Жюльен с курицей и белыми грибами
Русская народная сказка
«Лиса и заяц»
На улице возле ресторана за только что припарковавшейся «Тойотой» встаёт чёрный джип. Он довольно быстро пристраивается в образовавшейся прогалине на плохо расчищенной от снега мостовой. Из джипа появляется мужчина, он обходит машину, открывает дверцу и помогает выйти женщине в норковой шубке.
Оказавшись на тротуаре, та внимательно смотрит на приютившуюся прямо перед ними «Тойоту», из которой уже выпорхнула девушка и направилась к ресторану.
– Ты машину плохо поставил, – быстро и неодобрительно взглянув ей вслед, со знанием дела говорит женщина.
Мужчина оценивает расстояние до стоящего впереди автомобиля.
– Нормально, Кариночка, – говорит он.
– Ага, нормально, – фыркает Кариночка и отдувается от редких летящих ей в лицо сухих снежинок. – Эта фифа ездить совсем не умеет!
– Выберусь, – опять соизмеряет расстояние между машинами мужчина.
– Мне так бампер в прошлом году помяли, Бо-орь! – предупреждающе говорит Кариночка.
– Пойдём-пойдём, – не замечает реплики и ведёт обольстительницу за плечи к ресторану Боря.
Он раскрывает дверь, звякает колокольчик, и пара входит внутрь.
Оказавшись в зале, Кариночка и Боря оглядываются в поисках уютного местечка.
Женщина первой высказывает пожелание.
– Пойдём туда! – кивает она в сторону столика возле окна и направляется к цели.
Боря послушно следует за ней.
Они подходят к выбранному столу, мужчина помогает спутнице снять шубу, вешает на стойку, пристраивает там же своё пальто, отодвигает стул для Кариночки, и пара усаживается.
– Народу здесь много, – констатирует она, пристально оглядев зал.
– Ну, так выходной, что ты хочешь! – оправдывается Боря и тут же находит контраргумент. – Зато, говорят, кухня у них хорошая.
– Посмотрим-посмотрим, – припевает Кариночка томным голосом. – А вообще, здесь вроде – ничего.
Она смотрит в окно, за которым словно транслируется телевизионная картинка – идут люди, едут машины, и даже летят, как спецэффект, одинокие снежинки. Потом капризница Кариночка нетерпеливо крутит головой и недовольно с вызовом изрекает в пространство:
– М-м-да-а. Ну и где тут официант?
Вскоре к паре подходит девушка в белой блузке с приколотым на груди бейджиком.
– Добрый день, – заученно-профессионально улыбаясь, говорит она и аккуратно кладёт перед каждым посетителем папку с меню.
Кариночка сквозь зубы цедит в ответ дежурное «здрасьте», быстро окидывает неодобрительным взглядом официантку и перед тем, как взять в руки, оценивающе смотрит на коричневую кожаную книжицу с золотым тиснением. По застывшему лицу видно, что девушка сразу ей не понравилась – та моложе, и на её фоне претенциозная Кариночка даже в своей дорогой модной одежде, с бриллиантами в ушах и на пальцах явно проигрывает.
Боря не замечает неприязни, он уже сдержанно поздоровался, поблагодарил и открыл меню.
– Ага-а… с фотографиями, – удовлетворённо говорит Кариночка, успокаиваясь от того, что девушка тенью ушла, и начинает водить глазами по первой странице.
И вдруг в окно внезапно врывается зимнее яркое солнце. Оно освободилось из снежного плена и теперь хлынувшим потоком света стремительно заполняет всё вокруг, и помещение мгновенно преображается. Солнечные зайчики начинают играть и переливаться на всех отражающих поверхностях – на бокалах, вилках, ложках, ножах, тарелках, бутылках и графинах, картинах в металлических рамках. Кажется, что они танцуют даже на бирюзово-синих линзах, делая глаза Кариночки пронзительными и сияющими. Вся обстановка и предметы в одно мгновение меняются, лучатся и искрятся.
