Творческая биография

Биография этого скромного польдерского парня, как величает себя Мейндерт Жан ван Вейк, одно из наиболее завершённых и совершенных описаний судьбы человека христианской эры. Она производит поистине фантастический эффект – такой же, какой возникает, когда мы узнаем, что волшебная сказка, слышанная нами в детстве, с точностью воплотилась в сегодняшней реальности.

Более пятнадцати лет oн жил в одиночестве (причём, горделивом) на новоотстроенном польдере Флейволенд в Голландии. Этот человек, с открытым забралом встречающий будущее, числился пожизненным инвалидом. Он самоотверженно взялся за редкое и трудоёмкое Дело – создание авторских «гобеленов». Им была выработана совершенно новая технология вышивания, благодаря которой можно избежать искажения рисунка на материи (при этом нужно помнить, что на производство одного такого полотна уходят годы).

Творчество Мейндерта Жана столь же по-детски непосредственно и по-юношески современно, как и сам дух этого удивительного человека, несломленного никакими перипетиями и коллизиями, и являющего собой достойный для подражания пример проявленной воли к жизни и любви.

Пройдя огонь, воду и медные трубы (если говорить по-русски), он сам создал свою судьбу человека и художника. Уверенности же в своём предназначении служить высоким идеалам ему придала та самая природная (аристократическая) ментальность, при которой невозможно быть другим, зная каким ты должен быть. Поэтому девизом его могли бы стать слова: только тот, кто верен себе, может стать тем, кем он, в самом деле, хочет стать.

Свои произведения мастер по-отечески называет: «мои дети». В евангельском смысле «дети», через которых открывается Царство Божие. Поэтому сюжеты художника кажутся сказочными и волшебными. В то же время, это и «дети вселенские», потому что место действия большинства его полотен – космос, где знаки макрокосма отражают его внутренний микрокосм. Позиция мистика выражена им открыто с истинно рыцарским бесстрашием.

На чёрном фоне – жёлтые и красные планеты, летательные объекты, звёзды и галактические абстракции космического бытия. Вселенная превращается в сказочное пространство, населённое единорогами, кентаврами и драконами. Эти вдохновенные видения, переданные наглядно и доходчиво, убедительны как сны Алисы в Стране Чудес. Егo образы полны огненной экспрессии, в каждом фрагменте произведений они живут собственной таинственной и загадочной жизнью.

Стилистика работ художника может быть отнесена к искусству наива (naive). Яркие краски этих «гобеленов» так не похожи на поблекшие пастельные тона шпалер XVII века, которым подражал и которыми восхищался живописец эпохи модерна Морис Дени. Столь же заметно отличие «идеологии» творчества голландского художника от символизма начала XX столетия. Непосредственность и убеждающая сила самовыражения – вот главные качества его полотен, благодаря которым «опасные» для художественного произведения элементы поп-арта не приобретают оттенка пошлости.

Его творчество можно принимать или не принимать (мы не говорим любить или не любить, потому что любовь и есть фундамент его творчества), но психологически эти работы будут воздействовать на любого зрителя. Это подтверждает тот факт, что каждое произведение художника (а за последние годы их создано уже более ста) высоко оценено арт-брокерами Голландии.

Мейндерт Жан вдохнул новую жизнь в древнее искусство, наполнив его мужественной энергией преодоления гигантских пространств. Используя громадный объём жизненных впечатлений, он передал этому искусству яркое пламя своей души, выраженное в горячих и контрастных красках.

Мейндерт Жан – один из немногих людей, посвящённых в искусство, обладающий поистине божьим даром: быть художником не по профессии, а по призванию, то есть творить саму жизнь.

Художественный критик
Владимир Фролов


Рецензии