От казаков днепровских до запорожских ч. 9

Для защиты от холода и непогоды, строят землянки и постройки из хвороста; своим жёнам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий всё необходимое войной и другими промыслами... Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома». Писалось это всего через 10 лет после Батыева нашествия, и об «усвоении» татарских обычаев говорить не приходится. Наряды, жилища, способы хозяйствования, о которых рассказывается, совершенно не соответствуют монгольским. Просто Рубрук видел бродников, которые и раньше жили подобным образом. Ко времени нашествия монголов восточные славяне разделились на три основные группы, совершенно независимые друг от друга. Славянские земли были поделены на ряд волостей, мелких княжеств и территориальных образований, независимых и враждебных между собой, что исключало возможность объединения для отпора надвигающейся опасности. Одной из таких групп были северо-восточные славяне, куда входили: Полоцкое, Смоленское, Новгородское, Владимир-Суздальское и Мищеро-Рязанское княжества. Эти земли управлялись младшей ветвью Рюриковичей и простирались от слияния рек Оки и Волги и далее на север.

От Дикого Поля отделялись широкой лесной незаселённой полосой в несколько сот км. К другой группе юго-восточных славян относились: Черниговское, Волынское, Галицкое, Киевское, Переяславское украинские княжества. Их земли на юге доходили до слияния рек Днепра и Самары и с ними Дикое Поле имело границы. В украинских землях правили старшая и средняя ветви Рюриковичей. К третьей группе относились юго-восточные славяне, так называемые бродники, которые делились на днепровских, азовских, донских, терских, волжских и яицких. Их территория ограничивалась Диким полем и не была заселена всплошную. У каждой группы бродников были свои земли. Днепровские - проживали в районе среднего и нижнего течения Днепра; азовские - в степях, прилегающих к Азовскому морю; донские - по Дону и его притокам; терские - в степях Сев. Кавказа и т. д. Каждая группа бродников управлялась самостоятельно, но несмотря на разбросанность, в случае необходимости, они объединялись. И всё же устойчивых административных образований бродники никогда на создавали, от чего сильно проигрывали. Между компактно проживающими группами бродников были обширные незаселённые пространства, что позволяло многим кочевникам мирно сосуществовать. Бродники знали их обычаи, язык и культуру. Если с хазарами отношения не складывались и приходилось напоминать, кто хозяин в Диком Поле, то с кипчаками, бродники общались на добрососедской основе и даже неоднократно вместе ходили в набеги на украинские и русские княжества.

Русские археологи при раскопках на Дону обнаружили характерную для эпохи между VIII и X вв. материальную культуру смешанного типа (славянскую, ясскую и туранскую) и черепа тюрского населения с явными признаками законченной метизации. На этом основании делается вывод, что бродники возникли в результате смешения племен, живших вдоль Дона и Донца при хазарах. Археолог М.И. Артамонов предполагает в них славяно-туранскую смесь, а С.А. Плетнёва, говоря о погребении XI в., высказывает версию, что «похороненный в Тяганче воин с булавой был, вероятно, кошевым (старшим) одного из броднических отрядов, положенным с атрибутами его власти - булавой, по бродницкому, то есть казацкому обычаю с конём и оружием». По мнению Льва Гумилева «потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование «бродники». Их потомки впоследствии сменили этноним и, стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое ещё в IX в., позволили им войти в русский этнос в качестве одного из субэтносов». Можно спорить, являются ли бродники потомками хазар-христиан. Можно утверждать, что бродники - это славяне - кочевники, так считают некоторые учёные; но то, что бродники, предки казаков, бесспорно. Их общины, состоявшие из православных хазар, алан, болгар и славян, чувствовали себя хозяевами в донских степях. Правда их окружало немало врагов: печенеги, торки и другие кочевники, ходившие в степи, и черниговские, киевские и северские князья, которые руками пахарей сдавливали гоны и ловы, осваивая всё новые и новые участки Дикого Поля.

