Гл. 10. Кто - если не я?
В ходе экскурсии по соседним областям, когда знакомилась группа с содержанием городских АТС в Кустанае, оставил Штольц в местной Службе эксплуатации инженера Буйкова, чтобы поучился он у своих коллег «уму-разуму» по вопросам эксплуатации линий связи.
Коля Буйков курировал в синегорской Службе содержание линейно-кабельного хозяйства ОДТ.
Как курировал? – на бумаге.
Запрашивал от РУТ-ов информацию и формировал сводный план капитального и текущего ремонта, а также вёл соответствующую отчётность перед вышестоящей инстанцией по их исполнению. Взаимодействовал с логистической Службой и формировал заявки на приобретение необходимых материалов и запасных частей. Иными словами – формировал бюджет на техническое содержание линейно-кабельного хозяйства и отслеживал ход его использования в заданных пределах цифровых денежных значений.
Вот, в кустанайской Службе, на месте, в личном общении со своими коллегами и должен был он изучить их положительный опыт по этой части. А содержание станционного хозяйства как бы его и не касается.
Всего-то посидел Коля в Службе пару часов. Маловато, конечно времени, но семеро одного не ждут, группе надо было ехать дальше.
Когда вернулся Штольц, чтобы забирать его – Коля напряжённо всматривался в монитор компьютера, разбирался с капитальным ремонтом.
– Ну как?.. Что нового узнал?.. Есть ли что-то полезное?.. – Коля обескураживающе развёл руки в стороны:
– Даже не знаю, как сказать… Они определяют вид ремонта по количеству использованного кабеля. Ушло на ремонт линии более двухсот метров кабеля – значит, это – капитальный ремонт! И неважно, что приобретён этот кабель за счёт бюджета, предназначенного для текущего ремонта. Получается, что бухгалтерия диктует технарям правила использования материалов и лучше нас знает, где текущий ремонт, а где – капитальный. Главное, чтобы списаны они были правильно. А как это будет отражено в наших технических отчётах, никого не волнует.
В общем, кроме этих длинных «портянок» заполненных крестиками и ноликами, которые выбивают они из сельских монтёров – Коля с кривой улыбкой на лице указал на внушительную стопку бумаги, сдвинутую на край стола – больше ничего и нет. Зря только время потерял, перебирая их… Это и есть их передовой опыт. А так, – также как у нас – сплошная путаница.
Штольц не проявил недовольства:
– Ну, что же, Коля – зато, сам убедился. И в этом, тоже – польза.
А про себя подумал – в общем, холостой выстрел… – и как-то непроизвольно, сам себе задал вопрос:
– А почему, собственно, обязательно гоняться надо за чужим опытом? Ну, ладно – Коля. А ему-то зачем?
Ведь всю подноготную связистскую знает он «от и до». Работать начал, когда в основном воздушные линии эту связь обеспечивали. Сам лично, постигая азы профессии по столбам лазал, на когтях монтёрских стоял. Потом – кабельные линии, потом – радиорелейные, потом – снова кабельные, только – волоконно-оптические…
И всего этого сейчас – в настоящее время, на сети достаточно. Совокупность этих линий и есть главное богатство связистов. Всё остальное, чем они владеют, по этим разношёрстным линиям работает.
И Штольц помнит, по каким регламентам это богатство линейное эксплуатировалось, как шёл процесс, и как исполнялись инструкции. Хорошие учителя у него были. Сам лично принимал магистральные, да и местные воздушные линии связи, после сезонного текущего ремонта. Сам лично объекты строительства сельской внутрипроизводственной связи курировал и возглавлял комиссии по приёму их в эксплуатацию по окончании строительства. Сотни километров пешком вдоль линий протопал, выявляя оставшиеся изъяны.
– Опору – выправить, траверсу – развернуть, отрегулировать провис проводов, заменить битый изолятор, обновить нумерацию… Всё это зафиксировать на бумаге и потом, по истечении срока, лично проверить исполнение…
В ходе развития связи на селе, примерно один раз в десять лет, на этапе социалистического строительства обновлялось практически полностью её линейно-кабельное хозяйство, что, конечно же, помогало поддерживать на уровне, в том числе, и эстетичный вид этих самых многочисленных столбов и подвешенной на них арматуры. Увеличиваем в совхозе ёмкость АТС с пятидесяти до ста номеров? Значит, и линейное хозяйство построим полностью на сто номеров! А старые столбы со всем, что на них висит, демонтируем, и ликвидируем этим самым все эксплуатационные издержки за годы накопленные.
