Моя родословная. А мы будем жить!

            Когда пишешь о своей семье
            Фотографии, как вехи в судьбе,
            Ведут тебя за собой...

             Пишу родословную

    Виталий    Тимофеевич Дегтярь.
     (05.04.1937 - 17.07.2005)
    Лидия Андреевна Дегтярь (Метлёва)
     (17.08.1937 - 24.03.2012)

   Ещё одна фотография, на которую хочется смотреть и любоваться.
Мой дядя Витя, красивый, светловолосый и очень высокий,  и его  юная красавица-жена Лидия.
   
   Это уже потом мои тётушки и моя мама в разговорах между собой стали уважительно называть её Лидишной.
У Виталия и Лидии была любовь , это было видно, что называется, невооружённым глазом!
   
   Виталий был четвёртым ребёнком и третьим, младшим  сыном в семье.
Как ни удивительно, но лишь сейчас, когда я пишу о своей семье, я узнала, что по документам он Виталий, а не Виктор. Поэтому, в дальнейшем в описании событий я буду называть его так, как мне привычно, Виктором.

   Сегодня о том, каким он был в детские годы, спросить не у кого. Его младшая сестрёнка Тоня, которой в этом году исполнится 77 лет, мало что помнит о том периоде. Виталий был очень дружен с Евгением, их разница в возрасте в четыре года позволяла обоим разделять как мальчишеские интересы, так и помощь маме по дому. Оба были шустры, смешливы и хорошо дополняли друг-друга.

   Женя был генератором различных идей, а Витька ( так звали его в семье, поскольку имя Виталий как-то не прижилось) с энтузиазмом помогал воплощать эти идеи в жизнь. Они заливали каток во дворе своего дома в городке Шимановск, в центре двора устанавливалась карусель-крутилка. У карусельки от центрального крутящегося столбика, как солнечные лучи отходили деревянные толстые палки. Было так замечательно навалиться на них  грудью, оттолкнуться ногами и нестись по кругу, оторвав ноги ото льда!
   
   Девочкам тоже хотелось так кататься, но братья важно говорили им, что маленьким так развлекаться опасно! Особенно настойчивой была Люся, моя мама. Она была всего лишь на два года младше Виктора и такой же белоголовой, как и он. Уступив просьбам сестры, Виктор сердясь,  прикрепил веревку от санок к одной из палок. Люся уселась в санки, Виктор раскрутил карусель, навалившись на противоположный край «луча».

   Желая показать сёстрам, насколько опасно для мелюзги такое катание, он в какой-то момент резко затормозил. Но санки  с Люсей продолжали нестись по инерции вперёд, а сама Люся со всего маху врезалась лицом в палку, к которой были привязаны санки. На память об этом катании у неё осталась горбинка на носу, которую она благополучно передала своей дочери, то есть мне.

   Вспоминает моя тётушка Антонина ещё одну смешную историю, о которой, спустя много лет, уже взрослые сёстры упоминали достаточно часто в рассказах о своём детстве. 

   «Однажды отец (мой дед Тимофей) вручил Виктору пять рублей с условием, что тот купит младшим сестрёнкам чего-нибудь вкусненького. Дело было в Благовещенске, куда семья переехала в 1949 году в связи с назначением Тимофея Васильевича на ответственную работу в Управление связи.

   В Благовещенске семья жила в доме на улице Калинина. В соседнем доме поменьше, но в этом же дворе, жил самый старший брат из семерых детей,  Владимир со своей женой Таней. В этом же доме родился их первый сын Саша.

   Тринадцатилетний Виктор, гордясь возложенной на него миссией, собрал сестрёнок. Десятилетняя Люся, восьмилетняя Надя и шестилетняя Тоня робко ходили за ним по незнакомым улицам города, заходя в продуктовые магазины. Но не успевали они приглядеть «вкусняшку», как Виктор говорил:

   - «Не будем здесь покупать, айда ещё посмотрим!»

   Тоне запомнились на прилавках ванночки, заполненные красной икрой.
 
   - «Что он мог нам купить?! - говорила,  улыбаясь мне, тётушка во вчерашнем разговоре, - Икру, чтоли?!
   
   Так и вернулись домой. О пяти рублях, оставшихся у брата никто больше не вспоминал!»

   - «Хитрец он, мой дядя Витя! - смеялась я,
   - Мог бы и леденцов вам купить!»

   Дочь Виктора Ирина рассказала мне с папиных слов, как дедушка Тимофей принёс домой трофейный шоколад и поделил его между детьми. Витя быстро съел свой, а практичный Женя решил своей порцией наслаждаться постепенно, но увидев, какими глазами смотрит на него младший брат, весь свой шоколад отдал ему.
Вторую порцию Виктор съел так же быстро, но потом ему стало очень плохо и мама (бабушка Настенька) сильно ругалась на них обоих.

