Урок маленькой мошки

Сегодня утром, когда я пришла умываться в ванную комнату, я увидела в умывальнике маленькую луковую мошку, сидящую на внутренней поверхности умывальника недалеко от слива. Я тут же решила смыть ее струей воды, так как не нужна мне в квартире никакая живность. Я направила струйку на мошку. Мошка  вся промокла, крылья не могли больше служить ей, но все же каким-то чудом, ценой огромных усилий она смогла отползти в сторону и удержаться на стенке умывальника. Я хотела направить новую струйку, чтобы окончательно смыть ее в канализацию, но неожиданно в голову  пришла мысль: «Чем она мне так помешала? Луковые мошки живут всего один день, разве я не могу потерпеть и дать ей насладиться жизнью? Она так отчаянно сражается за жизнь! Это заслуживает уважения. Каждому живому существу дан инстинкт самосохранения, и каждое живое существо борется  за жизнь, даже такая маленькая мошка, у которой и мозгов – то, может, нет». И я не стала смывать ее водой, а наоборот, решила помочь ей выбраться на сухую поверхность и протянула к ней палец. Но мошка при виде моего пальца опять затрепыхалась, почувствовав опасность. И я убрала руку, ведь мой палец такой огромный по сравнению с ней, и я могу, даже при лучших побуждениях, легко ее раздавить. Я ушла, предоставив мошке возможность высохнуть и улететь. Когда я зашла в ванную через десять минут, ее уже не было в умывальнике, и за весь день она мне больше ни разу не попалась на глаза.
Мне вспомнились буддийские монахи, в оранжевых одеяниях, которые, идя по улице,   внимательно смотрят на землю и расчищают себе дорогу, чтобы не раздавить какую-нибудь букашку или козявку. Я никогда не придерживалась этой теории, без сожаления щелкала комаров, мух и оводов, а в детстве была даже самым настоящим палачом для оводов, отрывая им лапки, крылья и голову.
Но есть еще одно животное, перед которым я чувствую себя виноватой, и мне стыдно за свое поведение. Это была крыса. В то время я работала в жилищном участке. Однажды я пришла в мастерскую к сантехникам, чтобы проверить тепловой узел. Слесаря предупредили меня, что в углу  бойлерной сидит большая крыса. «Да ты не бойся, она больная, наелась отравы и вылезла умирать», — сказали они. Но когда я увидела крысу, я сразу начала визжать, хотя она  сидела неподвижно и выглядела полуживой. И тогда слесаря взяли в руки кирпичи и начали
кидать в крысу, чтобы убить ее, а потом сказали, что вынесут ее на лопате во двор и кинут  под колеса трактора, который убирает снег. Я ушла из мастерской, ничего не сказав, на душе было не  хорошо. А потом мне стало стыдно. Никому не пожелаешь такой смерти: сначала тебя травят ядом, потом пытаются убить камнями, потом бросают под колеса трактора, чтобы тебя раздавили. А за что? Потому что кому-то не нравится твой хвост? И это делают люди, высокоразвитые существа. Разве недостаточно было одного яда, от которого она уже умирала,  зачем же еще устраивать настоящую казнь? Проходя свой эволюционный путь в более высокие формы жизни, что будет думать эта крыса о людях, которые устроили ей такую чудовищную смерть?  Может быть, она будет ненавидеть всех людей и стараться причинить им как можно больше зла. А все потому, что я не сдержалась и начала кричать, что  не остановила сантехников с лопатой, не дала крысе последние часы или минуты провести в одиночестве. Я прошу прощения у той конкретной крысы, это моя личная вина перед ней, я сожалею, что не сдержалась.


Рецензии