Ушли те времена. Кто о них помнит… опустошила кадровый связистский костяк перестроечная смута и наступившая вслед за ней неопределённость, наработанные методы эксплуатации хорошо потрепала, в примитивщину превратила.
Средств, всё больше Казахтелеком тратит на станционное оборудование, приспосабливает которое, между прочим, для работы на этих самых линиях, ещё во времена царя Гороха построенных. А эксплуатировать эти линии кроме как с помощью тех самых советских регламентов ничего нового не придумали современные законодатели эксплуатации. Вот они эти «современные» нормативные документы спускаются сверху, изменившиеся лишь тем, что переутверждены свежими датами и новыми начальниками.
Только вот кто хочет в них разбираться? Непрестижно это – на воздушных линиях, да и с кабелями – тоже, работать. Особенно на старых линиях, со старыми кабелями. Жара, холод, непогода, грязь, слякоть…
То ли дело – работать со станционным оборудованием. Здесь, в помещениях, большей частью сосредотачиваются свежие связистские кадры.
А линии связи в районном центре, на селе?.. «Местных ребят молодых найдём, которые от сельской безработицы и безысходности коровам хвосты крутили, поддержим их символической зарплатой – вот, пусть по столбам и крышам домов прыгают допотопными скрутками-времянками восстанавливая повредившиеся линии. По которым, кстати, всё в больших масштабах цифра-сигнал бегает. Протянем ещё некоторое время. Недолго осталось этими столбами гражданам добропорядочным глаза мозолить? Отомрут скоро эти столбы, отомрут…»
Не отомрут! По крайней мере, на век Штольца и пары последующих за ним поколений связистов хватит ещё этого добра. Не сможет никакая связь надёжно работать без этой самой линейно-кабельной паутины.
Ну, хорошо, с содержанием станционного хозяйства дела лучше обстоят у соседей. Ну а линии связи…
Вот и Коля вынес вердикт:
– Также как у нас – сплошная путаница…
Штольц – начальник Службы эксплуатации. У него своего, собственного опыта столько, что все начальники, которые над ним поставлены, им командуют и его пытаются учить – и свои и чужие, если положить на весы их и его опыт – в подмётки ему не годятся. Не теоретический трёп, а опыт в конкретных жизненных ситуациях нажитый. Собственными руками перещупанный, и собственными мозгами, осмысленный и переосмысленный.
Только вот он как бы Телекому и не требуется – этот его опыт. Знай себе – исполняй все требования начальства. Сами они – с усами...
Но ведь он – один из тех, на ком конкретно отыгрываются технические инспектора во время комплексных проверок. Да и, как само собой разумеющееся, собственное руководство перекладывает на него ответственность за их же собственные неумелые действия, за их же явную незаинтересованность, в наведении действительно профессионального, эксплуатационного порядка на сети. Понятно, гораздо престижнее заниматься развитием, внедрением новой техники, осваивать современные технологии.
Осваивать средства… Именно по этой части приоритет у его начальства.
Но ведь основой сети остаётся всё та же, построенная в советское время телефонная сеть. Далеко, очень далеко до полной её замены. И её рабочее, в том числе и эстетически приглядное состояние поддерживать придётся ещё долгие годы. Не по остаточному принципу, а полновесно. Для этого методики современные с применением компьютерной техники разработать надо. Казахтелеком пытается изобретать кое-что в этом роде. Та же система «Спутник» под патронажем Рыкова несколько лет назад в Северо-Казахстанской области начала разрабатываться. Но это всего лишь – Электронный технический учёт линейно-кабельного хозяйства. Всё разрабатывается и разрабатывается только толку от этого мало.
Разве что… в порядке собственной инициативы… – кто мешает полностью применить Штольцу свой опыт и навести этот самый эксплуатационный порядок хотя бы в своей ОДТ.
Вот и Коля... Который, вообще-то, конкретно эксплуатацию линейно-кабельного хозяйства низовыми работниками районного звена контролирует. Контролирует – не зная особенностей эксплуатации, никогда сам лично этой работой не занимавшийся. Что от него ожидать? Обычный станционщик – Коля. Да его самого делу, которое поручили исполнять, учить и учить надо! Как учить – если сам он учиться особо не желает. Перебирает бумажки, заполняет их цифрами, смысл и содержание которых не особо понимает – этого ему и достаточно.