– Ой, что это? – вздрагивает от неожиданного вторжения Кариночка. – Как ярко! Прямо в глаза! Надо закрыть штору!
– Давай поменяемся местами, – с готовностью предлагает ей сидящий напротив Боря, по-джентльменски рвущийся пожертвовать личным комфортом ради спутницы.
«Ага, – думает она, – и будешь пялиться на ту овцу с парковки».
Кариночка чувствует, что на фоне молоденькой девушки она может проигрывать, да и не хочется ей, чтобы в поле зрения кавалера находилась другая женщина, пусть даже и сидящая в компании мужчины. Неслучайно Кариночка выбрала это место в углу у окна, чтобы у неё за спиной была только стена с картиной, а Боря любовался только ею, очаровательной Кариночкой, сидящей на фоне зимнего пейзажа.
– Нет, – жеманно говорит она, – мне здесь нравится, позови человека!
Боря оборачивается и смотрит на зал. Мимо как раз, направляясь к соседнему столику, проходит официант с круглым уставленным тарелками подносом.
– Молодой человек! – окликает его мужчина.
– Да-да! – тормозит официант и вопросительно смотрит на позвавшего его посетителя.
– Закройте штору, пожалуйста! – просит его Боря.
– Да, хорошо, – с готовностью откликается тот, – одну минутку, отнесу заказ и закрою.
– Сейчас же закройте! – вмешивается Кариночка. – Солнце – в глаза-а!
– Простите, сейчас обслужу столик и всё устрою, – отвечает молодой человек и быстрым шагом удаляется к своим клиентам.
– Нет, это невозможно! – бурно и шумно возмущается Кариночка.
Тем временем официант кивает попавшему в поле зрения коллеге, указывая на Кариночку и Борю. Тот устремляется на помощь.
Пока юноша идёт между столиками, Боря решает сгладить конфликт.
– Ты сегодня не в духе? – осторожно шутит он и слегка касается холёной Кариночкиной руки с ярко-алой гроздью покрытых лаком ногтей.
– Что значит «не в духе»? – взвивается Кариночка и отдёргивает руку. – Я сегодня очень даже в духе, Боря! Была. Но это солнце! И этот сервис! И я замёрзла у моря!
Тем временем подходит официант, Боря поясняет ему, что надо сделать, и официант опускает жалюзи. Всё окно оказывается закрытым.
– Не так! – досадливо восклицает Кариночка. – До половины закройте!
Она опять с недовольным видом принимается листать меню. Боря тоже изучает яркие глянцевые картинки и читает про себя названия и цены.
– Что ты будешь? – угодливо спрашивает он. – Может, по жюльенчику для начала?
– Да, пожалуй, жюлье-ен, – церемонно и весомо изрекает Кариночка.
– Супчик? – вопросительно произносит Боря.
– Нет! – на низких нотах коротко и категорично отказывается она.
– А как насчёт тартара из лосося с авокадо, йогуртовым соусом с зелёным луком и каперсами? – цитирует Боря.
– Это с луком! – морщится Кариночка. – Я не ем лук, ты же знаешь!
– Ну, прости, не подумал, – пугаясь собственной забывчивости, примиряющим голосом говорит он и интересуется. – Тогда что бы ты хотела?
– Пожалуй, стейк из говяжьего филе с овощной слойкой, картофелем фри в трюфельном масле и соусом демиглас, – важно зачитывает она.
На Кариночкином лице сияют брызги удовольствия, которое она получает от прочтения красивого названия блюда.
– Салатик? – угодничает Боря.
Кариночка тычет пальчиком в картинку и читает сложное «многоэтажное» название салатика.
Потом пара берётся за выбор десерта и напитков.
Кариночка разглядывает яркие красивые картинки в меню и томным голосом спрашивает:
– Может быть, землянично-йогуртовое парфе? Ай, даже не знаю… Нет, не хочу парфе.
Слово «парфе» она произносит особенно значимо и вальяжно. Видно, с каким наслаждением она привередничает.
