О чудовищах, которые плавали в океанах

                ***

Созерцая гравюры и карты 16-17 столетий, мы видим  множество морских чудовищ.. Конечно, океан издавна считался стихией, враждебной человеку, где он находится между жизнью и смертью, и часто – ближе к последней.. Глубины океана были неизвестны, его огромные просторы – тоже, и поэтому человек прежних эпох ожидал от него конца земного мира, и начало мира трансцендентного; в океане могли встретиться рай или ад, или земли, населенные волшебными существами – отчего бы там не жить и чудовищам? Это было всего лишь зримое воплощение враждебности огромных масс воды – человеку.. В океане были ураганы, бури, штормы, гигантские волны; океан был населен призраками погибших кораблей; в этой картине мира чудовища – это просто оживотворение неподвластных человеку сил, и языческие боги тут являются дальними родственниками.. Но интересно, как изображаются морские чудища в те времена, когда человечество покидало берега средневековья, и плыло по морю ренессанса и Нового времени, не зная, что пристанет к континенту постмодерна. Волны океана на этих гравюрах – это волны сна; это не океан, но мысли человека об океане до начала пробуждения; также они напоминают пряжу из тонких нитей, и волны проходят по этой пряже, но вот неведомое в любой момент может раздвинуть эту пряжу, и там будет Ничто, и оттуда вынырнет чудовище; природа не терпит пустоты – так и здесь: пустота в нашем представлении, дыра непознанного, тут же зарастет образом неизвестного монстра; и внимание современного человека сразу привлекает облик этих монстров; это вам не Несси, которая просто «чудом сохранившийся плезиозавр»; нет, здесь мы видим сочетание множества несовместимых деталей; морские чудовища могут иметь рога, перепончатые лапы, или даже подобия человеческих пальцев; на их теле могут быть женские груди, «лишние глаза», непонятные выросты, а также крылья; из пасти часто могут торчать большие клыки.. В общем, эти чудовища не так уж далеко ушли от своих собратьев на суше – драконов; только это морская форма, и потому они извергают не пламя, а воду.. По сути, эти морские монстры раннего Нового времени – это еще один вариант химеры: где еще можно найти такое сочетание несочетаемого? Но почему химеры, в которых словно воплотились самые страшные части от разных хищников? Да потому что химерическая форма – это единственная возможность выжить перед лицом страха непознанного; непознанное должно войти в миф, принять привычную форму для сознания того века – и тогда с этим можно жить, и не умирать от ужаса; и знаком этого «одомашнивания ужаса» является то, что у этих морских химер – похожие на человеческие глаза.. И когда человек создает этот великую легенду огромных чудовищ океана, он знает, что эти существа различают святость или грехопадение, и потому могут являться наказанием Божьим, или спасением; и вот мы видим, как св. Брендан служит литургию на спине морского монстра.. И чудовище на этой гравюре не трогает человека, ибо они живут с ним не в мире равнодушных к человеку научных истин, а в мире, который движим Промыслом..


Рецензии
Согласна, что чудовища могут быть символами непознанного, страха перед огромной гладью воды. И, действительно, это именно трансцендентный страх. Потому что Средние века - это время веры в Бога и начала дискуссий о смыслах. Развитие одной схоластики чего стоит. Как я понимаю Новое время - это продолжение активного развития науки, основа которой во многом была заложена монахами в монастырях. Поэтому такое символическое изображение непознанного очень близко по ощущениям.
"Одомашнивание ужаса" - это сильно! Хотя в психологии много намешано и надо на нее смотреть, исходя из онтологии. Но именно так со страхом и работают. Детали в изображении чудовищ, действительно, значимы!
Ну а молитва на рыбе - это конечно кульминация определенная, согласна. Этот образ как единство живого мира и человека перед Богом. Нашему времени, увы, далеко до подобных смыслов. То есть знать и проживать так жизнь можно всегда! Но зачастую поклонение науке в отрыве от Бога, от Того, Кто весь этот мир создал, по мысли которого все эти законы существуют - это плавание на поверхности... Да и христианская, православная вера воспринимается как пережиток прошлого, хотя её глубина неисчерпаема!

Алевтина Ремаркина   10.11.2022 00:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.