Глава XIII Классицизм

- Мне нужен загородный дом. Одноэтажный, с двухскатной крышей, - начал свой монолог высокий, худой мужчина, лет тридцати пяти.
Его навёл на Захара Пётр, по старой памяти. И как Захар ни сопротивлялся, Пётр победил, делая акцент на том, что этому заказчику не нужны интерьеры, а уж о том, что он адекватный и говорить вроде, как не приходится. Самый, что ни на есть правильный и порядочный представитель среднего класса, стремительно пробивающий себе дорогу в высшее общество.
Захар согласился, видя, что так просто не укрыться от прошлого тысячелетия. Он всё больше понимал, что проще спрятаться за быстрыми, не требующими вкрадчивости и особого внимания к мелочёвке, объектами, предлагаемыми стремительно развивающимся в стране средним классом.
- Хорошо. Сколько метров квадратных вы бы хотели иметь дом?
- Двести пятьдесят, не больше и гараж на две машины рядышком. Но, гараж чуть позже строить буду. Сначала дом.
- Я понял. Но, проектировать надо сразу всё?
- А как же? Конечно!
- Замечательно. В каком бы стиле вы хотели? – затаился Захар, ожидая до боли знакомый ответ.
- Всё по минимуму. Большие окна, на втором этаже велюксы, а лучше фронтончики. Цоколь минимальный. Дом прямоугольный, вытянутый….
Захар на мгновение обрадовался, но радость вскоре была умерена заказчиком, положившим перед ним вырванный из журнала лист с фотографией распластанного по поляне, белого особняка, с голубовато-серой крышей, проткнувшего небо множеством своих кирпичных труб.
- …Вот, что-то вроде этого.
- Классицизм, с элементами Викторианского стиля. - произнёс приговор Захар. Он не столько расстроился увиденным, сколько не впал в отчаяние от возможности того, что перед ним могло оказаться барокко.
- Значит классицизм. Хорошее слово. Меня устраивает.
Евгений, так звали заказчика, знал, что хотел. Захару нравились подобные люди. И, несмотря на то, что они, и представления не имели, что есть современная архитектура, Захар не хотел проявлять инициативу в попытках преподать им азы знаний оной.
Через пару, тройку дней, взяв на работу неделю с запасом, Захар уже имел всю концепцию проекта, включающую в себя фасады, планы и разрез, успев прикинуть даже генплан.
Деньги, о которых он договорился с Евгением, были минимальны. Но Захар радовался, что не требуются интерьеры и пошёл на то, чтобы работать за данную сумму. Но, что-то неприятное исходило от заказчика. Он имел ухоженный вид, костюм отглажен, рубашка свежа, обувь начищена. Но Захар будучи уже опытным архитектором, сразу видел, куда идёт дело. Здесь попахивало каким-то обманом. Евгений, словно хотел добиться чего-то в жизни за ускоренные сроки, не считаясь с выделенным на это собственной судьбой, временем.
Аванс, озвученный Захаром, несмотря на то, что и был одобрен, придержался Евгением, под предлогом отсутствия при нём данной суммы.

Они встречались теперь уже второй раз.
Евгений ездил на десятилетней БМВ, пятёрке, всегда идеально вымытой и пропылесосенной. Сегодня они «пересеклись» в районе метро Октябрьская, и беседа проходила в машинке заказчика.
- Вот, - вручил ему в руки шесть листочков, А-третьего формата, Захар.
Евгений, не спеша просмотрев архитектурную концепцию, сказал:
- Меня всё устраивает.
Затем полез во внутренний карман своего пиджака и достал оттуда несколько мятых, но идеально расправленных стодолларовых бумажек.
- Вот аванс, - протянул он их Захару.
Тот спрятал деньги в карман.
- Только вот про фундамент я бы хотел поговорить отдельно, - сказал Евгений, поправив свою короткую причёску и тут же резко дёрнув «ручник», внезапно покатившейся машины.
- Не держит, - заметил Захар.
