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ КРЯШЕН
Кряшенские фамилии

***

Алёна Виноградова
Алёна Виноградова 4 мая 2011 в 20:53
Федотовы,
Михайловы,
Степановы,
Федоровы

https://vk.com/topic-9615710_22874884?offset=20





Михайлов Николай, ‘’Урагай’’

***

Фольклорные коллективы существуют и в деревнях Албаево, Урманчеево, Юкачи, Никифорово, Зюри муниципального района. Ансамбль «Урагай» (г. Мамадыш), созданный в 2002 году при районном Доме культуры, принял участие в первом Международном фестивале фольклорно-вокальных, хореографических ансамблей тюркских татар «Алтын мирас».

В фестивале, который проходил в Нижнекамске, участвовали фольклорные ансамбли из разных уголков России, выступил народный ансамбль Литвы.

Мамадышские кряшены были удостоены диплома и ценного подарка.

«Урагай» под руководством Николая Михайлова достойно выступил на международном телевизионном фестивале «;иде йолдыз».

Республиканский праздник культуры татар-кряшен
«Питрау»  («Петров день»)





Светлое Озеро

***

В ревизских сказках население Светлого Озера записано как «татары старокрещены».


Отдача в рекруты в 1828 г. Лукояна Михайлова и Дмитрия Тарасова Михайлова (1828 г.) позволяет нам предположить, что они принимали участие в Русско-турецкой войне 1828–1829 гг. [5, л. 94 об., 97 об.].

***

В ревизских сказках население Светлого Озера записано как «татары старокрещены».

Выбыло же в период с 1795 по 1811 г. – 51 человек (40,4%). Процесс убыли населения происходил в основном за счет отдачи мужчин в рекруты, а также естественных процессов, в первую очередь смерти жителей. Так, в рассматриваемый период в рекруты были отданы: Григорий Михайлов Гаврилов (1804 г.), Никита Игнатьев
Иванов (1806 г.), Яков Андреев Тимофеев (1803 г.), Афанасий Григорьев Афанасьев (1809 г.), Василий Иванов (1808 г.), Иван Ильин Иванов (1805 г.), Николай Степанов (1802 г.), Федор Михайлов Иванов (1797 г.), Федор Андреев Леонтьев (1810 г.), Тимофей Сергеев (1808 г.). Последний в 1804 г. был причислен Оренбургской казенной палатой в д. Светлое Озеро [2, л. 279–282, 283 об., 284 об.].

***

В ревизских сказках население Светлого Озера записано как «татары старокрещены».


Анализ следующей VIII ревизии (1834 г.) показал, что в этот период наблюдаются рост миграционных процессов, что, безусловно, представляет интерес для исследователей.
В частности, в д. Светлое Озеро были подселены: в 1828 г. из д. Федоровка Акташевской волости приемный сын Дмитрия Михайлова Иванова – Иван Афанасьев [5, л. 103 об], в 1832 г. из д. Платьевка Акташевской волости Григорий Дмитриев Трофимов [5, л. 105 об.], из д. Аты Атинской волости пасынок Степана Герасимова – Михаил Максимов [5, л. 108 об., 109 об.].





Гирша Михайлов

***

В той же деревне новокрещон Гирша Михайлов; оклад его 4 рубли; поместья за ним жеребей, что был за служилым за Назаром за Кошеневым. А на его жеребей: двор помещиков; пашни паханые - 16 четв. да перелогом - 2 четв.; и обоего - пашни и перелогу - 18 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена меж поль и по заполью и по дубровам, меж князь Камаевых покосов, и на реке на Казани - 150 копен.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Михайлов Меркурий Петрович

***

Бессмертный полк. Кряшены.
Михайлов Меркурий Петрович
8 май 2018 - 14:28

Бессмертный полк. Кряшены
http://tuganaylar.ru/news/rubric/list/bessmertnyy-polk




Михайлов Никита Михайлович

***

Бессмертный полк. Кряшены.
Михайлов Никита Михайлович (15.04.1906-16.08.1989)
5 май 2017 - 07:56

Бессмертный полк. Кряшены
http://tuganaylar.ru/news/rubric/list/bessmertnyy-polk




Михайлов Павел Михайлович

**

Михайлов Павел Михайлович (о. Павел, ум. после 1896 г.) - священник, ученик и пропагандист просветительских идей В. Т. Тимофеева. Служил в церкви с. Юкачи Мамадышского уезда Казанской губернии.




