Эссе. Как отличить графомана от писателя?

/Эта развёрнутая рецензия на статью Григория Жадько. Если вам интересно, можете прочесть -  http://proza.ru/2015/02/13/1513  «14 способов отличить графомана от наст. писателя»/.

Вот читаешь такие опусы и не знаешь: то ли плакать, то ли смеяться. О каких настоящих писателях может идти речь на сайте для начинающих авторов?
Как правило, настоящий писатель – это  л и т е р а т о р, у которого есть профессиональная подготовка. Это его профессия, специальность, образ жизни и заработок. Он публикует книги не за свой счёт, а за счёт издательства. У него контракт, и он получает полагающийся гонорар. Что ему делать в нашей песочнице?
Если настоящие писатели пишут о жизни сельского жителя, то пребывают не в коммунальных квартирах, а в селе; если пишут о войне, то идут на войну; а если о шахтёрах, то спускаются в шахту. А у нас что? Сидят все в тепле и удовольствии, и от нЕчего делать высасывают сюжет из пальца...

Ну хорошо, ладно! Раз начали, давайте поговорим на эту тему.

Так в самом-то деле: как отличить графомана от писателя? По каким признакам можно понять: кто есть кто?
Вот заходишь на авторскую страницу человека и видишь его фотографию. Стоит симпатичный мужчина или обаятельная женщина на фоне своих изданных книг. А в резюме чёрным по белому написано: «Номинант писательского конкурса» или «член РСП», и ты искренне веришь, что у человека, как минимум, контракт на руках, и его книги публикуют все известные издательства. А вот такие фразы: «Я – филолог» или «Доктор филологических наук», оказывают на всех магнетическое воздействие. У нас народ издавна приучен к авторитарности: если у человека перечислены какие-то успехи, звания и награды, то, значит, он заслуживает уважения и почтения. И ты уже к его работам относишься более, чем лояльно. А зря!
               
                Дорогие друзья!

На заборе тоже много, что пишут, но не всё можно читать и уж тем более этому верить. В резюме можно написать всё, что хочешь! Но вот вопрос: соответствует ли эта информация действительности? Дайте послушаем – что по этому поводу говорит классик:

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
(Б. Пастернак)

                Так чем же всё-таки отличается графоман от писателя?

1. У писателя есть ПРИЗВАНИЕ к литературе, творческие способности и талант.
У графомана НЕТ призвания к литературе, а следовательно нет ни таланта, ни творческих способностей.

(Поймите меня правильно! Бездарных людей нет и не может быть, потому что человек создан по образу и подобию Божьему. У каждого есть призвание к той или иной профессии. Так вот графоман – это человек, который занимается НЕ СВОИМ делом, т. е. тем делом, к которому у него нет призвания).

2. В зависимости от призвания имеются те или иные задатки и способности.
У писателя – образное мышление, хорошо развит абстрактный ум, воображение. Он умеет думать, размышлять, анализировать. Поэтому он пишет художественную литературу, где имеется авторский вымысел.
У графомана, как правило, плохо развито воображение, поэтому он чаще всего пишет истории из реальной жизни. Его работы напоминают школьные сочинения на свободную тему.

3. Писатель умеет  ч и т а т ь,  т. е. чувствовать слово и понимать его глубину. (Умение читать между строк – это необходимое требование, как наличие музыкального слуха для музыканта и цветоощущение для художника).
Графоман же читать не умеет. Иносказательную форму изложения не понимает. Информацию, заложенную в подтексте, не улавливает. Вычленить идею произведения или сюжетную линию не может.

4. Писатель – обучаемый. Он старается повышать свой профессиональный уровень.
Графоман – необучаемый. Даже если он будет учиться писать, то ничему не научится.

5. Писатель любит творчество в себе, а графоман – себя в творчестве.
То есть если один стремится к высотам мастерства, то другой – к славе.

6. Для писателя важно качество, для графомана – количество.

7. Писатель пишет для читателей.
Графоман же пишет для себя, для удовлетворения своих личных амбиций.

И этот список можно продолжать до бесконечности. Но я остановлюсь пока на этом, потому что намного важнее найти отличия между дилетантом и графоманом. Вот это самое важное на сегодняшний день!

Многие очень часто путают такие понятия как:
               
                ДИЛЕТАНТ  и  ГРАФОМАН.

У нас гребут всех под одну гребёнку, выплёскивают ребёнка вместе с грязной водой. А этого делать ни в коем случае нельзя!
Манеры изложения у этих двух категорий пишущих людей по внешним признакам очень схожи. Они могут допускать одни и те же ошибки.
Но у дилетанта хоть и нет профподготовки, опыта и знаний, но, в отличии от графомана, есть призвание к литературе, творческие способности и... талант.
Так вот я хочу поделиться с вами своими наблюдениями и впечатлениями.

Читаешь работу талантливого дилетанта и слюнки текут. Он так тебе распишет весну, что от ноутбука свежим ветерком лицо обдаёт, ты реально чувствуешь терпкий запах талой земли, слышишь радостный щебет птиц и весёлое журчание ручейка. Возникает картинка! Текст растворяется, и ты уже не видишь ни строчек, ни знаков препинания, ни ошибок. Перед твоими глазами расцветает весна. Это – магия слова.
Можно ли написать живое произведение без таланта? Нет! Ни при каких условиях.
Ежели говорить о таланте, то это обязательное условие для писателя. Без таланта творец –  р е м е с л е н н и к.  Именно об этом говорят все классики. Читаешь произведение вот такого ремесленника, там всё замечательно: и стиль изложения виртуозный и нет ни одной ошибки – придраться не к чему, а слово… плоское, мёртвое. Там нет жизни!

