Война

Здравствуй дорогой мой читатель. Этот рассказ я написал в 1977 году, мне было тогда тринадцать лет. Посмотри на мир сегодняшний, глазами ребенка, прошлого века и почувствуй печаль тех событий - она с нами.

Встреча.

Лето 1941 года было тревожным. Фашисты стояли у наших границ, они скапливали войска и оружие и все это показывало, что они готовятся к нападению на Советский Союз. В это время я жил у бабушки в деревне, у меня были каникулы. Деревушка в которой жили мои бабушка с дедушкой и прабабушка, насчитывала всего тридцать дворов, в основном дома сделанные из соломы и глины - мазанки.

Недалеко от деревни находился лес "Дубрава", куда любил ходить дедушка по грибы, еще ближе "Ореховраг" - наше мальчишеское пристанище. Летом там мы играли в Чапаева и собирали бидонами ягоды, зимой катались на лыжах. Этот "Ореховраг" был образован от оврага, но от осыпания его засадили орешником, имел он форму каньона. Зимой здесь были большие заносы снега и прыгнув с обрыва, можно было по шею провалиться в снег.

Каждую осень орешник давал большой запас на зиму орехов и сюда приезжали даже из ближайших деревень. Километрах в трех от деревни находился большой лес, который занимал несколько сотен гектар, мы называли его "Дальний лес". Там даже на наши опасения водятся волки. Дальний лес, Ореховраг и Дубрава очень подходил к нашей деревне , которая была как бы в середине и она вместе с природой была очень красивой.

И вот "22 июня 1941 года, в четыре часа 00 минут утра, фашистские захватчики, вероломно напали на Советский Союз" - говорило радио в нашей деревне. Первые бомбы легли на ближайшие к границе города, на нашу деревню не упала пока ни одна бомба, но гулкие раскаты, доходили и сюда. Уже десять дней шла война.

Орудийные раскаты приходили все ближе и ближе - это отступали наши войска. И вот в эти страшные дни произошла удивительная для меня встреча. Был уже вечер, в такое время деревня мне очень нравилась - солнце опускалось за лесопосадку на западе, оно было тускло-красным, что предвещало завтра прекрасный день.

Назойливые комары тоже давали об этом знать - они кусали нас как львы. От нечего делать, мы сидели на лавочке на другой стороне улицы от моего дома и колотили друг друга, чтобы не давать себя в обиду. Но мне это скоро наскучило и я пошел домой, уговорившись с Колькой чтобы он зашел ко мне завтра утром.

Переходя улицу, навстречу мне встречались беженцы, они брели угрюмо опустив голову. Лица их были печальны и тут я увидел знакомое лицо. Я увидел Иру... Ира ! Да, это Ира ! Я удивился, откуда, в такое время, она могла очутиться здесь. Последний раз я видел ее в городе, в школе, в конце декабря. На елке ее уже не было, она переехала в другой город.

Я удивленно спросил: -"Ирка, ты откуда здесь"?

-"А, это ты Саша", она что-то залепетала, потом выговорила: -"Я надеюсь ты мне поможешь! Видишь ли... у меня несчастье...убили маму". В этот момент она заплакала.

-"Как это произошло", спросил я.

-"Я расскажу тебе, дай мне попить воды только".

-"Да, да, сейчас", я взял ее за руку и повел к нашему дому, мы остановились у колодца и я достал воды. Поливая из наклоненного ведра ей в ладошки, она стала жадно пить.

-"Ну все-таки, как это случилось, объясни толком".

-"Когда началась война, мы не поверили, только под вечер мама сказала собираться, мы решили уехать к родственникам в Куйбышев. В поезде утром, мама пошла в вагон ресторан за пирожками, а я осталась в купе".

Она замолчала и тихонько заплакала снова, сказала сквозь слезы: -"Они пикировали, поочередно, стоял такой вой". Она замолчала. "Это было просто ужасно, они появились со стороны солнца, с начало показались как черные точки, они с каждой секундой наростали и наконец превратились в самолеты. Они стали нас бомбить, поднялся шум, визг.

