Дачные зарисовки. С чего начинается дача

А было это теперь уже давно: лет пятнадцать тому назад. Мы с мужем окончательно переехали из Душанбе в Россию. Только семья наша разделилась: муж поселился в Луге в частном доме матери, где ещё проживала сестра с мужем. А мне пришлось жить у сына в однокомнатной квартире в Павловске. Это неудобно. К счастью какие-то люди срочно продавали квартиру в г Коммунар, недалеко от Павловска. Продавали срочно, а потому и не дорого. Правда, денег от продажи трёхкомнатной квартиры с гаражом, нам не хватало. Помог младший сын - с одной стороны, ну и сердобольная хозяйка квартиры скостила цену на тысячу долларов. Милая женщина! Она детство провела в детдоме и вышла в люди благодаря помощи и поддержке посторонних людей. Так вот она посчитала, что её долг теперь помочь людям, попавшим в беду.
   Итак, есть отдельная квартира, но семьи уже нет. Муж отказался переезжать в Коммунар: мама не отпустила сына, так как с дочерью они не ладили. И я поселилась в новой квартире одна. Оказалось, что я не переношу одиночества. Я встречала таких и не понимала их.  Теперь вот сама оказалась такой же. Я стала болеть, хандрить и, наконец впала в депрессию. Жестокую депрессию. Но, Бог обо мне позаботился. В Павловске раздавали участки под дачи всем желающим. Время было сложное, голодное и моя невестка тоже взяла свою долю земли. Но, оказалось, что их работы на земле не привлекают, и они предложили мне попробовать освоить участок, поработать на нём, возможно, это поможет справиться с депрессией.
  Я охотно согласилась, так как люблю землю и работы на ней. Поехали знакомиться с участком. Шли от кольца автобуса сначала прямо, потом влево, ещё раз влево. Нашли. Я старалась запомнить дорогу, но я в пространстве плохо ориентируюсь. Второй раз меня повели другой дорогой - по тропинке. Сказали, что этой дорогой путь вдвое короче. Это для того, кто знает дорогу. Я же, когда пошла сама, то  блудила больше часу. Придя на свою территорию с другой стороны, я её не узнала. Та или не та? Похоже, что та - наша дача. Но в прошлые разы я с дороги на участок перепрыгивала через трубу, лежащую в канаве. А теперь трубы нет. Всё так: вторая от перекрёстка слева; маленький домик справа. Но...трубы-то нет. Всё-таки, решила я, что это наш участок. А трубу, видимо украли.
   В этот раз я встретилась с соседом - хозяином домика. Звать Серёжа, как и моего мужа. Легко запомнить. Мужчина огромного роста, совершенно лысый и...совсем глухой. Но не немой. Говорит вполне прилично. Общаться легко, если он видит твои губы. Мы с ним быстро подружились. Первое: он помог мне сдвинуть огромный камень в канаву. Теперь я могу, наступив на него, преодолевать этот водяной ров. Кстати, у Сергея не было трубы изначально. Как-то Сергей обратился ко мне с просьбой съездить с ним на базу, где продают трубы. Огромный Серёжа был с большой душой и с большими желаниями. Он решил въезд на участок сделать тоже большим, то есть проложить две трубы. Он предложил мне поехать с ним в качестве переводчика, ибо ему трудно общаться с кассиршей, например, которые обычно отвечают на вопросы, куда-то уткнувшись носом.
   Я собирала деньги на материал для строительства домика, а как будет въезжать машина? Сергей начал объяснять мне, что сначала надо построить мост, чтобы стройматериал можно было бы сгружать сразу на участке.
  - Как ты будешь с дороги доски таскать на участок? Через камень прыгать?
  - Нет! Но я не готова. Мне на трубу вряд ли хватит денег. Но сосед оказался ещё и упрямым.
  - Сколько у тебя есть? На трубу хватит. Если немного не хватит, я добавлю в долг. За транспорт тебе платить не надо: мне всё равно две трубы везти или три. Погрузку я оплачиваю. За твою помощь, - засмеялся он.
