Как научить ребёнка говорить?

Когда начинать?
Чем раньше, тем лучше.
Учёные доказали, что уже в материнской утробе малыш слышит звуки и понимает речь, обращённую к нему
Мама гладит свой живот и приговаривает:
— Как ты там, мой драгоценный малыш? Не скучай, мы с папой тебя очень любим и будем очень рады, когда ты родишься.
Папа кладёт руку на мамин живот и разговаривает с малышом:
— Наш чудесный малыш, я люблю твою маму и буду всегда любить тебя. Мы купили тебе удобную кроватку и красивую коляску.
Также малыш уже в животе у мамы радостно реагирует на доброжелательное общение членов его семьи между собой, слышит красивую музыку и откликается на неё добрыми толчками.
И, наоборот, если мама много переживает, родители часто ссорятся, мама плачет, — ребёнок расстраивается не меньше мамы, и может родиться с нервными расстройствами.
Поэтому надо помнить, что внутриутробный период малыша не менее важен в развитии, чем все другие:  в физическом, психологическом, умственном и во всех других сферах.
В том числе и развитие речи получает первые возможности уже в этом, недооцененном многими, периоде жизни малыша.
А сразу после рождения ребёнка начинается его новый этап в развитии
Заботливые родители стараются всё в доме подготовить к встрече новорожденного.
Яркие предметы вокруг кроватки: шарики, игрушки.
Можно разместить на стене геометрические фигуры яркого цвета, крупные по размеру: квадраты, круги, треугольники или силуэты животных, цветов, вырезанных из яркой аппликационной бумаги.
Развесить надувные шары по стенам.
Это разнообразие будет привлекать внимание малыша, пробуждать процессы мышления.
И, конечно, ребёнку важно уже с первых дней жизни слышать ласковую добрую речь, радостное обращение к нему.
Негромкий, но приветливый разговор родителей, ласковая улыбка мамы, речевое сопровождение действий, проводимых с крохой:
— Проснулся сыночек (доченька). Сейчас мы тебя переоденем, покормим нашего Коленьку (Ирочку).
Ласково поглаживая малыша, нежно шепчет мама или папа добрые слова, улыбается крохе, и у малыша появляются ответные реакции.
С каждым днём они будут всё ярче, всё заметнее.
 А когда малышу исполнится месяц, у него уже будет проявляться особая реакция на появление родителей, на их слова и улыбки – эта реакция называется – комплекс оживления.
Эти психологические переживания не могут ни оставить следа в мозге ребёнка, они уже являются хорошими предпосылками к речевому развитию.
Время идёт, малыш растёт, задачи развития речи усложняются
Не сразу включается разговорная речь малыша.
Сначала он накапливает, так называемый пассивный словарь – это слова и выражения, которые малыш понимает, осознаёт, запоминает. На заданный вопрос: — где папа? – малыш ещё не может ответить словом, но он уже может показать ручкой или просто поискать глазами папу.
— Покачай Лялю, — говорит мама, и малыш имитирует укачивание куклы.
Со временем ребёнок переходит от понимания слов к их произношению, это и есть начало развития активного словаря, а следующим этапом будет фразовая речь, когда малыш научится уже осознанно строить фразы, этот период имеет свои особенности и ответственность.
Первые фразы он начинает строить приблизительно в два с половиной года.
Ещё позднее малыш научится рассказывать о пережитом или о услышанном в прочитанном взрослыми детском произведении, передавать содержание просмотренного мультфильма. Этот этап является важным в процессе подготовки ребёнка к школьному обучению.
И здесь особенно значимо то, какой он накопил к этому времени словарный запас.
Итак, от зачатия и с момента рождения стояла задача накопления ребёнком пассивного словаря, развития его мыслительной деятельности
Уже в возрасте полутора лет следует приложить максимум усилий для того, чтобы расширить его активный словарный запас, формировать связную речь.
Для этого надо много и усиленно заниматься с малышом:
1.    Надо понимать, что речевому развитию может помешать затянувшаяся привязанность ребёнка к соске-пустышке.