Как учить?.. А – принудительно! С помощью современной прикладной методики. Разработать которую Штольцу с его-то опытом – сам бог велел. Да и «за Державу обидно» – за область свою Акмолинскую. Шпыняет которую техническая инспекция регулярно – мол, совсем эксплуатацией не занимаетесь, в хвосте плетётесь. И тут же сами признают:
Впрочем, во всём Казахстане уровень содержания ЛКХ примерно одинаков – где чуть-чуть лучше, где – хуже…
Да и есть ли она вообще – эта эксплуатация? Так – латание дыр! Устранение повреждений по мере их возникновения с вкладыванием в эту работу минимума средств. А профилактическая работа? Что это такое и с чем её едят? И вообще – как её планировать, когда даже с планированием текущего ремонта сплошные потёмки для работающих на сети связистов.
Что такое – телефонная сеть? Это, в совокупности – столбы, провода, кабели и телефонная канализация. И даже если они золотые – эти провода и кабели, всё равно приходят они со временем в негодность. И основные причины того, что вдруг замолкают на сети телефоны, в проводах и кабелях спрятаны.
Права Техническая инспекция, эти десять-пятнадцать человек на весь Казахтелеком, начитавшиеся инструкций советских, что реально нет нормальной технической эксплуатации самого главного богатства связистов, собственно – телефонной сети.
А как правильно её организовать – на этот вопрос нет ответа у руководителей, непосредственно за это отвечающих. Наблюдается сплошная констатация факта такого положения дел, какое есть. А Штольц собаку на этом съел. Он практик. Он знает.
Техническая инспекция утверждает, что нет даже планирования текущего ремонта. Ну что же – начнём с планирования, в целом за которое Коля Буйков отвечает. За его сводный план текущего ремонта линейно-кабельного хозяйства Акмолинской ОДТ возьмёмся.
А конкретные, на всё своё телефонное хозяйство планы в Районных узлах телекоммуникаций рождаются. Там и хранятся. Вот только, когда надо – в бумажном варианте предъявить они их технической инспекции не могут. И действительно, были ли они в реальности? Кто их проверяет… Ну что же – с этих планов тоже начнём.
С советских времён действует форма отчётности, наиболее полно отражающая все виды текущего ремонта на сети. Оставим её в качестве основы и постараемся наполнить реальным достоверным содержанием. В электронном виде. И помогут нам в этом нами же вместе с программистами разработанные прикладные компьютерные инструменты.
Коля, давай сделаем так…
***
Идея систематизировать работу по организации и сопровождению технической эксплуатации линейно-кабельного хозяйства области увлекла Штольца. Может быть, воплощение её в жизнь окончилось бы малым, может быть – лишь обеспечением обязательного документального сопровождения планируемых процессов, если бы совершенно случайно не свела его судьба с талантливым программистом. Именно программист, сумевший разговаривать с ним на одном языке, имеющий соответствующее техническое образование и правильно воспринимающий его идеи, проникшийся ими, явился помощником, создающим стройную, логическую, прикладную Программу, отображавшуюся на компьютерных мониторах. И эта Программа отражала именно то, что необходимо было Штольцу в его видении задуманного.
Как ни странно, порекомендовал Штольцу этого программиста сотрудник, появившийся в Службе эксплуатации год назад – Асылов Талгат. Он был навязан Штольцу в Службу сразу в должности ведущего инженера. Сомнительный тип. Он также как и Штольц окончил ТЭИС, работал в Узбекистане на предприятиях, связанных с вычислительной техникой и не имел практического связистского опыта. Национальное размежевание в бывших советских республиках сыграло свою роль в его жизни, и он вернулся в Казахстан на свою этническую Родину. Покрутился в отделе продаж в Главном центре телекоммуникаций Астаны, что-то у него там не сложилось, и он перебрался в Синегорск, поближе к своему брату, бывшему высокопоставленному партноменклатурщику – в настоящее время – успешному и влиятельному бизнесмену.
Штольц так и подумал сначала:
– Ну вот, появился, наконец, в его Службе национальный кадр, нацеленный на то, чтобы сместить его с руководящего кресла.
Но, слишком легковесным оказался Асылов. Демонстрировал дремучий непрофессионализм, соглашался со всем и вся – этакий пофигист, рубаха-парень… Послушный безвольный человек.
Работники Службы – все на виду. Имеют возможность напрямую взаимодействовать с начальством. Технический директор Мережко сразу «раскусил» Асылова, сразу же проникся к нему неприязнью и обозвал бесполезным балластом.