Поезд остановился, все стали выпрыгивать из вагонов и бежать в лес. Я тоже побежала, стороне я увидела бегущую ко мне маму, потом взрыв, мама падает, а дальше все как в тумане. Я подбежала, а мама лежит с пробитой головой, несколько пуль попали в грудь. Потом снова вой, взрыв и меня откинуло на несколько метров, потом я бежала подальше от этой смерти.

Очнулась от бега, в лесу никого, я долго шла и потом вышла к какому-то селу, спросила какое - сказали Свиродово". Она замолчала на несколько секунд и спросила:

-"Скажи, у вас можно будет переночевать, а то я уже сутки не спала, все идем, потом видно будет куда идти дальше". Последние слова она сказала тихо, только для себя, но я услышал.

-"Ладно, пойдем в дом, там все расскажешь, переночуешь, а там видно будет, пойдем скорей, бабуля как раз готовила картошечку".

Ира, это моя подруга, с которой мы дружили еще тем летом, месяца два, но потом поссорились. Первый раз я увидел ее случайно, вечером, в соседнем дворе, у ново построенного дома. Потом я видел ее еще несколько раз и у меня создалось впечатление, будто я ее уже где-то видел. Мне казалось как будто в кино, каком не помню - видел ее и она мне нравилась все больше и больше.

Познакомились мы с ней случайно, я пробовал к ней подкатываться, но в тот раз случилось все само собой. Я угостил ее семечками, когда она проходила мимо, подозвал сам и дал, через день еще раз и так мы стали друзьями. У нее были светлые волосы, заплетенные в короткие косы, на мой взгляд она была красивая, хотя мой друг говорил,что она "не больно". Но я видел не раз, как он сам к ней лез, подлиза, кликуха у него еще "Кляча" - деловой куряка.

Поссорились мы из-за ее подружки, она меня вывела из терпения. Я, чтобы показать себя, поколачивал иногда, кто был рядом, если не слушались и она сказала при пацанах - "Если влюбился в Ирку, так и скажи, чего других бьешь". Меня словно подменили, мне стало безразлично, я никогда не трогал Ирку и даже защищал, но тут, надавал им обоим тумаков и послал их в "туман". Было это перед школой, в конце августа...

Мы зашли в хату и я рассказал бабушке, кто она, что ей нужно переночевать и что у нее убили маму. Бабушка поменялась в лице и сказала: -"Проходи дочка, поешь с нами", ставя на стол чугунок с картошкой. "Сашка, это та девчонка про которую ты рассказывал?" -"Да", сказал я краснея. И правда я рассказывал о ней бабуле. -"Ты наверное хочешь есть дочка", спросила бабушка. -"Да и я хочу", ответил я за нее.

Мы навалились на картошечку, запивая парным молоко, что принесла с дойки прабабушка. Наевшись, я отвалился на лавке к стене, поглаживая живот: -"Все". "Послушай дочка, живи пока у нас, помогать будешь, время то какое", сказала бабушка, вытирая краешком платочка уголки глаз. "Куда на ночь глядя, оставайся". "Оставайся", говорю я, она промолчала, -"Бабуль она остается", ответил за нее.

Мы еще посидели, поговорили и я спросил ее смущенно, оглядываясь на бабушку, как бы она не услышала: -"Пошли спать на чердак, там прохладней". -"Ладно. Только без лишних телодвижений", сказала она улыбнувшись наверное в первый раз за эти дни. -"Бабуль, мы на чердак", сказал я выходя из-за стола. Бабушка строго посмотрела на нас и махнув рукой сказала: -"Ладно. Смотрите не зажгите чего нибудь, да не балуйтесь".

-"Хорошо. Мы пошли, закрой дверь" сказал я выбегая из сеней. Поставив лестницу, мы залезли на чердак. Поправив тряпки на которых я спал и стряхнув солому с одеяла сказал: - "Устраивайся". Сам спустился, сходил на "двор" и немного погодя залез обратно. Она уже спала. Я лег не раздеваясь, ночью было прохладно. Заснул не сразу, а ночью спал плохо, в воспоминаниях чувствовал себя подлецом.