   Что ж предложение заманчивое. На другой день я пришла с деньгами, и мы поехали. Действительно, с кассиршей трудно общаться. Даже мне приходилось переспрашивать. потом с погрузчиками. они разговаривают между делом. Придираются: то их то не устраивает, то - это. Сергей оказался терпеливым: пока всё не уяснил, пока точно не договорился, мы не уезжали с базы. Только после обеда погрузили наши трубы, и мы отправились. Я сидела в кабине между водителем и Сергеем. Надо было объяснять дорогу, которую я то не знала. Доехали нормально. Серёжины трубы они скинули в канаву, поправили, чтобы они легли посередине канавы и точно совпали в стыке. Потом водитель скинул мою трубу и уехал. А труба оказалась лежащей косо в канаве. И поправить некому. Одному Сергею не поправить, а я не помощник в этой ситуации. Так что потом пришлось укреплять берег, в который упирался конец трубы, чтобы его не размывало. Это потом. А пока надо чем-то засыпать трубу.  У меня нашлась одна труба металлическая. Скорее всего у соседа другого она оказалась лишней при строительстве забора, он её на мой участок и кинул. Он вообще весь мусор кидал на мой участок, чем вызывал гнев Серёжи, который уговаривал меня потребовать прекратить это безобразие. Мне пока мусор не мешал. Ссориться с соседями - последнее дело. Дальше - будет видно.
  А пока надо сделать въезд. Я нарезала ивовых веток, которых у меня ещё много росло на участке. Уложила их поперёк канавы. Да! Чем бы засыпать? Чем? Тут подходит Сергей.
   - Ларриса! Ты уже хорошо знакома с соседом с углового участка? По моему, он к тебе хорошо относится. Я присмотрел, что он вроде как яму роет зачем-то, может он нам разрешит глину от него потаскать? Спроси!
   Я пошла к Диме, так звали соседа.
   - Дима, а чего это Вы роете? - спросила я.
   - Бассейн решили сделать, вон как у Жени. ( Женя - сосед с другого угла) А то общественный бассейн грязный, там и собаки плавают и водорослей много. Оксане не нравится там купаться. Только вот дождей было много: вода не уходит никак.
  - Дима! У нас с Сергеем к вам предложение деловое. Мы будем вытаскивать глину со дна, но увозить к себе, на свои участки. Нам надо засыпать трубы в канаве. Въезд сделать. Можно?
   Дима подумал, подумал и согласился. И мы с Серёжей приступили к работе. У меня была тележка, с которой я ездила и по магазинам, и по каким-то фермерским хозяйствам за картошкой или морковкой. Время-то было голодное. Перестроечное. Отстегнула сумку, поставила ведро, оказавшееся на моей мусорке, Серёжа взял свою тачку, и мы приступили к работе. А дело оказалось очень трудным. Из воды со дна надо извлечь мокрую глину, которая сразу же сползает назад. Он принёс совковую лопату. на ней что-то остаётся. Этой жидкой глиной  он заполняет моё ведро, потом сколько то выливает в свою тачку, и мы едем к своим трубам. Выливаем и возвращаемся к Диме. Всё повторяется, только я не могу никак втянуть свое ведро по небольшому уклону на дорогу. не могу и всё тут. Уж я и задом пячась, тяну своё ведро. Не тянется. Выбилась из сил. Выбегает Оксана и помогает мне. Так, вот мы каждый у своей трубы. Только на ней глины почти нет: просочилась в воду. Остался слой в сантиметра 3 толщиной. Это сколько  ж раз надо обернуться, если в
вся глина улетучивается. Но... другого выхода нет. 
"...Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,
    Раз иголка, два иголка будет ёлочка,
    Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
    Раз словечко, два словечко будет песенка..."
Раз ведёрко, два ведёрка, три ведёрочка,
А подсохнет, будет глиняная корочка.
Над канавкой быстрою
Я мосточек выстрою.
