Понятие воинского воспитания и понимание оного

    
     Начинаю новую серию: По рассказам подводника Аникеева Александра Ивановича.


       Сегодня, 6 мая 2020 года, сижу я напротив телевизора. Одним глазом смотрю передачу по культуре: «Путешествие по музею литературы им. В.И.Даля», другим глазом кошу в экран смартфона и жду ответа от капитана 1 ранга в отставке Галанина Анатолия Фёдоровича
(бывшего командира ТРКР
"Калинин" и крл"Мурманск"). Вижу, что прилетело мне сообщение  по Ватсапу от моего друга из г.Минска, капитана 2 ранга в отставке первой категории Аникеева Александра Ивановича.
      
Я прерываю связь с Галаниным и читаю на странице Саши Аникеева:
    
   … Гриша, есть два случая моего понятия воинского воспитания и моего понимание оного,-пишет мне Саня. Первый :пришёл к нам на второй курс Вова Симанов (не ошибся, Симанов), в звании старшина 1 статьи. Его с первого курса отчислили.


      Володя три года отслужил на флоте и опять восстановился. Он был очень мудрый человек.

   
     Однажды на Сампо зашёл разговор о правах молодых офицеров на службе. Вот, что делать с матросом, если он хулиганит?
 

     Вова промолчал. Потом разговор коснулся мичманов, ведь у нас на подводной лодке будет в подчинении три мичмана и все 9-го разряда.

               
     - Да мы их, как захотим!- вставил кто-то! У нас же права командира батальона! Можем до трёх суток ареста объявить. (А мичмана-то толковые, все- таки 9-й разряд, старшие мичманы, с опытом службы).
 
         
     -Арест-последнее дело,вставил Вова. Вы- мелкотравчатые литёхи, а они уже мужики. И за ними –командир, который с ними не первый год на боевые службы ходил в море. Ну да ладно, поговорили.


  Первый случай понятия воспитания.
___________________________________             
    В г.Палдиски, в учебный центр по подготовке экипажей атомных подводных лодок, прибыло к нам  пополнение из этих мичманов и бросовых матросов. Один из матросов прослужил 2 года и был сброшен в экипаж за ненадобностью, второй-молдаванин, но с законченным аграрным техникумом. Мичман Витя Демидов, 29 лет, двухкомнатная , квартира с двумя смежными комнатами  в Гаджиево.


     Закончилось обучение. Экипаж прибыл в губу Оленья на лодку. Офицеров поделили на две смены, ровно по количеству боевых смен. Дали две комнаты, не лейтенантам. Мой подчинённый мичман, учитывая моё бедственное положение, предложил мне одну комнату, в которой я прожил 4 месяца.
 
      
     Оказалось, что у мичмана Демидова две особенности:
  -Первая-каллиграфический подчерк, вторая- великая способность постоянно опаздывать на подъем флага. За что я был уестествляем ежедневно старпомом. Поелику подчерк  и у меня оказался хорошим. Флагман и командир похвалили меня. Мичман писал ЖБП корабля. Я - свой.
 
         
     После очередного опоздания старшего иичмана Демидова (а из дома мы выходили вместе), меня крупно вз…..л командир. На следующее построение, отправив матросов в прочный корпус, я прилюдно объявил старшему мичману трое суток ареста. Важно заметить, что было начало декабря, и уже готовился приказ о выплате тринадцатой зарплаты. А имеющие взыскание офицеры и мичманы её не получают.
 
       
     Вызывает меня командир в ЦП и лукаво так спрашивает:-Начхим, собираетесь ли Вы снимать взыскание со старшего  мичмана? Поскольку старший мичман Демидов Ваш подчинённый, то вы виноваты в его недовоспитанности.(А мне 22 года и старший мичман старше меня на 8 лет).Ответить было нечего.


     Говорю: Сегодня вечером, за то что он не опоздал на ужин, я сниму ему взыскание. А за то что он не проворачивал технические средства в течении двух недель, выписывая вензеля в ЖБП корабля, буду ходатайствовать  о награждении его Орденом на Ваш выбор".


      В итоге, мне под аплодисменты ЦП выдали ордер на комнату в трёхкомнатной квартире, аж 9,5 м.кв. А Вите я снял арест. В итоге довольными остались все.

   Второй случай понятия воспитания.
___________________________________ 
       Мичманов прислали  к нам в центр мало. Например, старший
мичман Демидов просто полгодика решил отдохнуть от боевых служб в Палдиски. Он приехал с женой. Они взяли достаточно разнообразной одежды, чтобы  ничто не мешало отдыху.


     Матрос  Миша Дрогуш, прибыл сразу после учебки. По характеру он был спокойным. Ни  в каких нарушениях замечен не был. Службу нёс исправно, поэтому  в отпуск на родину ездил дважды.


      Матрос  же Овсянкин Сергей Владимирович, к моменту прибытия в экипаж  прослужил 1.5 года. Старше его по призыву матросов срочной службы на лодке не было. Он и другие  полтарашники чувствовали себя "годками" и постоянно нарушали «беспорядок» на береговой базе.