- Да. Менял тормоза передние, задние ещё тыщь десять легко пройдут. Так попросил тросик «ручника» подтянуть. Не сделали видимо.
- Забыли, - из вежливости предположил Захар.
- Не могу я позволить себе закапывать в землю тысячи долларов.
- В каком смысле? – интуитивно представил мятые стодолларовые бумажки у себя в заброшенном огороде на даче Захар.
- В том, что не понимаю, как можно ленточный фундамент делать. Дом-то небольшой. Полтора этажа всего. А нельзя ли на столбах его поставить?
- Можно. Только вот ростверк придётся делать мощный. А это не на много дешевле окажется. Да и с конструктором я уже сумму оговорил, - намекнул на повышение стоимости проекта Захар.
- А, что это такое? – сделал вид, что не понимает Евгений.
- Это обвязочная балка под первым этажом, чтобы стены не треснули. Хотя, можно дом и каркасным сделать. Это прочнее.
- Каркасным!? Нет, ни в коем случае! Я, может быть, ещё продавать его буду.
- Тогда ростверк помощнее придётся закладывать. Стены-то кирпичные наверно захотите? – всё ещё надеялся на удорожание проекта Захар.
- Почему кирпичные? Нет. Из пеноблоков. А снаружи в полкирпича, - разрушил иллюзии Евгений.
- Ну, тогда ещё ничего, - удивился расчётливости и пониманию конструкций заказчиком Захар. В стране, где недавно освободившийся от гнёта социализма народ, только начинал понимать, что такое экономия, и как ею грамотно пользоваться, строя своё мировоззрение на понтах, и страхе, оказаться отличным от других, не желая прислушиваться к новым строительным технологиям и материалам было в порядке вещей. Выросшие в типовых, панельных домах, все стремились к совершенству, которым могло быть только символизирующее достаток кирпичное домостроение, позволительное при СССР тем, кто сумел добиться чего-то в жизни. Люди не хотели отказываться сейчас от такого желаемого ими с детства, кирпича и бетона, не умея и представить себе истинную экономию от применения пенобетонных блоков.
Евгений не принимал современную архитектуру, но и не увлекался особо лепниной и декоративизмом. Он выбрал для себя середину, и так жил, между главным и второстепенным, считая, что видит самую суть. Такой клиент был интересен Захару, хотя бы только за его уверенность в своём видении мира. Он хотя бы не будет заниматься смешением стилей. А, то, что его видение не такое уж и современное – это Захар может простить. Лишь бы не трепали его нервы.

* * *

- Ну, как встретился с Женькой? – поинтересовался Пётр у Захара. Он произносил небрежно имя своего заказчика, явно недолюбливая его, поступая так всегда. Ведь не родился ещё на земле тот человек, который полностью смог устроить его, как честный, справедливый и при этом грамотный заказчик. И Евгений уже догадывался, в чём именно состоит эта его нелюбовь.
- Да.
- Осуществимое просит?
- Ты знаешь – да. Сам удивился. Понимает в экономии многое. Не то, что Ипполит, или Аркадий. Те только нервы трепали и капризничали.
- Понимает…  Да… Только вот «ручник» у него не держит в машине.
- Откуда ты знаешь Петь?
- Так он же и со мной встречался. Строительные темы обсуждали. Денег у него нет на нормальный сервис. Вроде и машина «крутая», а обслуживается в подворотне. Не люблю таких.
- Сейчас все такие. Деньги свои считать умеют.
- Умеют. Да. И плохого в том ничего нет. Просто никто ещё из моих заказчиков не старался сам себя переплюнуть. Нельзя так жить. Они, словно бы тужатся из последних сил, стараясь не деньги больше заработать, а обмануть окружающих своим уровнем жизни.
- Кто его знает Петь, может именно так и надо жить, если…
- Что если Захар!? Это ЕСЛИ, знаешь, не нужно никому.
- …если выбрали себе такой путь в жизни – вырваться из среднего класса, - договорил фразу Захар.