Шуточки, смех уже не помогают. Я прилегла в изнеможении  отдохнуть на раскладушку. Задремала. Кто-то осторожно трогает меня за плечо. Я делаю вид, что сплю. Сергей уже трясёт меня.
   - Ларриса, вставай. работать надо. Я придумал.
Он показывает мне ведро. Ну и что? У меня такое же. Он крутит его перед моим носом. А ! Он в дне пробил кучу дырок и дырочек для стока воды. Ну, что ж! Будет легче добывать глину, но я не смогу больше её таскать. Я хоть и жилистая, но не беспредельно ведь?!  Серёжа предлагает поменяться: мне его тачка, ему - моё ведро. Он так легко вёз свою тачку, что я охотно согласилась продолжить работу. Так, Сергей набирает ведром гущу, пока она немного отцеживается, набирает гущу лопатой. Из ведра выливает мне в тачку густую глину, добавляет то, что на лопатке. Потом заполняет моё, то есть его ведро. Пошли! А что? Тачку вести оказалось легче, чем тащить ведро на тележке. Замечательно! Ещё рейс. Тяжелее. Ещё рейс. Я опять не могу втащить тачку на дорогу. Толкаю, толкаю - никак. Вот опять выбегает из домика Оксана. Сейчас поможет. Но она быстро фотографирует нас с Серёжей и убегает : у неё ответственный экзамен. Но она не выдержала наблюдать смешное, как ей показалось, зрелище. Старушка еле-еле толкает огромную тачку, а огромный мужик весело тянет крохотную тележку. Так она мне объяснила своё поведение, когда вручала фотку.
   Вечер! Я совсем выдохлась, а мне ещё идти на остановку. Может заночевать на раскладушке? И тут идут мои соседи гастарбайтеры, которым я иногда приносила сахар или муку или масло постное. Им ведь в город нельзя -нелегалы. Я решила попросить их помочь мне наносить от Димы глину на будущий мостик. Может недорого с меня возьмут.
   - Э! Муалима! Зачем Дима? Зачем мокрый глина! У нас много хороший глина .есть. Не знаем, куда ложим. Помнишь, ты сказала что такой вертикально, помнишь? Это Коля велел делать девор вертикально. Бассейн ему делали. Глина много лежит. Бери, сколько надо. Ещё спасибо скажет.
Я побежала к Сергею. Он запрыгал от радости, как ребёнок. Конечно, тачку пришлось ему отдать. Но мои друзья подумали, подумали и решили по-своему. Ибрагим - их начальник напомнил, что они у меня и тазик берут и сковородку, и казан. "Нехорошо так со старой доброй женщиной себя показать". Они сказали Сергею, что они разрешают ему брать глину, если даст муалиме тачку. Он согласился. 
 -  Муалима! Куда ещё надо глина? Её много буд. Пускай немного мостик сохнет.
 О! Господи! Какое счастье! Я попросила их засыпать междурядье, где у меня посажены кусты смородины.  Они проложили две доски на мокрую глину и быстро засыпали мне кустарник. Сергей возил глину моей тележкой, но потом соорудил что-то: подобие тележки, приделав колёсики к какой-то платформочке, на которой дочка когда то каталась по снегу. Привязал верёвочку и дело пошло.  Уже совсем стемнело, когда  ребята, а их было трое засыпали весь мой мостик. Убрали доски и попрыгали по нему, уплотняя как можно лучше.  Денег с меня не взяли. "Рассчитаемся, муалима!. Вы сказал, что мы неправильно кирпич кладём. Теперь покажешь. Почему не так? Все так делают!"
   - Спасибо, ребята. Я опаздываю на последний автобус. Что вам привезти? 
  -  Хлеб, можно? У нас кончил.
   - Хорошо! Пока. И я, счастливая, помчалась к автобусу по тропинке, то есть коротким путём.
  " Вот, - думала я, - как хорошо делать добро. Обязательно с лихвой когда ни будь окупится."   А, надо сказать, мне это не очень легко доставалось. Два кг сахару, да два кг муки, а своё куда же? Приходилось надрываться, ибо отказывать я не умею. Вот завтра две буханки хлеба - это пол тележки, а своё куда? Домика ещё не было. а мне надо и продукты, и одежду, и топор. Правда, я приспособилась прятать кое- что среди корней выкорчеванных деревьев. Но это другая история!