Слово – это энерго-информационная структура. («Слово было у Бога, и Слово было Бог»). Так вот если информация есть, а энергии нет, то художественное произведение безжизненное. Ты читаешь и не веришь ни единому слову автора.

Такие работы графомана не грех и назвать: «Отрыжка сытого обывателя». Вот сидит обыватель на диване после сытого обеда, ковыряется в зубах и думает: «А что бы мне такое написать, чтобы занять первую строчку рейтинга? А дай-ка я напишу о роковой любви». Читаешь его опус, а там… пустота! Это показатель  б е с п л о д н о с т и.
Девиз графомана: «Как хочу, так и пишу». Его язык состоит из литературных штампов, нелепых метафор, нагромождения никому не нужных деталей, вычурных красивостей и всевозможных натужных и надуманных изысков.
Так вот это и есть отличие дилетанта от графомана: у одного есть талант, а другой бездарен. И если у дилетанта имеется шанс стать настоящим писателем (при условии, что он будет серьёзно заниматься творчеством и самообразованием), то у графомана нет никаких шансов, потому что он занимается не своим делом.

Но и графоман графоману – рознь. Графоманы тоже бывают разные и делятся на три категории:
1. Ни на что не претендующий.
2. Непризнанный гений.
3. Патологический графоман.

К первой категории относятся здравомыслящие люди, которые прекрасно понимают, что у них нет творческих способностей и талантов, поэтому ни что и не претендуют. Для них творчество – это просто отдушина, развлечение, возможность пообщаться с умными людьми. Вот к ним можно относиться спокойно, с пониманием читая их незатейливые рассказики и миниатюры.

А вот вторая категория Графоманов претендует на заглавную букву «Г» (от слова – Гений). Это люди, страдающие манией величия, с многочисленными регалиями и заслугами, а также с болезненным самолюбием и абсолютным отсутствием чувства юмора и самокритики. Они непоколебимо уверенны в своей гениальности, а их «нетленки» не поддаются ни какой критике. И именно им я посвящаю свои притчи, фельетоны и басни (http://proza.ru/2018/08/23/284). Эти «гении» являются великолепными прототипами для сатирических произведений.

К третьей категории графоманов относятся люди, имеющие патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писать художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей. Написанное ими большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию. (Графомания от греч. — страсть, безумие, влечение — встречается при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гипоманиакальном состояниях, и при других психических расстройствах).
Такие люди очень подозрительны, им везде и всюду мерещатся завистники и плагиаторы. Они, страдая манией преследования, то закрывают свои авторские страницы, то открывают новые, меняют псевдонимы, прячут лицо под картинками и чужими фотографиями. Любое, даже дружеское замечание, они воспринимают как личное оскорбление, а их стремление в многописательству, просто поражает своей неуёмностью.
Вот с одним таким персонажем мне и посчастливилось познакомиться, когда я только пришла на сайт. («Ужасы на Прозе» http://proza.ru/2015/04/02/525).


Теперь понимаете, чем отличается графоман от писателя?


Рецензии
Все очень подробно и разжевано.
Со всеми сентенциями согласна.
Но вы забыли одну деталь: нет границы между писателем и графоманом. Есть качественная разница, но и писатель без графомании невозможен. Он должен писать увлеченно и получать от процесса удовольствие. А графомания - это неодолимая страсть к писательству. Неодолимая!

Таким образом, все писатели - графоманы. Но и графоманы - писатели. Они же производят писательский продукт? А на вкус и цвет товарищи разные.
Главное в писательстве - дар (талант). А ценители таланта могут и ошибаться.)

Вы очень много пунктов изложили, по всем пробежаться мне лень, но к категориям я бы прибавила еще одну:
Досуг-игра.

Например, я отношусь к первой категории + четвертая.)
Безвредная для здоровья и окружения.

А вообще, графомания относится к психическим расстройствам.
И писатели (все!) отличаются дурным характером.

Опанька   26.10.2022 18:45     Заявить о нарушении
Не знаю, как к Вам обращаться по имени. Не обессудьте! Но Вы немного неправильно понимаете смысл этого слова "графомания".

Графомания - это не только одержимость, но, в первую очередь, это бездарность, когда человек одержим писательством, но не имеет призвания к литературе.
Дело в том, что каждый человек приходит на землю с тем или иным призванием. У кого-то призвание к педагогике, у кого-то к медицине, а у кого-то к литературе.
Так вот, когда сапожник печёт пироги, а повар шьёт сапоги, то в итоге пироги получаются резиновыми, а сапоги кашу простят. Вот тоже самое и в литературе.

А по поводу характера писателей, так всё зависит от погружённости в своё дело. Если к писателю пришло вдохновение, а ты к нему пристаёшь с какими-то мелочами, то можно и нарваться.:) Или когда далёкие от литературы люди начинают критиковать его произведение. Это тоже вызывает резкий отклик с его стороны, потому что для писателя плод его труда - это любимое детище, которое он вынашивал и "рожал" в муках. Почему и существует такое понятие, как "творческие муки".
Но если настоящий писатель растёт и совершенствуется, то он адекватно воспринимает конструктивную критику, а вот графоман - никогда. Графоманы - необучаемы. Они живут по принципу: "Как хочу, так и пишу".

Лариса Евсикова   28.10.2022 03:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.