Зачем я полез их тогда бить, только за слово "влюбился", если и в самом деле влюбился, нравилась она мне. Потом мы подружились снова и продолжали общаться, но она не чувствовала ко мне доверия и я видел это. Она хотела, да. Зимой они уехала из города с семьей куда-то, больше я ее не видел до сегодняшнего дня, а сейчас она лежил на расстоянии вытянутой руки, со мной рядом - это как сон.

Обычный день.

Утром проснулся первым. Сходил по "легкому" на двор - день выдался удачный, солнце пригревало обдуваемый, прохладой ветерок. Потом разбудил Иру: -"Вставай соня, утро", на улице покрикивали петухи. Солнце поднималось со стороны "Ореховрага". -"Ну ты спишь, дрыгаешься во сне, я тебя два раза покрывал. Это не дома - простынешь. Есть хочешь, пошли".

С улицы раздался свист. -"Это меня (я высунулся с чердака), Колян чего тебе", спрашиваю друга.

-"Купаться идешь", спросил он, у дороги стояли остальные друзья.

-"Некогда мне, у меня гости. Ждите меня потом у школы, принесите перчатки, сегодня бокс в 11", ответил ему.

-"Ладно, увидимся", крикнул он и побежал к ребятам.

-"Кто это?", спросила Ира.

-"Мой друг Колька Электрик, купаться хотели пойти, ну да ладно, пошли кушать".

-"А почему электрик, быстрый что ли?", спросила Ира.

-"Да у него папа работает электриком, вот и прозвали, хотя... он и правда шустрый", ответил я задумчиво.

Мы слезли с чердака и зашли домой. Бабушки дома не было, наверное ушла к соседке. Деда ушел в "Ореховраг", вчера и меня звал за орешником на городьбу. Поели вареной картошки и вышли на улицу. Делать пока было не чего и я предложил пойти к школе, где обычно собирались все ребята. -"А что делать то"?, спросила она. -"Так (посмотрев в окно на часы в доме), сейчас только десять, в 11 бокс, пойдем посмотришь".

-"Это еще что"?

-"Это в общем мы боксоваться будем, я дерусь с моим врагом, врагом с детства. Я сейчас все расскажу, пошли" и мы пошли в сторону школы.

"Когда мы были маленькие я был сильнее его и мы часто ссорились, но быстро мирились. В шесть лет я переехал в Рузск, а он в Витебск, мы виделись только летом и мы перестали играть друг с другом. В деревне у нас всего тридцать дворов и всего нас десять ребят а мы с ним самые сильные. Только один живет здесь, остальные живут в городах и приезжают сюда к бабушкам как и я.

Когда мы здесь, то каждый хочет переманить на свою сторону пацанов чтобы играть. За то время что он жил в городе он пожирнел, ну и силы стало больше. Я же был худым "мослом", зимой все пацаны играли со мной, потому что он не приезжал, а летом большинство с ним. Это задевает мое самолюбие и прошлым летом я пошел на штурм. Ну вот мы и пришли." Мы сели на крыльце школы в зарослях сирени".

-"Садись, к одиннадцати соберутся...На чем я остановился?", спросил я.

-"Что-то про штурм ты говорил", ответила Ира.

-"А, да. Пошел я на штурм и после него пришел домой с синяком, он был все же сильнее. После этого я решил заниматься атлетизмом и всю зиму занимался немного самбо, вольной борьбой и гантелями с другом Вовкой, ну ты его знаешь - Пуштаев. И вот в этом году я решил отомстить ему, я помню обиду которую он мне нанес в прошлом году. Когда мы проходя мимо ихнего теленка, которого он поил, он пристал ко мне.

Его телок был весь в грязи и он типа, это ты его заляпал грязью. Ну мы конечно балуемся иногда так, но поди разбери чей теленок пасется. Я говорю ему - не я. А он как станет махать кулаками я даже велосипед уронил - какой позор перед девчонками. Перед пацанами поклялся что приеду с другом и отмолочу его. Но потом, уже зимой понял,что нужно добиться этого одному и только самому и я стал тренироваться.