Рецензии
"- Хлеб, можно? У нас кончил."
......наши дачи начинались на сплошном галечнике....
боролись с раздивающимся Кафирниганом бульдозерами...
а потом клдубнику не знали кому давать
все кто приезжал из одноклассников- ведрами увозили арбузную алычу например- ветки гнулись

дейтвительно

если ради детей
то и на камне сады растут сказочные)))
брат все вспоминал..сколько коровьих лепешек натаскал....)))

Новелла Лимонова   07.05.2020 06:51     Заявить о нарушении
Дачи на Кафирнигане мне очень знакомы. Нам с муже в дачном участке отказали, хотя я проработала в ГПИ без 3-х месяцев 20 лет, а муж проработал 25 лет. Но за год до распределения дачных участков мы перевелись в ТАШЗНИИЭП и всё. По соседству с дачами Гипростроя раздавали дачи строителям. Наш друг Борис Бронштейн тоже взял участок с условием, что дача будет на две семьи: его и наша. Его жена отказалась возиться с землёй. Мы там жили в "собственном" вагончике. Так!!! Звонок из поликлиники. Потом закончу.

Лариса Азимджанова   07.05.2020 14:41   Заявить о нарушении
Ну вот! Пока ходила, все мысли растеряла.И, хотя у нас был такой же галечник, но таких обильных урожаев не было.
Хотела у Вас спросить, как назывался кишлак или посёлок, где мы и вы выходили из автобуса и шли на дачи.
Там как раз выгоняли на дорогу местных жителей: стариков, женщин и, по-моему, дети были. Этим живым забором бандиты преградили путь кулябцам, ехавшим на помощь правительству. Стреляли сзади, в спины, а потом говорили, что кулябцы стреляли по мирным жителям. Это транслировалось по ТВ, и мы видели всё своими глазами. А вот как называлась остановка, то есть по названию кишлака, не помню.

Лариса Азимджанова   07.05.2020 17:56   Заявить о нарушении
Лариса Орифовна, наши дачи были в Гульбуте и гипростроевцев там было мало..
так как территория выдавалась под сады не гипрострою..
просто не было желающих браться вырастить на галечнике сады
и потому получилось привлечь друзей самых лучших, например, Белимовых...,
Про ваши дачи только Вы мне и можете рассказать
Что касается урожайности
Свой любимый из рук папиной мамы виноград изабелла уговорила папу посадить
На участках нашего товарищества больше никому не удалось ни грозди вырастить
хоть желание было у многих
а мы даже вино делали..-вот что значит дочь изнасиловала )))
В нашем климате он растет..но не у всех и каждого....

Новелла Лимонова   08.05.2020 07:09   Заявить о нарушении
на гипростроевскх дачах не бывала
но мне кажется они на другом берегу Кафиры
наши на том же берегу
на котором душанбинские микрорайоны типа 64
только дальше от города

Новелла Лимонова   08.05.2020 07:36   Заявить о нарушении
Да, наши дачи на разных участках речки. Эх! Неукого спросить. У нас урожаи были неплохие. Винограда тоже хватало на вино. Но мне нравились гранаты, какие-то особенные. И цветут - залюбуешься и вкусные. Персики плоские. Ароматные!!! Да, приятно вспомнить, да не с кем. ТЕПЕРЬ БОРЮСЬ за урожай одна. Благодаря каронавирусу у меня появилась помощница в лице невестки. Комнатки привели в порядок. Сегодня один куст из теплицы переселили на улицу. Эксперимент! В другой теплице три куста оставили. Они выжили мои перчики. Придётся делать парник. Я -то всё умею, да вот руки отказали. Приспосабливаюсь. Пока плохо получается, но... время покажет!
С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!!! Жаль, что не могу переслать нарциссы и другие первоцветы!

Лариса Азимджанова   08.05.2020 23:48   Заявить о нарушении
Это мы виноград пересаживали.

Лариса Азимджанова   08.05.2020 23:50   Заявить о нарушении