- Вырваться? … Слушай, а тебе-то он хоть нормально платит? Не торгуется?
- Нет Петь. Сбросил, правда, цену до минимально среднего уровня, но, дальше не пошёл. Да, я и не стал бы работать с ним, если бы он дальше опускал. Правда, вот конструкторам работу усложнил с фундаментами. Ну, да ладно. Сделаем. Я им из своих чуток добавлю.
- И мне придётся строить. Карабас говорит, что он нужен ему. Потенциальный клиент. Много с ним мы можем построить.
- Эх, Петь! В том-то всё и дело, что много построить, но немного заработать.
- Вот! И я о том же! Объяснял Карабасу. И так, и эдак. Он ни в какую! Ну, ладно. Хрен с ним.
- Не выгодно мне с такими работать Петь. Проще по мелочёвке, что-то кундёпать у себя в офисе и не париться. Ну, да ладно. Это мои проблемы. Откажусь я скоро от сотрудничества с вами.
- А со мной лично будешь?
- Ты что дело своё открываешь? – улыбнулся Захар.
- А вдруг открою? Многое я понял, с тобой поработав. Не так всё просто, оказывается. Без архитектора нельзя. Тяжеловато. Да и каждый должен заниматься своим делом. Я и Карабасу об этом говорил. Так он и слушать ничего не хотел…  А знаешь, если честно, то это я тот проект нарисовал.
- Какой?
- Ну. По которому стройка началась у Ипполита.
- А!-а-а! Так вот кто нарисовал радиусный коридор! - улыбнулся Захар.
- Деваться некуда было. Карабас говорит: - «Придумай, что-нибудь». Я и придумал. Думал тогда, просто это всё. А теперь понимаю.
- Пора тебе своё дело начинать. Но, это уже без меня. Я теперь ленивым стал. Да и проще всё на работе делать, лишь изредка, в порядке исключения, куда-то выезжая.
- Этот мир создан так, чтобы мужик умел заработать. Только тогда женщина будет делать для него всё. Если же не умеет - становится лузером.
- Наверно это про меня.
- Прекрати. Ты не боишься работы. Вообще не понимаю твоего сегодняшнего настроя.
- Я просто устал.
- Отдохнёшь и всё встанет на свои места…  Ладно. А пока, думаю на стройку Лёху поставить.
- Хорошо. Но, не слишком ли добрый он? Справится с таким клиентом?
- Справится. А я на что?
- Ты за главное в ответе, согласование стоимости строительных работ.
- Вот и займусь теперь только своими функциями. Знаешь, а ведь Поля решил продавать свой дом.
- Да ладно!? – эта информация словно бы резанула Захара по самому сердцу. Нет, конечно, он догадывался, что Ипполит недоволен, и тем, как запроектирован, и как построен дом, но, чтобы вот так вот, взять и продать, он не мог и представить себе. То, как его заказчик прощался со своими деньгами, говорило об одном – Ипполит стал богаче. Это уже автоматически предвещало, что предстоит строительство следующего, ещё более масштабного, дорогостоящего жилого комплекса. А проект Захара не просто неудачен, он ещё, и раздражает Ипполита.
Захар ощутил сейчас нечто подобное, что может переживать больной, узнавший нелицеприятный приговор врача, рассчитывая услышать нечто гораздо менее беспощадное и щадящее его слух.
- Извини, я не знал, что это так тебя расстроит, - испугался изменившегося в лице Захара Пётр.
- Ничего, ничего Петь. Всё нормально. Вот почему теперь так важен Карабасу Евгений, как потенциальный клиент, - догадался Захар.
- Но, ведь он не просто так продаёт его, а с целой легендой, - не обратив внимания на догадку, решил слегка подбодрить Захара Пётр.
- Легендой? – взбодрился Захар.
- Ну, да. А как же ещё? Знаешь, как сейчас риелторы работают? Без сказок не умеют.
- И, что за сказка?