     Среди нарушителей был первым-матрос Овсянкин Сергей  Владимирович. Когда я заступал дежурным по экипажу, Овсянкин был тише воды и ниже травы. Стоило только заступить на дежурство штурману или минёру, как матрос Овсянкин начинал вытворять «чудеса». Что ни утро, то Серёжа приносил целый ворох  замечаний на химслужбу. Овсянкин просто стал притчей во изыцех.


       Командир лодки был очень недоволен. А однажды он спросил меня нервно:-Начхим, Вы что, с одним матросом справится не можете? . 


       Я устал от бесконечных нареканий со стороны командира за поведение матроса Овсянкина. У меня созрела дерзкая мысль, повернуть неуёмную энергию Овсянкина в служебное русло. Решился я на последний шанс. Зная матросскую слабость к отпускам на родину, я напрямую сказал Овсянкину следующее: Сергей Владимирович, тебе после боевой службы останется дослужить  чуть больше полгода.


     Как правило, срочников в это время не отпускают в отпуск домой.  Но я обещаю, если ты без замечаний будешь нести службу, я добьюсь для тебя отпуска. -Не может такого быть,-сильно засомневался Серёга.-Даю слово офицера, -заверил я матроса.



    И что ты думаешь, всё подтвердилось. До, и  во время боевой службы Овсянкин вёл себя  безупречно. Поверил в меня матрос.


      Командир атомохода очень удивлялся новому в поведении матроса. Однако долго не давал своего согласия на отпуск Овсянкина, ссылаясь на то, что нельзя доверять матросу.Тем более, что ему осталось служить полгода.- Не вернётся  из отпуска Овсянкин, не верю я ему.


     -А я Овсянкину верю,- заверил тогда командира. И командир отпустил Овсянкина. Сработало мое убеждение и вера  в матроса.  Вовремя вернулся Овсянкин через две недели из  отпуска. И после отпуска Сергей служил хорошо и без нареканий.


6.05.2020 г    г.Москва


 


Рецензии
Страницы рассказа наполнены своеобразием трудовых будней моряков, их мужественной благородной работе. Именно соединение бытовых будней и величайшего ответственного напряжения за боевую службу, на мой взгляд, создаёт удивительные цельные образы матросов и офицеров. Спасибо тебе, Гриша, за то, что ты пишешь о службе. Для нас открываются характеры защитников нашей страны - это люди с духовной мощью в силу своей огромной нравственной высоты. Читая такие рассказы, нельзя не думать о том, как многим мы обязаны тем, кто охраняет наш покой на внешних рубежах нашей страны.Морская служба - это поистине целый мир, в котором дан простор всем человеческим достоинствам: чести и честности, мужеству, чувству долга и справедливости! Здесь обнажаются такие черты, как вера, доброта и мудрость! Удачи и успехов в творчестве тебе, Гриша! С теплом и признательностью!

Валентина Кабикова   07.05.2020 16:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Валюша. Хорошая рецензия.
Тяжёлая служба у подводников. И кто хлебнул из той кружки напитка жизни, и нюхнул воздуха из газового состава подводной лодки, тот под другим углом рассматривает товарищей. Призма у них в глазу другая, подводницкая.
С уважением, Григорий Ерохин

Григорий Ерохин   09.05.2020 13:46   Заявить о нарушении
Хороший материал.
Мне думается надо делить.
Один эпизод - одна миниатюра в которую вложить одну мысль. Плюс картинка/фото.
=
Есть сокращения, абривиатуры.
Для расширения аудитории полезно их расшифровать, хоть рядом в скобках.
=
Есть, кажется, неточности - "фобии" - значение слова надо уточнить.
В разговорной речи часто с иронией подменяют слова, но для однозначного понимания письменного текста лучше точно употреблять слова или употреблять кавычки.

Мне однажды дали совет - не спеши выкладывать, Пять раз перечитай, выкини лишнее,
сделай предложения короткими, Рисуй картину в воображении. Дай читателю дорисовать. Поднимай градус напряжения и сбрось читателя с высоты неожиданной концовкой.

Рекомендую ознакомиться как кратко образно и ёмко пишет
автор, которого любят на прозе.ру Игорь Телок
Спасибо.
С уважением.

Рыскин Борис   25.05.2020 21:41   Заявить о нарушении
Спасибо большое! Вы обсолютно правы!К этому стремлюсь.
Спасибо за советы.
По делению на эпизоды:Я находился в рамках названия.
Оба эпизода заканчиваются неожиданными концовками:
Первый:снятие взыскание с"рас****яя"
мичмана и получения комнаты лейтенантом( в скобках поясняю: я получил 1к.квартиру случайно через 2 года.Жена с маленькой дочкой жила у тёщи в Баку,а когда она приехала, мы жили в шести местах в съемных комнатах и квартира была Седьмым жильем.

Григорий Ерохин   26.05.2020 20:45   Заявить о нарушении