– Кумкват в сиропе, – зачитывает Кариночка и с инспекторскими интонациями вопрошает. – Что такое кумкват?
– А я знаю, – поясняет Боря. – Это похоже на маленькие овальные мандаринчики. По вкусу очень приятное блюдо, мякоть – с кислинкой, кожура – сладкая.
– Та-ак, – вслух раздумывает Кариночка. – Нет, не надо мне этого кумквата с кожурой.
Наконец, выбор сделан, Кариночка закрывают меню, и пара ждёт появления официантки. Та не медлит и быстро подходит.
– Вы определились? – спрашивает она и с решимостью немедленно исполнить пожелания смотрит на клиентов.
– Заказывай сначала ты! – Боря предоставляет право первой руки Кариночке.
– Я, – медленно и значимо говорит она, словно подкладывает мягкую подушку под произнесённое слово, чтобы тому было удобно и уютно, – буду, – весомо продолжает она, и подушка затвердевает и начинает менять форму и консистенцию, превращаясь в камень-постамент-пьедестал, – жюльен.
Кариночка венчает конструкцию коронным словом, и в результате появляется скульптурная композиция: «я – буду – жюльен».
Произнеся сентенцию, Кариночка смотрит на официантку королевским взглядом. В воздухе всё ещё вибрирует заключительный бравурный аккорд, потрясший эфир, а во взгляде повелительницы отражается ожидание, что сейчас девушка падёт ниц, а потом тихонько уползёт выполнять приказание.
Однако заказ ещё не сделан, Кариночка требует стейк, салатик и переходит к следующему блюду:
– Дальше бельгийские вафли с ванильным мороженым, карамельным соусом и малиной, – торжественно с великосветскими вибрациями в голосе провозглашает она.
– Чай? Кофе? – лёгкостью тона и общей весёлостью подчёркивая готовность удовлетворить любой каприз, спрашивает официантка.
– Двойной эспрессо, – в своём стиле объявляет Кариночка.
Борин заказ высказан предельно чётко и быстро.
Девушка удаляется, а пара остаётся за столиком. Впрочем, ожидание не утомляет их. Они разговаривают, причём беседа носит исповедальный характер.
– Ну так вот, – произносит магическую фразу Кариночка, возвращаясь к рассказу, прерванному ещё в машине, и властно смотрит на слушателя.
– Да-да, – подхватывает её настрой Боря, готовый включиться в постановку.
Кариночка преображается и с большим воодушевлением и актёрским аппетитом приступает к тому, что не успела до конца поведать Боре по пути с морской прогулки в ресторан.
– Так я ей говорю, что туфли мне не подошли.
– А чек у тебя был? – спрашивает Боря.
– Ну я же тебе сказала, что нет – я его выбросила. Нет у меня чека! – сердится невнимательности и забывчивости зрителя Кариночка.
– Да, это безнадёжно, – осторожно вставляет Боря.
– Ха! – горделиво произносит Кариночка и медленно с интригой в голосе добавляет. – Не на ту напали.
Она загадочно и с предвкушением эффектного хода сочно продолжает:
– Ведь я же месяц назад у них эти туфли купила! Не так давно. И эта коза меня вспомнила! Ну и что, что чека нет? Я же здесь! И туфли – вот они, в коробке. Всё на месте.
– Но без чека, – с сомнением изрекает Боря.
Он бы и промолчал, слушая рассказчицу. Но той нужны реплики из зала. Актриса энергетически требует их, делая большие паузы и глядя прямо в глаза собеседнику, а потому Боря послушно комментирует, как может.
– Мерила-мерила и купила – на свою голову, – Кариночка не замечает несообразности оборота «туфли – на голову» и продолжает. – Один раз надела. Ну не подошли они. Неудобно. Что мне теперь – ноги в них ломать? За такие деньги. Пусть забирают!
– И что? – Боря ждёт развязки, послушно изображая нетерпение и интерес.
– Позвали заведующую. Пришла – такая цаца – вся из себя. А я говорю: «Колодка неудо-обная».