И если с тюрками удавалось договориться, от них можно было уйти, спрятаться, то князья наступали планомерно и постоянно и уже своих уделов никому не отдавали. Бродники готовы были объединиться с кем угодно - только бы против тюрок-половцев и против славян - черниговских князей, хотя и с теми, и с другими этнически уже основательно смешались, превращаясь в ...будущих русских - суперэтнос нового времени, составляя в нём новый субэтнос - казаков! В XIII в. словно могучий ветер поднял волну монгольских племён и погнал её на Запад. В итоге все земли восточных славян вошли в состав Золотой Орды. Однако положение этих земель и их населения было различно. Если украинские и русские княжества были в положении данников, то бродники являлись федератами и пользовались свободами, получая жалование за службу. Монголы не оставляли в покорённых княжествах гарнизоны, а стало быть, завоевание и покорение было чисто условным. Конечно, в Северной Руси интенсивность боевых действий была гораздо меньшей, чем в Великой степи, где завоеватели утвердились и остались надолго. Лесная зона интересовала их не сильно. Осенью 1240 г. монгольские войска, в составе которых наряду с другими было и несколько тысяч булгар под началом Гази Бараджа взяли Киев. Русский историк Н. Березин писал в работе «Украина», изданной в Петербурге в 1907 г.: «Из Азии пришли татары. Князья при вторичном появлении их (первое - битва на Калке в 1223 г. и полный разгром. - авт.) в страхе побежали спасаться к родичам своим, кто в Галичину, кто в Польшу и в Чехию.

Здесь коснёмся ещё одной загадки древних народов, именуемой так - Они вообще не татары! Старинное название татаро-монголы прижилось в истории, хотя оно по сути неверно. Некоторые учёные сомневаются, были ли в армии Чингисхана монголы? Сохранился список военных начальников: один тангут, один чжурчжень, четыре ойрата, меркиты, онгуты, кара-хитаи, урянхайцы... С татарами же вообще странная история. Они считались врагами соплеменников Чингиса, и он так изложил это: «Искони был татарский народ палачом наших дедов-отцов. Отомстим же мы кровью за кровь, всех мечом до конца истребим...». И Чингисхан действительно предпринял несколько победоносных походов против татар... Но почему тогда степные орды, ринувшиеся в XIII в. во все концы света, были названы татарами? Но народу некуда было деваться - люди запирались в городах, которые один за другим брались татарами, пока очередь не дошла до Киева. Не устоял и Киев. Как ни храбро бились в отчаянии горожане, но против несметной силы устоять не могли. Страна полян и северян опустела до того, что когда итальянский путешественник, монах Плано Карпини проезжал вскоре после погрома этими местами, то он видел одни пустыри, усеянные белеющими костями, чёрным углем пожарищ, заросшие уже степным бурьяном. Людей почти не было видно. Где жили тысячи и десятки тысяч, там робко копошились отдельные семьи запуганных, обездоленных людей. Татары остались кочевать в степи неподалеку, и не у кого не хватало смелости и охоты вернуться на места, где, как встарь при половцах, ежечасно можно было ждать набега, не имея надежды найти защиту в городе или у князя.

До татарского погрома главным центром Русской земли оставался все-таки Киев, вокруг которого развёртывались все основные события древнерусской истории. Неизвестно, что случилось бы, останься Киев прежним людным городом. Может быть, кроме Польши, Литвы, Москвы, ещё одним могучим государством было бы больше на земле, и Русь, в конце концов, собралась бы вокруг Киева, а не вокруг Москвы. Татарское нашествие разорило всю Украину, после него она не оправилась, пока не вошла в состав Литовского княжества, между тем как московским князьям татары оказали существенную помощь для основания большого деспотического государства» (9). При взятии Киева была разгромлена конная гвардия местных князей, а также чёрных клобуков. Это о них - предках приднепровских, запорожских казаков, летописи после 1270 г. не упоминают совсем. Далее, вплоть до 1242 г. монголы воевали Волынские земли. В 1246 г. власть монгольского хана признал и Даниил Галицкий. После подчинения Южной Руси Батый двинулся на запад. В битве при Лигнице возле Вроцлава была разбита объединенная армия поляков, венгров и тевтонских рыцарей. На юге венгры проиграли большое сражение под Мохи. Везде при штурме городов монголы использовали местные народы, которых гнали впереди своих войск. Свидетель покорения Приуралья монах Юлиан писал: «Во всех завоёванных царствах они убивают князей и вельмож, которые внушают им опасения. Годных для битвы воинов и поселян, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других... оставляют для обработки земли... И обязывают тех людей впредь именоваться татарами».

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2021/06/18/1198


Рецензии