- А то, что дом не простой, и проектировал его некий известнейший дизайнер.
- Класс! И, какой же?
- Естественно не ты.
- Кто же!?
- А вот отгадай с трёх раз.
- Ну, я и не знаю Петь. Даже и представить не могу, что они там, эти риелторы могли понапридумывать.
- Не буду врать. Но я слышал, будто самый лучший архитектор из «Давинчи» сделал этот проект.
- Ага! И потом уволился с горя, - уже улыбался Захар. Ему стало легче, ведь, кто-то всё же купит его произведение, и до конца своих дней будет считать, что живёт в доме, построенном по проекту известного архитектора. Благо для многих важна не столько сама архитектура, сколько то, что за ней стоит. Придумать же можно всё что угодно, надо только грамотно мыслить. И чем лживее и нереальней история, тем правдоподобней она выглядит.
Захар вспомнил об Аркадии, спросив:
- А, как же Аркадий?
- А, что Аркашка?
- Заселился?
- Что с ним сделается? Уж пару месяцев, как!
- Хоть в чём-то радость.
- Он и Ипполита к себе на новоселье приглашал. Да, только тот Тамарку одну отправил. Сам не поехал.
- А чё так?
- Ну, сам подумай?
- Завидует?
- Нет. Теперь он выше этого. Большим человеком стал. Говорят, банк «Развитие» возглавил.
- Ну, и как-Тамарка-то съездила?
- Нормально, судя по дошедшим до меня сплетням. Правда, собаки там перегрызлись между собой. Пришлось Лариску в ванной закрывать. И она, двери, что ли там погрызла, или ещё, что-то такое. Так, что если тебе Аркашка позвонит, адрес магазина с дверями спрашивать, меня не выдавай.

* * *

Стройка шла быстро. Клиент, хоть и торговался с Петром за каждую балку, каждый блок, дело двигалось, и Захар был рад, что его проекты воплощаются в жизнь. Он не гонялся за тем, чтобы на земле появилось множество запроектированных им объектов, но ему было приятно, что востребован и доказательством этому служили разбросанные по Подмосковью, придуманные им дома.
Евгений настоял на том, чтобы, хотя бы один раз Захар приехал на стройку с авторским надзором. Тут Захар упёрся, напомнив заказчику о том, что это не входило в стоимость проекта. Но, как он и предвидел ранее – клиент оказался упрямее. Люди Карабаса, под руководством Петра, строили быстро, если им не мешали, а Евгений был слишком расчётлив, чтобы вставлять палки в колёса самому себе. Поэтому за, какой-то месяц с небольшим, строители уже выходили под кровлю, выложив стены и установив стропила, покрыв их частично обрешёткой.
Припарковавшись возле на вид нового мерседеса, зоркий глаз Захара разглядел, что машинке, скорее всего пригнанной из Белоруссии, уже не менее семи лет.
Он вышел и направился к временным, закрытым воротам, ведущим на огороженный уже постоянным забором участок, несмотря на такие малые сроки, прошедшие с начала строительства, сделанным из кирпичных столбов и глухих металлопластовых вставок.
Напротив, ворот сидела собака. Она грустно потявкивала на ту жизнь, что кипела на чужой территории. Захару показалось, что огромный, длинношерстный пёс переживает из-за какой-то, произошедшей именно сейчас потери. Он напоминал ему Рулета со строительства дома Ипполита.
И какое он имеет право выгонять меня за ворота, закрыв их перед носом. Ведь я не сделал ничего плохого, не украл и не разрушил. Да и разве способен на то, чтобы сломать что-то там, где ещё нет окон и дверей, где даже нет смысла, находиться, мне, бездомной, местной собаке, выбравшей эту стройку для временного пристанища.