Кариночка произносит предложения надменно и степенно, с неоспоримым чувством собственного достоинства, с утверждением своих значимости и превосходства, преподнося каждое слово, как сверкающий алмаз. Ей нужны зритель и стенографист, впрочем, и от кинооператора она тоже не отказалась бы, а заодно и от осветителя со звукооператором.
– А я ей говорю: «Я не позволю с собой так обраща-аться. Вы меня обману-ули. Почему у вас товар такой? Возят всякое фуфло-о. Я на вас в суд подам».
Боря терпеливо и понимающе кивает – ему больше ничего не остаётся, как поддерживать и поощрять рассказчицу.
Та ещё долго и с почти плотоядным наслаждением живописует сцену скандала. Выдержке хорошо воспитанного Бори можно только позавидовать, равно, как и посочувствовать ему.
И вот кульминация достигнута – деньги за туфли Кариночке возвращены, причём даже без злополучного выкинутого когда-то чека – только благодаря её таланту, настойчивости, стальной воле и силе воздействия на нерадивых торговцев. Негодный товар в сердцах брошен на прилавок, дверь за недовольной, объятой справедливым возмущением покупательницей захлопнулась. Требуются только громкие аплодисменты, и Боря, завершая мизансцену, с готовностью пару раз аристократично и неторопливо хлопает в ладоши.
Кариночка победоносно и довольно смотрит на зрителя. Катарсис достигнут – она молодец и «супер-пупер»! И намеченного добивается! Всегда! И при любых обстоятельствах!
К моменту окончания повествования приходит официантка с подносом, ставит перед клиентами тарелки с кружевными салфетками, на них размещает кокотницы с жюльеном, кладёт приборы, желает приятного аппетита и удаляется.
– Спасибо, – благодарит её Боря.
Кариночка оценивающе смотрит на жюльен – подрумянившаяся сырная корочка выглядит очень красиво и многообещающе.
Оба берут в руки ложки и начинают есть.
– Восхитительно! – комментирует Боря.
– Только очень горячо, – находит негатив Кариночка.
– Осторожно! – предостерегает спутницу Боря. – Но правильно, что горячий, так и должно быть.
Кариночка для начала отделяет ложкой и отправляет в рот кусочки корочки с краю, не касаясь середины.
Однако через некоторое время она решает, что температура блюда становится приемлемой, и зачерпывает немного глубже. Но пока несёт ложку ко рту, она замечает в ней тонкое прозрачное маленькое полуколечко лука.
Кариночка меняется в лице и брезгливо опускает ложку обратно в кокотницу.
– Это что? – с негодованием восклицает она. – Лук, что ли? Ужас какой! Я не ем лук!
Кариночка выражает недовольство, и бедный Боря, не успевший утолить первый голод, опять призывает официантку.
– Почему в жюльене лук? – раздражённо молвит Кариночка.
– Жюльен готовят с луком, такова рецептура, – оправдывается официантка.
– Кто это вам сказал? Всю жизнь жюльен готовят с грибами, и никакого лука там быть не должно! – восклицает Кариночка.
– Жюльен – это блюдо из мелко порезанных овощей и лука тоже! К ним добавляются грибы, мясо или что-то ещё, – пытается восстановить справедливость девушка.
– Какая глупость! Я вам говорю: везде жюльен готовят из грибов и без лука. Стала бы я эту гадость заказывать! Я лук на дух не переношу, – вразумляет её Кариночка.
– Простите, но вы могли сказать об этом, когда заказывали жюльен. Мы сделали бы без лука. Существует рецепт, это блюдо готовят именно так. Не хотите лук – не ешьте его, – пытается урезонить грозную клиентку пошедшая красными пятнами официантка.
– Никогда жюльен с луком не делали! Менеджера позовите! – не предвещающим ничего хорошего голосом требует Кариночка.
Девушка, стараясь сохранять лицо, уходит и вскоре появляется вместе со строгой блондинкой, на непроницаемом лице которой написано, что она будет неприступной скалой стоять за интересы ресторана.