   После окончания школы Виктор пошёл учиться в мукомольное училище, и вскоре вся семья стала разбираться в сортах муки и отрубях. После училища Виктор в 1955 году ушёл служить в армию. Служил он в Анадыре, а когда демобилизовался, семья уже переехала в город Курган. Отец  получил новое направление на руководящую должность в Управление связи города Кургана.

   Виктор с армии вернулся уже к новому месту жительства, и с правами на вождение автомобиля. Поэтому, он очень  быстро устроился на работу водителем автобуса, но проработал там недолго, так как однажды по неосторожности сбил корову. Животное погибло, а хозяевам пришлось отдать деньги на покупку новой скотины. Больше мой дядя Витя за руль никогда не сядет. Но тяга к машинам у него никогда не пропадёт. Частенько зависая в гаражах недалеко от дома, Виталий пользовался популярностью среди водителей-любителей, давал дельные советы.

   Поиски новой работы приведут его на предприятие Железной дороги города  Кургана.  Он устроится работать проводником на грузовых составах. Одной из обязанностей Виктора будет следить, чтобы на станциях никто не запрыгивал на площадку последнего вагона в составе поезда.

   Известно, что милая девушка Лида Метлёва, с которой вскоре познакомится Виктор, и её старшая сестра Шура рано остались без родителей. Их отец погиб на фронте, а мама заболела и умерла, когда старшей Шуре было 16 лет, а Лиде шёл седьмой год.  Лида попадает в детский дом. Года через три, обретя собственное жильё и имея устойчивый заработок парикмахера, Шура забирает сестру из детдома, полностью заменив Лидии маму. А вскоре Александра выйдет замуж, но сестру не бросит. Всю жизнь между сёстрами сохранялась очень сильная связь. На самом  деле Шура звалась Александрой, но маленькой Лиде было удобнее так называть сестру. Когда у Лиды появились дети, они стали называть Шуру Лёлей, как и её мужа Леонида Брагина.
 
   Младшая дочь моего дяди Вити Наталья озадачилась моими вопросами по поводу Лёли и стала искать информацию в интернете. Как оказалось, крёстные матери, лелекающие маленьких лялек, назывались Лёлями, а крёстные отцы - Лелями. Ни Виталий, ни Лида, ни сами дети крещены не были, но вот обращения Лёля и Леля к Шуре и Леониду прижились.

   Леонид работает в Курганском  театре Драмы. Он снабженец (возможно, что официально он значился завхозом) Должность Леонида и его многочисленные связи обеспечивали материальный достаток в семье. Достать «по блату» он мог абсолютно всё, что было очень важно во времена абсолютного дефицита. Шура и Леонид благополучно отпраздновали серебряную свадьбу и вскоре развелись. Шура просто устала закрывать глаза на измены мужа.

   Закончив школу, Лидия  работает проводницей в пассажирских составах той же Курганской Железной дороги.

   Познакомились они с Виктором в 1959 году на октябрьские праздники в какой-то молодёжной компании, куда Лида пришла с подругой. А расписались и стали мужем и женой уже 5 января 1960 года. Как же велико было вспыхнувшее чувство, если они зарегистрировали свой брак едва дождавшись окончания новогодних праздников!

   Свадьбы не было, но само событие было зафиксировано в фотоателье. Благодаря этому фото,  мы, потомки, можем более ярко представлять события того времени...
Молодым в доме на улице Максима Горького была выделена дальняя комната.
А в августе 1961 года у пары родилась дочь Ирина. Виктор едет в Челябинск и поступает там в железнодорожный техникум, где учится очно, приезжая домой на выходные дни.
   
   Как только ребёнку дают место в ясельной круглосуточной группе детского сада от Железной дороги, Лидия вновь выходит на работу проводницей на пассажирские поезда. Ирину из ясельной группы на выходные, которые совпадают с рабочей сменой Лидии,  забирает либо мама Виктора, свекровь Анастасия Антоновна, либо уже взрослая дочь Надежда.

   Когда Ирине был почти год, из Благовещенска в этот же дом приезжает Люся, младшая сестра Виталия с четырёхлетней дочкой (это я, автор этого повествования), решившая расстаться с мужем по причине его любви к алкоголю. Мама идёт работать в одно из отделений связи города, а мне,  до получения места в детском саду ищут няньку. А пока я, предоставленная сама себе, исследую каждый уголок в доме. Меня очень интересует закрытая дверь в смежную комнату, где живут сердитая тётя Лида с дядей Витей и их маленькая дочка Ирочка. В той комнате всё устроено не так, как в той, в которой мы живём: моя бабушка Настенька, тётя Надя, моя мама и я.

