Сердце свиньи

Уже рассказывают анекдоты про объявление о том, что мужчина, закупивший гречку, познакомится с женщиной, которая запаслась туалетной бумагой. А я вспомнил эпизод августа 1998 года, дело было как раз после дефолта. Бибиревский рынок, который вскоре после этого приказал долго жить. Стою в очереди в киоск, торгующий в том числе мясной продукцией. Передо мной - супружеская пара, в меру упитанные люди средних лет, активно закупаются. Берут мясо, много мяса. Говядину, баранину, телятину и пр. Я наблюдаю за поведением женщины, высматривающей на витрине товар, делающей покупку и передающей купленное мужу с тележкой. Смотрю на это не без осуждения, потому что тогда был строгим вегетарианцем. И с удовлетворением вижу, что мясной ассортимент заканчивается, а значит - скоро наступит моя очередь. На витрине оставался лишь один товар, на который не обращала внимание женщина, - странного вида коричневатый комок, на ценнике было написано "свиное сердце" или "сердце свиньи". Для меня в то время (да и сейчас) сердце свиньи было чем-то вроде "хвоста дракона" или "печени единорога"; представить себе человека, который такое будет есть, я никак не мог, считал, что поедающий свиные сердца и выглядеть должен как-то по-особому: ну, допустим, с клыком, рогами, диковато как-то. А эти супруги были хоть и упитанные, но всё же цивилизованного вида, потому я думал, что сердце свиньи - не их пища. Но ошибся! Женщина уже достала кошелек, чтобы расплатиться, как вдруг сказала: "И свиное сердце, пожалуйста!" И взяла! Последнее, с витрины прямо - вот эту коричневатую массу неизвестного происхождения, которое на том рынке продавалось как сердце свиньи... И я сразу понял, почувствовал воздействие кризиса на людей: "по свистку" они всегда закупятся впрок - так, чтобы хватило до следующего кризиса, чтобы пережить-перезимовать-перекантоваться... А что вы хотите от жителей страны, пережившей несколько волн голода и жесточайшего продовольственного кризиса; от людей, которые готовы ко всему и никому (ничему) в глубине души не верят; от людей, у которых выживаемость - в крови. Тут не только сердце свиньи - всё возьмут, что ни дашь, возьмут то, что ещё осталось, не разобрали, не раскупили. А вы всё про гречку, туалетную бумагу...


Рецензии