Если он и является хозяином всего этого будущего, а пока строящегося дома, разве имеет право подозревать меня, в том, что я могу претендовать на возможность поселиться здесь? Нет, теперь уж точно перейду на другую, следующую в моей жизни стройку, где пока ещё нет ворот.  Но, почему же у всех этих людей, строящих дома не для жизни, а с целью продать, такая ненависть к тем, кто действительно нуждается в жилье, к бездомным? Ведь я, например, могу принести много пользы тем, кто здесь будет жить, сделав их жизнь спокойнее и безопаснее, думала собака.
- Выгнали? – посмотрел в глаза изгнаннику Захар и понял, что это и есть Рулет, погладив его по голове.
Пёс слегка попятился, затем остановился и, почуяв знакомый запах, внимательно посмотрел в глаза Захара, как бы спрашивая: - «А-а-а! Так это ты напроектировал, похожее на гигантскую конуру, строящееся здесь безобразие?»
Захар, будто поняв этот взгляд, вздохнул и, слегка приоткрыв одну из двух, кривых воротин, просочился на стройку, непроизвольно испытывая стыд перед псом.
Архитектор называется! Не мог убедить заказчика, что дом без собаки – это, самая настоящая, опустевшая конура, подумал Рулет и отошёл в сторону мерседеса. Он понюхал его переднее, правое колесо и, скорее машинально, чем умышленно, поднял левую, заднюю ногу, чтобы пометить такой бесполезный, как он считал, здесь предмет.
- Ну, не может металлочерепица стоить таких денег! – слышал Захар спор Евгения с Петром, но, пока ещё не видел их, углубляясь на участок заказчика.
- Женя, я тебе назвал всю сумму кровельных работ, вместе с доставкой и монтажом, - защищался Пётр. Увидев Захара, он демонстративно вытер пот со лба.
- Хорошо. Согласен. Но, тогда распиши все суммы отдельно.
- Распишу. Но они не станут от этого меньше.
- Не станут. Но так мне будет проще.
- Проще торговаться за каждую цифру? Понимаю. Но, поверь, они и так самые маленькие на всей Рублёвке.
- Мы уже не на ней.
- На ней самой, что ни на есть настоящей.
- Нет, тут рукой подать до «новой Риги».
- Добрый день, - вмешался Захар, наконец, заметив беседующих, которые выходили из строящегося дома. Он неоднократно имел дело со строителями и удивлялся сейчас тому, что Евгений будто бы и не знал, что такой пустяк, как мятая кровля вовсе не повод для расстройства, наряду с прочими возможными проблемами. Архитектор выполняет все чертежи до мельчайших подробностей за электрика, сантехника, вентиляционщика, а они всё равно гадят назло делая всё не по проекту. И отказываются переделывать, если только не за дополнительные деньги. Ведь они так старались улучшить глупый проект, а автор всё равно талдычит о своём, как неопытный подмастерье. Здесь же работали люди Карабаса, настолько «выдрессированные» и запуганные «людоедом» из замка страшными карами в случае малейшего отступления от чертежей, что такая мелочь, как простая неаккуратность должна была приниматься заказчиком, как жертва в вере в положительный исход строительства, плата за точность в проекте. Да, безусловно Евгений не знал об этом, да и не поверил бы, заранее предвзято относясь с недоверием к строителям.
- Привет, - протянул ему руку Евгений.
- Здорово Захар, - поздоровался Пётр.
- Здравствуй, - протянул руку Лёха, который вежливо держался в сторонке от «боевых действий»
- Помяли мне крышу рядом с трубой, и теперь менять не хотят, - пожаловался Захару Евгений. Лёха, как-то незаметно занял своё место вдалеке от эпицентра.
- Помяли, пускай выпрямляют, - посмотрел на Петра Захар.
- Выпрямили уже давно… - начал Пётр, но его перебил Евгений:
- Меняйте. Я не хочу ничего знать. Мятая, уже с трещинами и заржавеет через месяц.
Спор, заострённый на стоимости кровли, принял новый оборот. И он был явно выгоднее для Петра, которому, куда проще заменить лист металлочерепицы, нежели отдавать уже истраченные, взятые за произведённые работы, деньги.