   Собственно, в этой комнате есть только кровати, расставленные по стенам, огромный пузатый старый шкаф для одежды и трюмо с тумбочкой, на покупке которого настояла Надежда, сторонница всего нового и современного. Одна из кроватей двуспальная, на ней спим мы с мамой. Ещё в этой комнате живёт настоящий ёжик, который днём успешно от меня прячется.

   В этом возрасте я не озадачиваюсь отсутствием деда Тимофея. Это уже будучи взрослой я узнала, что незадолго перед нашим с мамой приездом дед ушёл на очередное вечернее партсобрание и больше не вернулся, предпочтя жене со взрослыми уже детьми более молодую женщину.
   Скорее всего на решение моей мамы приехать в Курган повлияло и это обстоятельство.

   Надежда училась и работала. Она, как и моя мама и мой дед Тимофей выбрала профессию почтового работника.

   Тётя Лида терпеливо, а иногда и не очень терпеливо, отправляла меня в свою комнату, хотя, как мне казалось, маленькая сестрёнка была мне рада. Потом Ирину отдали в ясли, а за мной и мамой приехал отец и уговорил маму вернуться в Благовещенск.

   В памяти Ирины сохранился случай, когда её забыли забрать в очередную пятницу из «круглосуток» по какой-то причине. Лидия приехала с поездки домой в 19-ть часов и, не обнаружив дочь, понеслась в детский сад, где нашла Ирину в компании детсадовского сторожа.

   Трудно сейчас сказать, отчего это произошло, скорее всего, поручение давалась Наде, либо они с моей бабушкой Настенькой не поняли друг-друга.
Случай вызвал серьёзный конфликт в семье.
   
   Все очень обрадовались, когда подошло время сноса дома и перед семьёй замаячила надежда разъехаться в разные квартиры.
Стоял вопрос, получать ли одну большую на всех, либо разъехаться по разным адресам. Анастасия Антоновна разными путями подвигла молодых подать ходатайство на предоставлении им отдельной жилплощади. В итоге Виктор с Лидией получают прекрасную на тот момент двухкомнатную квартиру с балконом в пятиэтажном доме на четвёртом этаже.

   Ирина вспоминает, как они радовались получению этой прекрасной квартиры, как делали ремонт, покупали мебель, радовались собственному санузлу и кухне!

   Дядя Витя закончил обучение в техникуме и теперь работал диспетчером на Железной дороге.  Старшая дочь помнит, как отец цветными карандашами чертил на работе график движения составов. Это он распределял, на какой путь прибудет тот или иной состав, обеспечивая тем самым безопасность и бесперебойность движения поездов, как пассажирских, так и грузовых. На перроне в его смену можно было услышать его, усиленный динамиками, строгий голос, сообщающий информацию машинистам  электровозов, ремонтным бригадам и дежурным по станции. Забегая вперёд, хочу отметить, что за свою работу мой дядя Витя имеет много грамот, поощрений и ценных подарков. Общий трудовой стаж его 35 лет.
 
   Тётя Лида после случая с дочкой решает поменять работу, хотя она и приносит неплохие деньги. Её сестра Шура, работающая парикмахером, приводит Лиду в свою профессию.
   
   Достигнув мастерства, Лидия обрастает собственными клиентами, да и муж получает 140 рублей на своей работе. Семья живёт достаточно неплохо, квартира у них ухожена и упакована. Хрусталь, сервизы, красивый текстиль, оригинальные сувенирные безделушки, - всё говорит о достатке. Лидия в своих маленьких ручках крепко держит семейный штурвал. Гораздо позже, уже в студенческом возрасте, бывая у них в гостях, у меня сложилось стойкое впечатление,  что окончательное решение любого вопроса всегда за Лидой.


   Часть 2.


   «Ушло тепло с полей, и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин, и весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.»

   Это слова любимой песни дяди Вити. Собираясь по поводам и без родственными семьями за одним большим столом, мои родственники любили петь.

   Дядя Витя очень любил музыку, а ещё он любил снимать на плёнку короткое кино Во время подобных встреч.
   В этот же период муж его сестры Нади Владимир серьёзно увлёкся фотографией.
Обе семьи ходили друг к другу в гости и обязательно смотрели фотографии дяди Володи Сизикова и отснятое кино нашего дяди Вити.
Наталья, младшая дочь Виталия, вспоминает так об этом увлечении:

   - Помимо того,  что папка снимал, на плёнке был мультик «Чьи в лесу шишки?»  и какой-то смешной фильм. Если пленка застревала, все кричали:

   -  Сапожник!!!

   Наташа родилась 2 октября 1967 года.
По сравнению с очень худенькой Иринкой, на которую Лида ворчала при каждой попытке накормить дочь, пугая обследованием в больницей и болючими уколами, Наташа всегда была девочкой крепкой. Мне же её крепкая фигурка напоминала ладненький небольшой белый гриб, вернее, его ладненькую «детку». Возможно, сытность дней, когда они родились, была разной. Наташа родилась, когда семья крепко стояла на ногах и ни в чём не нуждалась.
 
