Мария Каллас - примадонна и двадцать лет спустя...

Прошло более двадцати лет, как не стало Марии Каллас - всемирно известной певицы, женщины с большой буквы, которая стала частью мифа, одной из самых трех известнейших представительниц своего пола в мире в то время. Она играла у Висконти, Пазфдони ее снимал, а когда она пела, то за дирижерским пультом стояли Караджан и Бернштейн. .. Мария Каллас была столь любима французами, что они ре¬шили назвать одну из площадей Парика ее именем.
Мария Каллас, оперная певица, стала звездой в тридцатилетием возрасте. Она буквально купалась в лучах славы. И кто бы мог подумать, что такое с ней произойдет. Ее первоначальная судьба ничего хорошего не сулила. Родилась в Нью-Йорке в семье аптекаря, эмигранта. Ее старшая сестра Джеки была намного красивее Марии. Мария же оказалась очень закомплексованным ребенком. Хотя, видимо, ей помогли чуть ли небеса, ведь родилась она 3 декабря 1923 года, на четыре дня раньше открытия сезона знаменитейшего театра "Ла Скала" в Милане, в котором ей позже пришлось с блеском выступать. Родители ее чуть ли махнули рукой на дочку - котлу она будет нужна. Но на радость матери у дочки оказался врожденный музыкальный слух, и она с детства стала ... петь. Еще когда Мария была ребенком, ее мама как-то вслух произнесла:"Кто знает, может быть, моя малышка придет на смену Дине Дурбин и станет сниматься в кино."
Как сказал Шекспир в одном из своих произведений: "Шумная история, полная фурора." Шлейф истории Каллас и Онасиса тянется до наших дней. Почему? Не все ли дело в гордости греческой певицы, которая не смогла перенести своей разрушенной любви в силу гордо¬го характера?
Конечно, неизвестно как бы сложилась судьба певицы, если бы не мать, которая, как говорят, устав от мужа и вдохновленная мечтой, благодаря способности: младшей дочери, привезла обоих своих детей в 1937 году в Грецию.
Настоящая фамилия Марии Каллас - Калогеропулос, что в переводе греческого означает дитя монаха. Но это "дитя" Греции познало и холод, и голод, и нищету в годы немецкой оккупации. К примеру, чтобы хотя-бы немного обогреться, 1нужно было пилить деревья, причем тайно, чтобы никто не увидел, иначе наказания было не миновать. Немногие думали з то время, что Марии удастся сделать карьеру. Робкая, близорукая, склонная к полноте: все против нее. Все, кроме одного – голоса. Преподаватель музыки была- единственным человеком, кто верил в ее способности. На первом выступлении з Афинах Марию никто не заметил.
Появилась  заманчивая идея - вернуться в Америку, страну доллара. Но Мария отказалась от предложенного ей контракта в этой стране и чуть позднее вышла ... замуж за Баттиста Менетини, который, кстати, засыпал, читая газету, когда она репетировала. Каллас на это не обращала никакого внимания. Ведь у нее после замужества появилась вилла, она стала одеваться в мехами. Контракты посыпались  на ее "голос" со всех сторон.
Впрочем, дело было совсем не в ее престижном положении. А в работоспособности и данном природой колоритном  голосе с уникальным диапазоном, в три октавы, включая диапазоны возможностей таких инструментов, как скрипка, виолончель и флейта.
Ее называли богиней пения. Самое большое количество выступлений, сорок четыре- она дала в 1956 году.
За два года до этого она сумела похудеть на целых сорок килограммов. Кстати, именно в это время она приехала в Америку и выступила в Чикаго. Видимо, хотела вернуться словно в свое детство, в ту страну, где родилась.
Позже она поправилась вновь, но только на десять килограммов. Потеря в весе, который обычно приводит оперных певиц в дискомфортное в профессиональном плане состояние, на Марии не отразилось: она - сумела сохранить в форме все то, что столь необходимо для данной профессии.
Вместе с успехом, пришедшим к ней через семнадцать лет она позволить себе некоторые "капризы", так, например, в Америке отказалась петь на ангийском языке не где-нибудь, а в Метрополитен опере. Выло поставлено условие: или на языке оригинала, или никогда.