Его рот – это важная часть речевого аппарата, и если он постоянно занят соской, то он и не может быть задействован в произношении звуков и слов. Это может привести к опозданию в развитии разговорной речи.
2.    Необходимо расширять словарный запас ребёнка.
Наблюдая за малышом, вы можете заметить, что в его обиходе мало активных слов, или он к двум годам вообще ещё не начал говорить.
 В таком случае, надо чаще показывать ребёнку что-то новое и интересное и при этом называть предмет, чётко проговаривая слова:
·         вот мишка;
·         это мячик. Мячик большой круглый зелёный;
·         а это шарик, шарик маленький круглый красный.
3.    Не забывайте, что во время занятий ребёнку должно быть весело и радостно.
Положительные эмоции будут возбуждать в его мозге различные центры, будут помогать образовываться новым нейронным связям. Поэтому – главный способ речевых занятий с ребёнком – игровой:
·         побегать, попрыгать с ярким воздушным шариком;
·         поиграть в догонялки с мячиком или в прятки с мишкой;
4.    Важно регулярно делать артикуляционную гимнастику:
·         вкусное вареньице – облизать губы язычком круговыми движениями в разных направлениях поочерёдно;
·         заборчик – язычок кончиком бегает по зубкам с внешней и с внутренней стороны;
·         машинка гудит – губы трубочкой вытянуть и погудеть – у-у-у-у.
Эти и другие упражнение мама показывает, ярко выражая свою артикуляцию и побуждая малыша подражать ей.
5.            Игра в повторялки – подразниться с малышом, повторяя друг за другом звуки и слоги: А-А-А; У-У-У; БИ-БИ-БИ; БА-БА-БА и т.д.
6.    Очень важно развивать мелкую моторику.
 Учёные доказали, что тактильные ощущения кончиков пальчиков ребёнка, возбуждают в его мозге речевые центры, что влияет на развитие его речи.
Поэтому не ленитесь, находите в течение дня как можно больше времени для игр с пальчиками и ладошками малыша:
·         «Сорока», «Пальчик-мальчик», «Ладушки» — и много других игр накоплено для мелкой моторики детей;
·         хороши для развития мелкой маторики занятия рисованием, лепкой, аппликацией.
Дайте ребёнку безопасные детские ножницы с закруглёнными концами и под вашим руководством организуйте вырезывание геометрических фигурок, а затем вместе с малышом наклейте пирамидку, ёлочку, мячик и т.д.
Эти занятия требуют сосредоточенности малыша и активной серьёзной работы его рук и пальчиков на руках;
·         можно складывать в копилочку крупные монеты, достоинством 2 и 5 рублей. Конечно, монеты предварительно надо хорошо промыть;
собирать семена фасоли или гороха;
но эти занятия должны проходить под строгим контролем взрослых, чтобы малыш случайно не взял в рот мелкие предметы;
7.            Обязательно в доме, где растёт малыш, должны быть ярко иллюстрированные детские книги.
Маленький ребёнок может подолгу листать книгу, рассматривать картинки.
Вот тут-то и надо использовать момент и предложить ребёнку прочитать сказку про репку, которая там нарисована, или стихотворение про звонкие ручейки, которые ребёнок видит на картинке.
Хорошо взрослому самому знать много детских  стихов и песенок наизусть, тогда в любой ситуации интересные  строки придут на память.
Вы гуляете с малышом ярким осенним днём, и поёте или  читаете ему:
Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются летят.
8.            Вообще, дети очень любят петь и слушать песни и музыку.
 И это тоже хорошая помощь в речевом развитии.
Музыка вызывает яркие положительные эмоции, они, в свою очередь хорошо стимулируют работу мозга, будят в ребёнке желание слушать и петь.
Разучивайте с ребёнком новые песенки, каждая детская песня о чём-то очень красиво рассказывает и в ней много новых слов и понятий.