- А вот скажи мне Захар, неужели монолитное перекрытие дороже, чем деревянное обойдётся? – вернулся из небытия Евгений, всё же уступивший Петру в его намерении отделаться заменой одного листа кровельного материала.
- Мне сложно судить. Но, думаю, что если дом лёгкий, то лучше применить деревянное. Это в логике здания. А уж дешевле это, или нет, не мне судить.
- Разве ты не знаешь об этом, как архитектор? – с обвинительной ноткой в голосе, произнёс Евгений.
- Я знаю, но вы же сами диктовали мне из чего и как хотите запроектировать свой дом?
- Диктовал. Но, ты же должен был мне подсказывать и поправлять, как профессионал.
- Должен. Вот я и предложил каркасный.
- А вот Пётр считает, что проще монолитное перекрытие залить над вторым этажом, - не реагируя на защиту Захара, вернулся к монолитным работам Евгений.
- И заливайте, если проще, - понимал, что попал под перестрелку Захар.
- Так по деньгам дороже получается! Я всё рассчитал, вот тут на бумажке, - развернул скомканный тетрадный листочек Евгений, протянув его Петру.
Захар не имел возможности объяснить Евгению все преимущества современного строительства, перед отжившими приёмами в заканчивающемся столетии. Он вообще решил для себя, что никогда не будет учить заказчиков азам проектирования, понимая, что не в силах выступать в виде судьбы, меняя им мировоззрение. Ведь изменив мнение заказчика, всё равно не в силах был поменять самого человека за такие короткие сроки, которые требуются на строительство дома. Но, те заказчики, что всё же чувствовали в себе способность постичь что-то новое, обвиняли Захара впоследствии в том, что не смог преподать им то, чему учился сам в течение последних двадцати лет, начав процесс обучения ещё в колледже.
Работа требовала от Захара всё больше и больше. Теперь он уже должен быть не просто преподавателем, врачом и психологом, но и специалистом по ускоренным курсам обучения этим профессиям самих заказчиков, разрабатывая и сами программы обучения.
- Женя, но перекрытие уже отлито и денег обратно не вернёшь, - взял из его рук бумажку Пётр, внимательно всматриваясь в чужие каракули.
- А, это ещё, как посмотреть, - хитро прищурился Евгений.
- Ав-ав-ава-ав-ав-ав-ав-ав! – заливисто разразился лаем Рулет, по ту сторону ворот, услышав голос Евгения. Он надеялся, что у этого человека тоже есть душа и, услышав его лай, он сможет переменить своё, такое опрометчивое решение.
- И собаку эту больше на стройку не пускайте. Куда я её потом дену? – распорядился Евгений Петру.
- Хорошо. Хорошо. Мы же договорились.
Вот ведь странный человек. У него строительство дома подходит к концу, а он всё больше расстраивается от этого, словно бы и не в том состояла его задача. А, может действительно такие люди видят главное не в созидание чего-либо, а в доведении до полного абсурда самого процесса, подумал Захар.

Евгений направился к машине, а Захар остался с Петром и Алексеем, решать мелкие, возникшие в ходе строительства вопросы.
- Смотри, мерседес купил себе, - наблюдая, как от трогающейся с места машины Евгения шарахнулся Рулет, тихо, сказал Пётр.
- Опять старый взял.
- Да Захар. Экономит всё. Хочет круче выглядеть. Неприятен он мне.
- А Ипполит, что больше нравился? Особенно, когда на пожар приезжал.
- Поля новые машины покупал.
- А Рулета зачем сюда привезли?
- А я знаю, зачем? Кто-то из строителей притащил, когда переезжали, - пристально посмотрел на Алексея Пётр.
- Починил машину-то? – так же добил его своим взглядом Захар.
- Да. Но, не езжу пока.
- Почему?
- Боюсь.
- Как же ты на стройку-то добираешься?
- Меня Пётр утром завозит.