– Добрый день! – официально здоровается строгая блондинка и с напряжением в голосе добавляет. – Какие-то проблемы?
Начинается изложение обстоятельств дела и выяснение, как и в каких формулировках делался заказ.
– Безобразие! Я вам говорю: я не ем лук! – время от времени оглашается пространство громкими восклицаниями Кариночки.
Попытки менеджера доказать, что жюльен готовят с мелко порезанным луком, успеха не имеют, и Кариночка требует вызвать повара.
Официантка идёт на кухню и возвращается оттуда с высоким полным мужчиной в белом колпаке.
– Как вас зовут? – сразу идёт в атаку Кариночка, окинув его оценивающим взглядом.
– Александр, – терпеливо произносит повар, предчувствуя разборку.
– Александр! – выразительно смотрит на него Кариночка и делает большую многозначительную паузу.
– Да? – выдерживает её пристальный взгляд обладатель белого колпака.
– Мы заказали жюльен с грибами и курицей, – обрушивается на него Кариночка.
– И что вам не нравится? – спрашивает уже ознакомленный с претензиями Александр, желающий услышать суть притязаний из уст клиентки.
– Почему в жюльене лук? – диктаторски вопрошает его Кариночка.
– Девушка, – заметно сдерживаясь, но подчёркнуто вежливо вразумляет её повар, – это блюдо такое, рецепт такой, понимаете? Жюльен – это, во-первых, мелко порезанные овощи. И обязательно лук. Это блюдо готовят с луком.
– Но в других ресторанах его готовят без лука! – Кариночка непробиваема.
– Не знаю, о каких именно ресторанах вы говорите, но традиционный рецепт именно такой, – держит удар повар.
– Покажите мне этот рецепт! – требует Кариночка.
Готовый провалиться сквозь землю бедный Боря, успевший съесть почти четверть своей порции до начала боевых действий, давно отложил ложку. Жюльен у него остыл, и Боря с большим сожалением поглядывает на кокотницу с развороченным сырным панцирем и сиротливо выглядывающими из-под него аппетитными кусочками курицы и белых грибов. В скандале он не участвует, лишь изредка поддакивает, однако всем видом показывает солидарность со своей разобиженной дамой.
Тем временем с кухни возвращается повар с толстой книгой кулинарных рецептов.
– Вот смотрите, – успокаивающим голосом говорит он, открывает видавший виды фолиант на нужной странице и с выражением зачитывает. – «Жюльен. Обжарить в масле мелко нарезанный лук». Прошу обратить внимание, что это первая строчка рецепта.
Кариночка заглядывает в книгу.
– Но в других местах жюльен готовят без лука! – твердит она. – И я хочу без лука. Зачем вы его туда положили?
– Но вы не сказали об этом. И я приготовил блюдо по всем правилам, – вызывающе флегматичным и усталым тоном объясняет повар.
Кариночка достаёт из сумочки телефон, заходит в интернет и набирает в поисковике слово «жюльен». Однако каждое новое окно открывает рецепт, который начинается с совета мелко порезать лук. Она досадливо морщится, но настойчиво продолжает искать. В конце концов, утомившись и недовольно хмурясь, в одном из открывшихся рецептов она находит подтверждение и громко зачитывает: «В ресторанах вы можете попробовать жюльен с луком или без него». Вот видите! «Без него»! Я же говорю! Что вы мне тут доказываете!
Спор носит затяжной характер. Кариночка не слышит никаких доводов и доказательств.
– Я не стану есть эту пакость! – брезгливо и вызывающе заявляет она.
– Не ешьте, – соглашается с ней менеджер.
– Мы не будем за это платить! – взвизгивает Кариночка.
– Но вы сделали заказ, и мы его выполнили, – пытается утихомирить её менеджер.
– У вас в меню написано «Жюльен с курицей и белыми грибами», – цитирует Кариночка.