И вот этим летом всем пацанам сказал, что хана ему будет когда увижу. Приехал он когда меня здесь еще не было и вот однажды под вечер я, Колян и "Алкаш" сидим у Коляна на погребце и убиваем солдатиков. Ирина дернула меня за рукав, остановив речь и спросила: -"А кто такой алкаш", -"А, да это кличка такая у друга, он самогон пробовал, так и прозвали".

Ага, и вдруг он говорит мне: -"Вон Юрец-то, давай начинай", с усмешкой в глазах. Я смотрю и правда Юрец едет на велике, я конечно чесноком пересрался, что говорить, но виду не подал. Сел гордо на велосипед и с деловым видом заорал на всю улицу: -"Эй, пузырь, гони сюда". Услышав такое он развернул свой новый годичный велосипед-лимузин и погнал на меня. Он врезался мне в колесо, показывая свое могущество.

-"Давно приехал?", спрашиваю его с безразличным видом, лузгая семечки. Он, словно не услышал моего вопроса сказал: -"А ну повтори что ты сказал?" Я снова ему: - "Давно приехал то", а он: - "Повтори что ты сказал". Тогда я ему повторил. Он бросил свой лисапед на землю и подходит ко мне спрашивая: -"Че, деловой что ль?", а я ему: -"Тебя не трогает". Тут он хватает меня за грудки и говорит:

-"Может съездить разок"

- "А я -два", отвечаю ему.

Он видно узнал от кого-то, что я обещал с ним поквитаться и сам видно наклал в штаны спрашивает:-"Самбист штоли", а я в ответ: -"Тебя не трогает". Он размахнулся и ударил левой, (я показываю Ирке как он это сделал) но не прямым, а боковым, я отошел - мимо. Еще взмах правой, я присел и снова мимо. В руке у меня свинчатка была, еще чуть-чуть, пусть попадет думаю и я ему съезжу по харе.

Немного покричав и еще потолкавшись он поднял велосипед и отъехав на несколько метров крикнул мне: -"Попадешься мне "Кулена", (это у дедушки фамилия Куслин, обзывается так свинья), а я: - "А ну иди сюда, может еще поговорим?". Но тут напали на меня со стороны, откуда я и не ожидал - его родня сидевшая на лавочке у своего дома напротив, они все слышали и самый главный оратор, его тетка заорала на всю улицу:

-"Ах ты шпана городская, ты сюда бить всех приехал и обругав меня матом припугнула - попадись мне". Я ее послал куда следует, а она услышала и в это время вышел ее сын и закричал на меня: -"А ну беги отсюда, охлоеп". Я конечно не стал вступать в спор с взрослым дяденькой и с независимым видом пошел в сторону дома. Вот, короче, на сегодня забились с ним смахнуться по взрослому.

Война.

-"Сюда кто-то идет", сказала Ира, показывая пальцем на качающиеся ветви опавшей сирени, которой становилось все меньше и меньше у нашей школы.

-"Время, наверное уже 11, ребята собираются. Быстро проболтались!", отвечаю ей. На поляну около школы вышли пять пацанов, голые по пояс, с мокрыми головами, что говорило о том, что они только что купались. Они подошли к нам и обступили. -"Знакомьтесь пацаны, это Ира, моя подруга, в школе учились, у нее маму убили, сейчас она беспризорница, с нами живет".

Первый подошел Валерик и протянув руку сказал:

-"Валера"

-"Ира", сказала она , протянув свою. Следом подошел "Алкаш":

-"Лексей"

-"Ира"

-"Коля, так это та самая гостья?"

-"Она", отвечаю.

-"Че там на чердаке делали, интересно знать".

-"У бабушки Варвары на базаре нос оторвали. Что съел? Еще вякнешь получишь по сопатке".

-"Да ладно, пошутить нельзя штоли"

-"Че где Юрец, уж не передумал ли бодаться, а, вот и он со своей ватагой". Юрец шел в середине, он выделялся габаритами - был самый большой.

Мы встали друг на против друга, он набычившись сказал: -"Ну чего", я в ответ: -"Ты чего выступаешь", дальше разговора не получилось. Он взмахом руки, двумя пальцами, провел от бровей по глазам до низа лица - в глазах потухло и сразу прилетело в пятак. Я оторопел и отойдя на шаг, поставил руки в боки, говорю:

-"Вот это да, подлый прием используешь?"