Портной без брюк, думал Захар, наблюдая, каждый раз, как строятся дома по его проектам. Ему было тяжело и грустно от того, что не имел той смелости и, главное, опыта, выходить из сложных финансовых, рискованных ситуаций, погружаясь туда добровольно. Евгений же, словно бы получал удовольствие от того, что «варился» во всех своих строительных проблемах. Ему нравилось жить этим. Захар не имел на это время, ни на секунду, ни в силах отвлечься от многочисленных объектов, которые теперь вёл. И ещё один, будь он даже его собственным домом, был бы, прежде всего ещё одним, полным проблем строительством. Он избегал этого, надеясь, что сможет купить квартиру. Но, как это сделать, как пойти на то, чтобы добровольно ограничить себя во многом, выдавая финансовые проблемы за удачи, обманывая окружающих, делая вид, что машина в идеальном состоянии, работы хватит ещё на ближайшие сто лет, и, что самое главное; его близкий человек, Марина, выдержит и добровольно перенесёт все лишения и трудности в его жизни, связанные с такой важной целью.
Квартира, как много в этом слове, которое было пока ещё для него простым звуком.
Классицизм, барокко, рококо, в исключительных случаях модерн, вот всё, что он мог себе позволить, убежав от хайтека, спрятавшись за всеми этими, выматывающими, как гончую лошадь, стилями. Но, хайтек требовал ещё большего – интерьеров, которых он уже не боялся проектировать. Захар не хотел посвящать себя распределению выключателей на стенах, покупке люстр, подборке и развешиванию штор. Он стремился жить крупными объёмами, всё сильнее понимая, что они не способны приносить такие же, как и они, немалые деньги. Прорабатывать интерьеры в отживших стилях, ему было не интересно, казалось, тем самым будто бы ковыряется в трупах отживших свой век, разложившихся динозавров.

* * *

- Ты знаешь, Женя сказал мне, что хочет ещё парочку домиков построить, - позвонил Захару Пётр.
- И что ты?
- Да вот думаю, брать, или нет.
- А мне чего звонишь?
- Заранее предупреждаю, что будет звонить тебе.
- Так это что же, я буду один на один с ним работать?
- Видимо да.
- Без тебя?
- Да. Карабасу не выгодно работать без прибыли.
- Заказчики учатся считать свои деньги. Теперь с каждым месяцем становится всё тяжелее созидать. Архитектура постепенно превращается для людей в сопутствующий при покупке основного, второстепенный товар. Многие думают, что объект может стоить дороже, только если в нём больше метров квадратных.
- Да, они, словно бы спекулянты на бирже, покупают и продают недвижимость, совершенно не думая о том, что есть ещё такие немаловажные вещи как качество, гарантия, прочность.
- Все ищут только выгоду Петь. А во всём виноваты именно мы с тобой.
- В чём же?
- Да в том, что не смогли, не устояли, уступили, поддались глупым аргументам, опустили цену, сократили сроки.
- Рынок постепенно ищет золотую середину Захар. И я думаю, что скоро каждый вид работ будет стоить незыблемую сумму, вне зависимости от той фирмы, которая его предоставляет.
- Да, это, как новые машины у разных дилеров всегда стоят одинаково, где бы ты их ни покупал, цена будет колебаться в размерах половины процента.
- Но и пускай. Ничего. Мы всё равно умнее их и найдём способ срубить деньги.
- Найдём. Только вот мне это становится не интересно.
- Почему? Надо же как-то жить.
- Потому что это уже не творчество.
- Ну, и что. Называй это, как тебе нравится.
- В том-то всё и дело, что я хочу быть архитектором. Почему же должен маскировать название своей профессии?
- А ты не маскируй.
- Тогда это ложь. Ведь архитектуры в ней уже не будет.
- А им она и не нужна. Им только видимость требуется. Чтобы потом сказать знакомым: - «А мне архитектор проектировал».
- Ага, а потом, подумав, добавить: - «Только я всё равно бы лучше сделал».
- Ну, не без этого, - улыбнулся Пётр.


Рецензии