    Мария чудно пела по-французски, а изъяснялась на том языке настолько плохо, что предпочитала говорить по-английски.
 А вот еще один случай произошел на гала-концерте, когда Мария не захотела петь перед президентом республики.
Как выглядела эта дива? Она была очень стройна, так как желая быть похожей на Одри Хепберн она решила расстаться со своим весом. Макияж быт как у этой известно кинозвезды: "угольные" смоляные брови, глаза, подведенные, напоминали глаза Нефертити, большой, яркий выразительный рот, гладко причесанные волосы, пальцы с длинными, наманикуренными ногтями. А туалеты? Она предпочитала такие же платья, как танцовщицы танго в Буэнос-Айресе. Любила наряжаться в меха, отдавая предпочтение пятнистым, лепардовым.  Настоящая пантера, в хорошем понимании этого слова. От всей этой красоты несколько веяло уродством.
И это как-то отталкивало. Но это неприятное ощущение моментально проходило, как только она начинала говорить. В голосе звучали какие- то особенные нотки, и эта дива превращалась в земную женщину, жалеющую о том, что у нее голос совсем не такой, как был раньше, и,возможно, станет еще хуже.
Но... То, чего она так. опасалась,через некоторое  время случилось. Все-таки она потеряла  голос. Но это было позже. А пока она в в 1959 году, в августе, вместе с греческим мультимиллионером Онасисом путешествует на его яхте "Кристина". После этого порывает со своим мужем, а в 1966 году и с Онасисом.
История умалчивает о том, в чем была причина. Стоит лишь сказать о том, что она сорвала свой замечательный голос на высокой ноте во время исполнения "Нормы" за год до расставания с "пароходным" мультимиллионером Онасисом.
Онасис года спустя нашел себе новую  "пассию" - женился на вдове президента США Джона Кеннеди.
Имя Марии Каллас неразрывыо связано с Аристотелем Онасисом, Тито, как она его называла. Он для нее был и банкиром, и советчиком как в артистических, так и в юридических делах. Онасис не скупился на советы даже по поводу ее гардероба. Играл и роль любящего мука, хотя, на самом деле, никогда таковым не был. Во время прогулки на яхте "Кристина” однажды Онасиса спросили:"Почему бы ему не жениться на Марии?". Он ответил:"А вы не видели какую штучку она вы¬
кинула? Она же сбежала с яхты! " С той самой яхты, на которую воздушным путем доставляли круассаны не откуда-нибудь, а из самого Парижа.
Но так ли это было на самом деле? Конечно, нет. Задумав расстаться с Марией после пятнадцатилетних отношений, Онасис пригласил на яхту вдову Жаклин Кенеди. Как только Онасис получил на борт яхты телеграмму,в которой сообщалось о приезде Жаклин, он тут же выпроводил Марию, наполнив вертолет, на котором она должна была вылететь, розами.
После бракосочетания с Жаклин, на котом была и Мария, они продолжали изредка встречаться, но любовь певицы к мультимиллионеру умерла. Ее просто не стало, как не стало и ребенка, которого она ждала от Онасиса. Впереди для Каллас забрежзила смерть... Мария часто повторяла: "Слава Богу, еще один день прошел и приблизил меня к смерти." ^
... В 1976 году великая певица, осчастлививавшая богатых мира сего, а также всех почитателей своего таланта, сказала:"Я потеряла голос. Мне остается только одно – смерть»
Умерла Мария 16 сентября 1977 года в возрасте 54 лет в Париже, ;
на улице Анри-Мартен. Ее нашли мертвой в собственной ванной, и никто не знает, почему перестало биться сердце певицы.
Каллас очень любила Францию. Говорить по-французски начала оч¬ень рано, еще в Афинах. А обучил ее  этому языку учитель пения, у  которого Мария брала уроки будучи девочкой.
Публика не забыла свою любимую певицу. Студия «EMI» выпустила  в свет все ее выступления. «Голос» Каллас до сих пор продается в количестве 75 тысяч диском в год.

Перевод с французского, 1997 год.


Рецензии