Старая, старая сказка

  Прошлое, хотя и считается состоявшимся, в человеческом измерении остается вероятностным.

  Проективным, если говорить о настоящем, как об экране, на который проецируются события.Состояние тела и психики, информация извне, воспоминания, разговоры, коммуникации сейчас, текущие обязательства и проекты, гипотезы, направленные на будущее. Кроме того, неутихающий монолог - постоянная работа сознания в режиме двух я. Спящего или бодрствующего, другой вопрос, а еще психология - весь эмоциональный оборот-разворот. Сложная картинка.

  В такой развертке воспоминания неслучайны. Почему именно эти, а не другие, почему сегодня вспомнилась одно, завтра - другое, а послезавтра третье.
  Само собой, конкретное воспоминание зависит от сегодняшних причин, а не тех, которые породили вспоминаемое событие.
  Сам факт такой связи очевиден, но, к сожалению, природа - повод, основание, структура, далеко не всегда. Запах, блик, намек, отблеск, оговорка.

  Эти, казалось бы непроизвольные, малосущественные, вторичные детали зачастую определяют настройку фокуса, хотя рациональный расклад предполагает иную зависимость - умопостигаемое подобие, внешнюю схожесть явления, и на экран выскакивает совершенно иное.
  Поэтому по отношению к проявлению воспоминания на экране "сейчас" невозможно применять детерминистический подход - если в сейчас показывают это, обязательно вспомнится то.
  Может вспомнится, может нет, а может - не то, или то, но не тогда, или тогда, но совершенно иное, или вообще, третье.

  Разумеется, существуют фундаментальные причины - почему то, а не это в данном случае. Но мы, по крайней мере, я их не знаю.
  Почему перед засыпанием приходит ощущение высоты, а темнота за окном приковывает взгляд.
  Почему девичий взгляд сорокалетней давности свеж и ясен, а то, в чем она была одета, главное, что говорила, туманно и размыто.
  Воспоминание, проникшее в сейчас, вероятностно и детерминировано одновременно.
  Более того, смысл его изменчив - другой от начального, поскольку появлению факта прошлого обязан другому контексту, каузе или поводу.

  Определенность воспоминания усматривается только из факта непреложной достоверности голого события - в такое-то время, в таком-то месте, при участии таких-то персон оно имело место быть. Точка. Значит, совершилось.
  Это так, факт состоялся - и тут детерминизм, но его осознание, извлечение смысла, обобщение и помещение на ту или иную полку ленинской библиотеки бодрствующего сознания переменны.
  Тогда, в момент совершения - своя интерпретация, сейчас - совершенно, диаметрально другая.

  И на экране "Сейчас" давний факт проявляется скорей благодаря тому, что он уже переосмыслен - интуитивно, образно, ассоциативно, а не потому, что он поможет разобраться с сегодняшней проблемой, послужив твердым, проверенным основанием.
  Наоборот, взгляд из сегодня - неустоявшийся, эмоциональный, неразложенный и ненаучный переворачивает смысл мертвого, уже сто лет как понятного камня.
  В настоящем "сейчас" смыслы устанавливаются заново - думаю, значит существую.


Рецензии