– Виктор Васильевич, ну не могу я его убрать со Службы – Генерал навязал. Найдите ему какое-нибудь применение. Главное, чтобы сидел тихо и не мешал! Внедрение той же программы «Спутник» поручите ему – что ли…
– Но ведь «Спутник» – это программа технического учёта линейно-кабельных сооружений. Тогда, давайте переведём его в отдел технического учёта ГТС, где ему сподручнее будет работать. А у нас он просто разлагающе на коллектив действовать будет.
– Нет, пусть сидит у вас!
– Ну-у – пусть сидит…
Штольц смирился. Поручил по совету Мережко Асылову внедрение программы «Спутник» в полезность которой в том виде, в котором она навязывается эксплуатационщикам, сам не верил и в сути которой, внедряльщику Асылову разобраться вряд ли и до пенсии удастся. А также поручал ему исполнение непонятных, второстепенных и даже мешающих настоящему ДЕЛУ заданий, спускаемых сверху и даже в первоочередном порядке обязательных для исполнения. Асылов брался за всё и исполнял эти задания, в суть которых Штольц даже и не вникал, непонятным образом и с непонятным, непредсказуемым, иногда и просто глупым решением. Но и такие решения устраивали инициаторов заданий.
Штольцу даже легче стало работать. Он не мотал себе нервы, понимая никчёмность подобных заданий, так как отпала необходимость отвлечения на их исполнение занятых настоящим делом работников. Усмехался про себя – глупому заданию – глупое легковесное решение! Так и должно быть.
И так получилось, что Асылов стал, в общем, нужным Штольцу в Службе человеком бесконфликтно обрабатывающим обязательные для исполнения бесполезности.
Коля Буйков и Талгат Асылов рядом, в одной комнате, за своими столами сидят. Наблюдал невольно Талгат как разъяснял Штольц Коле, – в каком виде, и в какой последовательности, и с соблюдением каких конкретно требований должна планироваться текущая эксплуатация. Как конкретно надо работать с РУТ и что конкретно и в какой форме, от них требовать. Азы растолковывал Штольц Коле. Как будто азбуке первоклассника учил.
После одного из таких разжёвываний успокаивал себя Штольц, уединившись в кабинете, и «отдых» его прервал Асылов с неуверенным выражением на лице, сообщивший:
– Виктор Васильевич, – всё, что вы пытаетесь разъяснить Коле, можно реализовать в виде удобного программного продукта. И выполнить эту работу может моя супруга. Мы вместе учились в институте, и она работала на ГТС, имела дело с линиями связи, а потом переквалифицировалась на программиста. Она – очень хороший программист. Работает у нас в Отделе Департамента информационных технологий. Хотите – я вас с ней познакомлю?! Она вам, точно, сможет помочь…
Штольц хотел и даже – очень.
Дорис – она оказалась гречанкой. Штольц знал многих греков, которые учились с ним в институте. Потом, все они вернулись на Родину. Ну, а Дорис – вышла замуж за казаха Талгата, вот и живёт с ним теперь в Казахстане. Неброская с виду, хрупкая, неулыбчивая и с грустными глазами. Очень серьёзная, деловая, неразговорчивая женщина. Несколько ёмких, коротких фраз… в корень… только, – по существу решения проблемы…
У Штольца задумка его давно уже чётко была разложена в голове по полочкам, и он в сжатой форме, простым, понятным языком изложил Дорис её суть, логику последовательности операций, с помощью которых должен сформироваться конечный, понятный потребителям инструмент для пользования. Даже монтёрам – понятный. И она с ходу уловила ход его рассуждений, подтвердила, что всё это можно реализовать с помощью специальной программы, которую может она написать. Штольцу даже не понадобилось её уговаривать. Она сама предложила свои услуги – скорее всего, заранее попросил её об этом Талгат, и она не смогла ему отказать. Сказала лишь, что загружена основной работой, и не надо её торопить. Когда будет готов скелет программы – она сама Штольцу об этом сообщит…
И сообщила! Совсем немного времени прошло. Позвонила Штольцу по телефону и пригласила его в свой кабинет. Штольц спустился на пару этажей вниз, примостился рядом с ней у компьютера, стал изучать таблицы, отсвечивающиеся на мониторе. А Дорис направляла мышкой стрелку по клеточкам, открывала путь к источникам данных, которыми эти клеточки были заполнены, и это было так просто и понятно, что не было Штольцу даже надобности задавать лишние вопросы. Он был восхищён её работой. Он не скрывал своей радости. И эта радость его передавалась Дорис. Грусть исчезала с её лица, светлели глаза, и с уголков губ соскальзывала улыбка…
Так и сложился их творческий тандем.
Свидетельство о публикации №220050600199