– Да, это так, – с готовностью соглашается с ней менеджер.
– Где тут лук? Вы должны были написать: «С курицей, белыми грибами и луком».
– Это никогда не указывают в рецептуре жюльена, – говорит менеджер.
– Но почему? Надо было написать, что там есть лук! – лезет в бутылку Кариночка.
– Но в меню так не пишется, – всё ещё пытается сдерживать разбушевавшуюся клиентку менеджер, умело скрывая бурю собственных эмоций.
– Вы обманываете клиентов! Там должно быть указано всё! Это любой суд подтвердит! – непреклонна Кариночка.
– Но мы же не пишем, что там есть соль и перец! – пытается вразумить её менеджер.
– А лук надо писать! Его многие не едят! Я удивляюсь, как вас ещё по судам не затаскали! – стервозность Кариночки набирает обороты.
– До сих пор к нашей кухне претензий не было, – всё ещё стремится держать марку менеджер.
– А вы знаете, где я работаю? Я обещаю: у вас будут большие неприятности! Я вам такое устрою! К вам сюда ни одна собака не придёт!
– Не пугайте нас! – стоически остаётся в рамках приличий менеджер.
– Да о вас на всех углах будут кричать! Я вам устрою весёлую жизнь!
Кариночка неистощима на угрозы – она, как автоматными очередями, звонко поливает криками пространство. И каждый новый её посул обещает всё более страшную и изощрённую расправу и с рестораном, и с его хозяевами, и с работниками.
На длительный конфликт начинают оглядываться другие посетители. Менеджер понимает, что репутация заведения с каждой минутой падает всё ниже и ниже, а она очень не хочет скандала. Тем более, что через час заказан большой дорогой банкет, повар должен быть на кухне и готовить.
– Простите, – примирительно произносит менеджер, решая поскорее погасить конфликт, и покаянно смотрит в глаза Кариночке. – Произошло досадное недоразумение. Мы приносим вам свои извинения, готовы пойти навстречу и компенсировать моральный урон.
С этими словами она уходит в кулуары, откуда вскоре возвращается с бутылкой вина.
– Это дорогое вино, – сразу подчёркивает она, – вам в подарок от ресторана.
– Что это за вино? – церемонно вопрошает Кариночка.
Менеджер называет марку.
– Это хорошее вино, – наконец вставляет своё слово Боря.
– Ну, ладно, – высокомерно, но тем не менее милостиво произносит Кариночка.
– Мы приготовим вам жюльен без лука, – обещает менеджер, стараясь окончательно загасить тлеющий костёр, и добавляет, – за счёт ресторана.
Через непродолжительное время подошедшая к злополучному столику официантка открывает бутылку, разливает вино и удаляется. Кариночка поднимает бокал, смотрит лучистыми довольными глазами на Борю и гордо произносит:
– Я же говорю: с ними так и надо!
Опять появляется официантка, ставит перед клиентами тарелки с салфетками и кокотницы с жюльеном. Второй дубль проходит без казусов. Кариночка взором победившей тигрицы смотрит на поглядывающих на их столик соседей и по-королевски улыбается.
«Да, это я», – написано на её миловидном лице.
Боря пьёт вино, с удовольствием расправляется с новой порцией жюльена, на сей раз без лука, что ему абсолютно всё равно. А в голове у него назойливым припевом вертится строчка из меню: «Кумкват в сиропе».
Он любуется гордой разалевшейся Кариночкой и решает, что, пожалуй, не станет больше приглашать её в ресторан. Да и вообще, ему надо подумать…
«Арт-галерея» (Рига, 2020.)
Свидетельство о публикации №220050601618
Николай Кирюшов 21.02.2024 16:24 Заявить о нарушении
Вот такой характер для коллекции как-то мне "подарили", рассказав пару эпизодов истории. А я дофантазировала, как смогла.))
Желаю Вам хорошего вкусного обеда после всех трудов и, конечно, приятного аппетита!
Светлана Данилина 21.02.2024 16:34 Заявить о нарушении