Вот и пойте с малышом про дождик и про снег, про собачку и коровку и т. д.
В песенках и стихах для малышей часто встречаются звуковые подражания животным,  что тоже хорошо:
Ходит – бродит по лужку
Рыжая корова,
Даст она нам к вечерку
Молочка парного.
Ване и Танюшке
Будет всем по кружке,
Всем попить достанется
И коту останется.
А тут и коровка может замычать: — Му-у-у!
И котик замяукать: — Мяу!
При этом хорошо, если помогать образно представить песенку будут выразительные игрушки: корова, кот, кружка.
А вы будете обыгрывать слова песни: корова ходит-бродит, в кружку подоили молочко и понарошку дали пить малышу и кукле, потом корова мычит и кот мяукает. Можно и корову и котика предложить малышу погладить.
9.            Звукоподражание животным – это тоже хороший приём для развития речи.
Поэтому надо почаще спрашивать малыша: как собачка лает, как курочка зовёт  цыпляток?
10.         Хорошо бы, чтобы в вашем доме было больше тишины и меньше звуков, издаваемой современной техникой: телевизор, компьютер, смартфон.
Тогда у ребёнка будет больше возможности слышать чёткую правильную речь окружающих его взрослых, а это, в свою очередь, вызовет стремление подражать и активизирует речь самого ребёнка.
Но, к сожалению, часто в семье бывает так, что никто сейчас не смотрит телевизор, не слушает видеоролики на компьютере, но они идут просто так, фоновым звуком, заглушая речь говорящих.
Взрослые привыкли и даже не замечают эти помехи, просто говорят погромче, перекрывая голос диктора, разговоры героев телевизионной беседы и т.д.
А ребёнку этот фоновый звук мешает сосредоточиться на речи говорящих в семье.
11.    Хороший приём: побаловаться при чтении знакомой сказки или стихотворения: можно перепутать слова:
Мишка косолапый
По морю идёт…
или "забыть" окончание фразы:
Уронили Мишку на … (пол — добавляет малыш),
Оторвали Мишке … (лапу) и т.п.
12.         Обязательно показывайте ребёнку образец правильной речи.
Ребёнок называет кошку Мяу, а машину – би-би.
Такие облегчающие заменители допустимы в начале обучения малыша разговорной речи, но при этом, не поправляя взрослые говорят: — Да, это би-би – машина;
— Да, правильно, это — Мяу, кошка.
Постепенно ребёнок освоит правильные слова и заменители ему уже не понадобятся.
13.         Хорошо активизирует речь малыша непонимание, когда он обращается к вам, заменяя слова жестами.
Вы уже поняли, что сын зовёт играть с мячиком, но вместо этого берёте машину;
дочь молча протягивает ложечку из посудки и куклу, чтобы покормить, а вы укладываете Лялю спать.
 Но при этом ваше непонимание не должно затягиваться, чтобы ребёнок не расстраивался.
 Лучше пусть это  будет шуточной весёлой игрой, и если ребёнок уже огорчается, его надо понять, но при этом чётко проговорить за него:
— Ты хочешь Лялю покормить? Давай покормим – ешь Ляля.
14.         Старайтесь внимательно слушать ребёнка, когда общаетесь с ним.
Побольше эмоционального отклика на его сообщения.
 Научитесь искренно радоваться и огорчаться вместе с ним.
И самое главное: постоянное живое общение с ребёнком.
 Не жалейте на это времени и придут дни, когда ваш малыш будет радовать вас чёткой ясной речью, удивлять «взрослыми» высказываниями и просто интересной беседой.
Он, хоть и маленький, но – человек.
И во многом от вашего усердия зависит то, как скоро он станет говорящим, рассуждающим, поумневшим и каковы будут его успехи в школьном обучении.
Татьяна Гопина - Лобанова


Рецензии
Очень мудро

Парвин Гейдаров   08.08.2022 02:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Парвин.

Татьяна Гопина Лобанова   20.10.2022 02:24   Заявить о нарушении