Михайлова Зоя Максимовна

***

Михайлова Зоя Максимовна - засл. врач РСФСР. Род. в 1918 г. в г. Казани (дочь М.Е. Михайлова). Окончила Казанский медицинский институт. В 1960-70-х годах - директор Казанского НИИ ортопедии и восстановительной хирургии (ныне Научный центр ортопедии и хирургии Академии наук Татарстана).



Михайловы

***

На республиканском празднике культуры кряшен «Питрау» вручены государственные и ведомственные награды.
22 июля 2019 г., понедельник

На республиканском празднике культуры кряшен «Питрау» вручены государственные и ведомственные награды.

Указом Президента Республики Татарстан за многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в развитие культуры народов, проживающих в Республике Татарстан медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» награждены:

МИХАЙЛОВ

Илья Васильевич -  заместитель руководителя исполнительного комитета Общественной организации кряшен Республики Татарстан.

За  большой вклад в развитие культуры и многолетний добросовестный труд Почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан» присвоено:

Марии Ильиничне - директору Крящ-Ерыксинского сельского Дома культуры Мамадышского муниципального района.

За существенный вклад в культурное развитие Республики Татарстан Благодарственным письмом Председателя Государственного Совета Республики Татарстан поощрены:

Сертификат Ассамблеи народов Татарстана вручен фольклорному ансамблю «Урагай» Районного дома культуры Мамадышского муниципального района (художественный руководитель ансамбля Николай Михайлов).

http://mamadysh.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1521928.htm



Игнашка Михайлов сын Тящев

***

Прим.
Термин ‘’Дворник’’ это не то что сейчас…так называли человека заведующего всеми делами хозяйства… менеджера, так сказать. Также иногда называли человека владеющего ‘’двором’’, откуда и пошло звание ‘’дворянина’’.

В свое время так дворян в отместку сделали дворниками в их нынешнем понимании.

Двор Алмакая мурзы князь Кутушева сына Мурзо Гилдеева,
а в нем дворник Игнашка Михайлов сын Тящев с сыном с Офонькою;
двор татарина Ишмака Акситова сына Табичева;

Переписная книга по городу Касимову за 1646 (7154) г. // Труды РУАК. Т. VI. 1891. № 1. – Рязань, 1892. – С. 5–10.




Новокрещен Гришка Михайлов

***

А межа служилым татаром от ясачной чюваше: от деревни от Верхних Ише у черного лесу у городь бы ивка кудревата, а на ивке грань.

На праве земля служилых татар, а налеве земля деревни Темирчи ясачные чюваше. А на меже были с писцы: [Ка]май Смиленев да деревни Чуриль[на] новокрещены - Гришка Михайлов, да., Дмитреев; да деревин Темирчи служилые новокрещены Степан Уразгозин да Ондрюшка Мазаев да Яков Ортемьев; да деревни Обзебар ясачная чюваша Ивашко Конбердеев на Ивашко Иванов.

Архивные документы
Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1602-1603 г.)
Главная Мурзинские роды Яушевы, троицкая ветвь.





Михайлов

***

МИССИЯ КРЯШЕН

В 1900 году в Тобольске создается противомусульманская миссия. В Сибирь направляются кряшены (крещеные татары), выпускники Казанской семинарии. Благодаря их отчетам, которые публиковались в церковной газете, можно узнать немало интересного о работе кряшен. К примеру, дьякон Волков пишет, что татары стали избегать его после того, как он пытался заговорить о «порочности их веры». Как-то он предложил татарину Муслиму отдать сына на обучение. Муслим согласился. После этого он больше не увидел ни Муслима, ни его сына. Другой татарин на предложение перейти в православие «поник головой и, не проронив в продолжение моей речи ни единого слова, простился».

Кряшен Мрязев сообщает, что татары либо возражали, либо молчали, давая понять, что они не согласны тем, что «православие превосходит магометанство».

Миссионер Купцов пишет, что мулла, с которым он пытался завести дружбу, не стал с ним разговаривать после того, как он нетактично выразился об Исламе. Разговоры с татарами имели один результат: его звали вернуться в Ислам. Миссионер Михайлов сообщает, что миссия не складывается, ибо приходится иметь дело «с татарами-магометанами, в высшей степени фанатиками, которых убедить креститься очень трудно».

