Практическая часть

Во втором семестре на головы бедных студентов абсолютно всех вузов и всех факультетов одной из прибалтийских стран свалилась напасть. Вводился новый обязательный курс под милым названием «Гражданская оборона» – вне зависимости от специализации учащихся.

В прежние времена это называлось ещё более очаровательным термином – ОСЗ от ОМП – основы современной защиты от оружия массового поражения.

Курс ввели сверху в обязательном порядке. Но читать его было некому, потому что уже лет тридцать в вузах никто ничем подобным не занимался. Скорее всего, новшество было придумано в связи с последними новомодными политическими тенденциями. Однако затрат потребовало бы немалых. Поэтому выход нашли гениально простой – предмет студентам предлагалось изучить самостоятельно – в интернете, в электронном виде. Литература была предложена. И тут действовала старая профессорская рекомендация: «Быть умным – не значит всё знать, надо уметь пользоваться литературой и знать, где получить информацию».

Студенты восприняли новость стоически, виртуально покрутили пальцем у виска, вздохнули и зарегистрировались, где положено.

Однако время шло, и никакой активности в области гражданской обороны не наблюдалось – ни в среде профессорско-преподавательского состава, ни тем паче со стороны учащихся.

А в конце марта «вдруг», как это обычно случается в студенческой жизни, настало время отчёта, и потому легкомысленным пофигистам потребовалось сдавать экзамен – тоже виртуально.

В университетской группе все худо-бедно начали изучать предмет, по крайней мере, прокручивать источники на мониторах компьютеров.

В результате чтения рекомендованной литературы выяснилось, что главным в деле гражданской обороны является знание того, какое министерство за что отвечает.

Случись, к примеру, потоп, каждый должен быть в курсе, какое министерство и ведомство несут ответственность за такой катаклизм, куда надо звонить в связи с этим, а также кому писать электронные письма. Список телефонов, электронных адресов и сайтов прилагался.

Студенты виртуально крутили пальцем у виска и не обременяли себя запоминанием всякой ерунды.

Диалоги, звучавшие в учебной группе, были приметно такими:

– А вот скажи мне, Маша, что надо делать при ядерном взрыве?

– Лечь на пол и накрыться белой простынкой? – беззаботно отвечала хохотушка Маша.

– Нет! – весомо воздевал указательный палец вверх староста и близко к тексту воспроизводил недавно прочитанное виртуальное учебное пособие. – Надо включить радио и телевизор, внимательно слушать объявления, отслеживать ситуацию и следовать рекомендациям.

Далее в инструкции советовалось отправляться в бомбоубежище. При этом ничего не говорилось о том, что старые были давно и напрочь ликвидированы, а новые не построены.

Но все понимали, что такова игра и таковы правила. И вообще, студенты не спорили. Им хватало предметов по специальности.

В придачу к списку министерств им надо было знать такие магические слова, как зарин, зоман и V-газы. А также уметь оказывать первую медицинскую помощь и пользоваться противогазом.

И в положенный срок, а точнее, в последнюю ночь студенчество зашло на предложенный сайт и, опять покрутив пальцем у виска, поотвечало на предложенные вопросы теста. Таким образом, экзамен в «электрическом виде» был благополучно сдан. Народ получил свои положительные оценки, выдохнул и постарался поскорее забыть этот кошмарный сон.

Поэтому все очень удивились, когда на следующий после виртуального экзамена день староста группы, придя в университет на занятия, прямо с порога аудитории с серьёзным и огорчённым видом объявил:

– Знаете новость про гражданскую оборону?

– Какую? – нестройно ответили насторожившиеся и почувствовавшие неладное сокурсники, сидевшие за партами в ожидании лекции.

– Надо сдать ещё один экзамен. Теорию мы спихнули, теперь надо практическую часть подтверждать! – стал объяснять он.

– Как? – нестройно запищали сидевшие у окна девушки – им всем стало плохо от перспективы куда-то идти и снова что-то сдавать, причём наяву. Виртуал им понравился больше.

– Надо завтра в девять явиться на специальный сборный пункт на химфак, – начал доходчиво пояснять староста. – И сдать практику. Записывайте: 202 аудитория.

Он сделал паузу. Группа смотрела на него, как в гоголевской пьесе при известии о приезде ревизора.

– Какую практику? – прошептала бедная Маша.

– Ну там… – стал перечислять староста. – Наложение жгута и повязки, переноска раненых, искусственное дыхание. С собой иметь аптечку. Одеться соответственно – чтобы было удобно транспортировать «раненых». Или самим раненых изображать.

– А-а-а! – в отчаянии застонали однокурсники.

– Аптечку-то зачем? – воскликнула Маша.

У них впереди было ещё два профильных объёмных и серьёзных экзамена, и вообще, они писали магистерские работы. Поэтому сдача практических навыков по невесть откуда всплывшему предмету сильно напрягала, отвлекала и мешала.

Староста сделал весомую паузу и добавил:

– Предупредили, что всё очень строго и серьёзно, пропускать нельзя, пересдача – платная. Там каждому факультету свой день назначили. Историкам и философам – на следующей неделе, химикам – послезавтра, нам – завтра – 2 апреля, – и он как-то странно посмотрел в потолок.

Студенчество проследило за его взглядом, осознало глубину мысли и облегчённо расхохоталось.

1 апреля – жизнь бьёт ключом без конца и края!



«Арт-галерея» (Рига, 2020.)


Рецензии
Здравствуйте,дорогая Светлана!Это было так убедительно,что я даже не могла предположить,что это первоапрельская шутка.
А вообще,в наше время были уроки начальной военной подготовки даже в школе.Мы учились разбирать автомат Калашникова,смазывать его,стрелять по мишеням.Вот только разбирать и собирать автомат первое время получалось с конфузией(лично я, при доставании пенала из приклада частенько прищемляла палец,бывало и до крови),на что наш военрук ворчал:«Чтоб ты делала во время военных действий....»На что я,про себя, тихонько говорила:«Миру-мир!»Как-то не хотелось каких-либо военных действий.А ещё нам,девчонкам не нравилось по команде:«Газы»надевать противогаз.Снимали его пыхтя,чуть ли не со скальпом.Прически,разумеется,тоже страдали.Поэтому, те девчонки,которые не были «обременены» косами,спокойно относились к этой процедуре.Ещё нас учили определять пульс на сонной артерии,непрямой массаж сердца при отсутствии пульса и дыхания,затем исскуственной вентиляции лёгких,и конечно же, наложению повязок и жгута.Так ярко всё вспомнилось благодаря Вашему веселому рассказу.Сейчас молодежь стреляет мышкой по монитору,а мы ходили в тир.Всего доброго Вам!
Спасибо за позитив!
С огромным уважением.

Татьяна Зырянова-Кенцухе 8   29.10.2020 13:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна!
Как хорошо Вы напомнили школьные годы!
А у нас на НВП такого "террора" почему-то не было. :)
Так что не запомнились мне ни примерки противогазов, ни сборки-разборки автомата, ни жгуты, ни шины.
Помню, что военрук очень следил за мальчишескими причёсками и каждый урок начинался с построения и замечаний: "Постричься! Постричься! Постричься!"

Спасибо Вам огромное!
И всего самого доброго!

Светлана Данилина   30.10.2020 01:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.