   Помню, что у Лидии были проблемы с почками, она пару раз лежала в больницу. В очередной приезд в Курган, девочки, моя тётя Надежда и я навестили Лидию в больнице. Было лето. Мы гуляли по большой больничной, зелёной территории, из чего у меня создалось впечатление, что больница хорошая, тётю Лиду обязательно вылечат, и мы снова будем ходить к ним в гости! Лидия гуляла в своём красивеньком байковом халатике и закрытых тапочках. Её волнистые густые волосы были заплетены в две толстые коски, которые она время от времени перебрасывала рукой со спины на высокую грудь. И такая она была, несмотря на болезнь, вся ладная и красивая в своём цветущем возрасте чуть больше тридцати пяти лет, что эта картинка навсегда врежется в мою подростковую память.

   Лидия и Виталий с интервалом в пару лет перенесут инсульт, и оба сумеют полностью восстановиться.

   2005 год для семьи станет годом потерь. Я перееду в Екатеринбург в марте 2004 года, прожив двадцать шесть лет в городе Владивостоке. А в феврале неожиданно умирает муж моей тётушки Тони Владимир Патёкин. До этого времени судьба уберегала меня от потерь очень близких людей. Моя бабушка Анастасия ушла в иной мир в 1996 году в возрасте 92 лет. И это, как ни печально, всё же было естественным завершением жизненного пути. Лично я в тот момент не имела возможности её проводить из-за дальности расстояния между Курганом и Владивостоком.

   Этот февральский день стал моим первым скорбным днём, когда я лично присутствовала на похоронах родного мне человека. Когда я с моими мамой и дочерью Натальей подъехали на машине в Кольцово, городок авиаторов, расположенный в непосредственной близости от аэропорта города Екатеринбурга, возле дома уже стояли люди, которые пришли попрощаться. Среди них уже были и наши дорогие курганцы.  И, конечно же, мы обнимались. Дядя Витя, крепко меня обнял, заглянул в глаза и сказал:
       - А мы будем жить!
       - Будем! – согласилась я, улыбаясь сквозь слёзы…

   Всего на пять месяцев переживёт дядя Витя мужа своей сестрёнки Тони. 17-го июля 2005 года его не станет. То лето будет очень жарким и дядя Витя дома спасался от жары с помощью вентилятора.  С температурой и подозрением на воспаление лёгких его увезут в больницу, где он скончается через несколько дней.

   Для меня и моих родственников это будут уже третьи похороны, начиная с февраля 2005 года. 24 мая неожиданно покинет этот мир мой муж Кодайтес Евгений Борисович, пережив своё пятидесятилетие ровно на две недели. Так я в 46 лет стала вдовой.


   Мы все опасались, как переживёт эту потерю Лидия, которая жила последнее время со своим всё больше слабеющим зрением под неусыпным контролем и заботой дяди Вити.

   Тёти Лиды не станет в марте 2012, почти на семь лет переживёт она своего любимого мужа.
   Иринка, закончив 10 классов, пойдёт учиться в техническое училище на чертёжника, но, поняв, что это ей неинтересно, уйдёт ученицей на телеграф, где и проработает несколько лет телеграфистом первого класса.

   В 23 года Ирина выйдет замуж за парня из своего двора – Сергея Вавилова и станет носить его фамилию. В 1984 году у них родится дочь Любочка. Молодая семья уедет из города на станцию Просвет, где Сергей, устроившись работать в кочегарку машинистом котельной установки, получит служебную квартиру. В Просвете семья проживёт девять лет, получат квартиру в новом доме, приватизируют её, продадут и навсегда уедут жить в деревню с красивым названием Светлый дол, где и живут в настоящее время.  На свадьбе у Любы будут гулять почти все свердловчане. Любочка  подарит родителям двоих внуков Александру  и Тимофея Бахаревых.

   В августе 1990 года у Ирины и Сергея родится сын Виктор. Виктор отслужит в армии, женится. Сегодня Виктор Вавилов с женой Ксюшей живут в городе Кургане в квартире своих ушедших в иной мир дедушки Виталия и бабушки Лиды.

    Наташа будет учиться в городе Новосибирске в Институте связи, откуда по распределению попадёт в город Тюмень, который навсегда станет её домом.  У неё есть взрослый сын Михаил, который отслужил в армии, поработал контрактником в городе Керчи, где встретил хорошую девушку. Полюбив Мишу, девушка променяла жаркий климат Крыма на суровые условия Тюмени.
Жизнь продолжается!

   Это моя семья. Это моя родословная.

                Май 2020 год.


Рецензии