Наибольший успех имел кряшен Ефрем Елисеев. В своих «Записках миссионера» он рассказывает: «17 февраля в Тюменском монастыре обращено было восемь человек при торжественной обстановке, что совершилось спокойно, без особого волнения со стороны татар, отчасти потому, что татары узнали об этом поздно. До десяти татар ворвались в ограду монастыря, но, убедившись, что крещение уже свершилось, спокойно, с грустью разошлись».

Однажды миссионеры выкрали мальчика, сына одного из новообращенных из юрт Ембаевских. Ребенок после смерти матери и крещении отца жил у родных.

«Мальчика сначала поместили в монастырь, так как я предполагал нападение татар,;— пишет Елисеев. —
И действительно, спустя два часа с грохотом и шумом несколько экипажей, нагруженных членами Бухарской волостного правления, и родственники ворвались с требованием отдать мальчика. Без всякой церемонии они бегали по всем корпусам монастыря, а у моего крыльца поставили караул. Я вышел и тихо обратился к ним по-татарски: “Вам нужен мальчик, но ведь его тут окрестят, ведь в крещении спасение, вот я сам крещенный и кроме доброго ничего не вижу в крещении; я вам тоже советовал бы креститься”»...

Мусульмане жаловались в полицию, слали телеграммы, пробовали и силой вернуть мальчика, но безрезультатно.

«После многих наших заступничеств мальчик 9 сентября был окрещен с именем Феодосия», — пишет Елисеев. Крещеный этот мальчик учинил немало хлопот и забот. Он «выбегал ночью, кричал, не повиновался», «проявлял свои дикие инстинкты». Бросал крест, бранил просфору, швырял их на пол, «постоянно плясал, щи с капустой называл свиным супом, требовал то сырой рыбы, то конины».

Окруженный монастырскими стенами, мальчик постепенно смирился с участью. После этого случая татары стали избегать Елисеева, не давали ему лошадей на станциях, писали жалобы и прошения.

За 17 лет работы миссии число крещеных не превысило 150 человек. Провал ее во многом стал возможным благодаря сплоченности «магометан». И это признавал Е. Елисеев, написавши, что «...весь мир татар сплотился около своих мулл, чтобы впредь не растерять своих птенцов для прославления Ислама».

http://www.idmedina.ru/medina/?1516




Афанасий Михайловъ сынъ Романовъ

***

Атемарская десятня ( 1669 – 1670 гг.), в сокращенном варианте.
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

« Десятня 178 году Атемарцамъ дворянамъ и детямъ боярскимъ и новокрещенамъ и мурзам и Татарамъ и иноземцамъ и рейтарамъ и драгунамъ и солдатамъ съ поместными и денежными окладами, и кому за какия службы, въ которомъ году, къ прежнимъ ихъ окладамъ, великаго государя жалованье придано, и кто Атемарцев дворянъ и детей боярскихъ и новокрещеновъ и мурзъ и Татаръ и иноземцевъ и рейтаръ и драгунъ и солдатъ на лицо, и которые в прошлыхъ годахъ, со 160 году, померли и великаго государя на службахъ побиты, и по инымъ городамъ служить переписались, и то писано въ сей книге имянной выборъ.

Выборъ.

21.Никита Мамлеевъ сынъ Ананьинъ,(умеръ), переписался по Атемару во 160 году... .
22.Григорий Васильевъ сынъ Своитиновъ,(по Синбирску), верстался по Атемару въ 168 году... .
23.Василий Казариновъ сынъ Нефедьевъ, верстался по Атемару во 150 году... .
24.Фролъ Федоровъ сынъ Куниловъ, верстался по Атемару во 150 году... .
25.Ульянъ Алексеевъ сынъ Брюховъ,(по Пензе), верстался по Атемару во 159 году... .
26.Иванъ Афанасьевъ сынъ Нездинъ, верстался по Атемару во 178 году... .
27.Воинъ Дмитриевъ сынъ Насакинъ,(умеръ), верстался по Атемару во 150 году... .
28.Сила Прокофьевъ сынъ Ларионовъ,(подстриженъ), верстался по Атемару во 150 году... .
29.Лука Замятнинъ сынъ Дмитриевъ, верстался по Атемару во 157 году... .
30.Афанасий Михайловъ сынъ Романовъ,(умеръ), верстался по Атемару во 150 году...


Рецензии