Он опять: -"Деловой?"

Я: -"Хотя бы".

Он: -"Самбист?"

Я: -"Тебя не колышет"

и мы наконец-то сцепились, но не кулаками, а стали бороться. Он хотел схватить меня за ногу, но я увернулся и толкнул его. Он устоял, он еще два раза безуспешно пытался положить меня, но безуспешно. Под конец я сделал ему подножку и бросил. Я сел на него и локтем стал давить ему на горло, земля сыпалась ему в лицо.

Подержав, так его какое-то время - я отпустил. -"Ну что еще?" спрашиваю, первая победа воодушевила меня, да и Ирка смотрит. Мы снова сцепились и снова я бросил его, но он перевернул меня за счет своего веса и оказался на мне. Все мои усилия были тщетны - я не мог выбраться из под него. Он ослабил хватку и отпустил, спрашивая: -"Еще?" -"Давай", не задумываясь ответил я.

Я злился на себя за то что он положил меня, при Ирке, я уже набросился на него, но он дал мне руку и сказал: -"Хватит. Больше не обзывайся". В свою очередь я дал свою руку и сказал: -"А ты не выступай". Мы помирились, так закончилась наша война. -"Юрок познакомься, это Ира, она с нами будет теперь, потом вопросы". Юрок подошел улыбаясь и протянув руку сказал: -"Я Юрка, не заметил тебя сразу".

Она улыбнулась ему и у меня пробежали мурашки по телу - он ей понравился. И я включил генерала: -"Во что играть будем", посмотрев испытующе на ребят.

-"Может в футбик", предложил Колян.

-"Не, неохота по такой жаре бегать".

-"Ну ладно, где перчатки, принесли, у кого?"

-"Я забыл, у меня они", сказал Валерка.

-"Так, за пятнадцать минут чтобы принес" и послав в догонку мелкому пендель, придал ему ускорения. Через пятнадцать минут запыхавшийся "боксер" принес нам перчатки.

-"Ну кто первый?", спросил я - молчание, бить друг другу морду ни у кого желания нет.

-"Давай ты и ты", показываю на Валерку и "Алкаша". Мы надели на них перчатки и повели в загон, который служил нам рингом. Алкаш был сильнее Валерки, это было видно, но он был мало подвижен. Валерка же был увертлив, но слаб. Алкаш загнал его в угол и наугад вразмах ударил и попал в ухо Валерке. Валерик зажался. По нашим правилам это считалось проигрышем. Выиграл Алкаш, поэтому он должен начитать второй бой.

На этот раз с Колькой. Колян был горяч и в схватке махал руками как электрический вентилятор, его даже не остановишь. С начала и до конца он держал лидерство - выиграл он. Теперь очередь Юрки или моя, я посторонился, но Колька не стал с ним боксоваться - он знал, все равно проиграет, поэтому стали боксоваться я и Юрка.

В начале я выигрывал бой, но он отквитался в третьем раунде, заехав мне раза четыре по харе и руки мои опустились, кое как дотянул до конца, отбиваясь изо всех сил. Итак ничья, ни я ни Юрка, ни наши команды - силы равны и отношения тоже.

Весь остальной день мы слонялись по деревне; ходили на черемуху, в барский сад за яблоками, играли в прятки в "Ореховраге", рассказывали истории. Сидели дома - играли в карты, потом играли в футбол, моя команда проиграла. На следующий день мы договорились пойти на дальнее озеро на рыбалку. Вечером в полном изнеможении мы снова залезли на чердак и каждый занялся своими мыслями - засыпая.

Я вспомнил маму, где она сейчас, город наверное наш уже заняли немцы, скоро наверное и сюда дойдут, вдалеке были слышны хлопки - это были раскаты разрывов. На следующий день в деревню вошла колонна фашистов на мотоциклах и наша мирная жизнь закончилась, началась война...

P.S. Деревня Чарбомыслы, Малоситнянского сельсовета, Витебской области была уничтожена в январе 1943 года, в ней было сожжено пятнадцать дворов и убито двадцать восемь жителей, из них было девять детей.

Вечная память героям той войны...

03.05.2020.


Рецензии