Таёжный кодекс

     Бытует  мнение,что охотники народ жестокий ,не знающий жалости ни к чему живому.Чаще всего такое мнение высказывают люди , не знающие природы,но ратующие за её спасение.
    Приехав в таёжный посёлок  Володя Стрельцов, сразу понял ,что таёжный люд живёт по своим неписанным законам,придерживаясь правил и традиций стариков.И чем больше жил он в посёлке,тем больше убеждался в мудрости старых людей,их умении жить с совестью в ладу,когда над тобой не давлеет закон и велик соблазн нарушить его.
   Посёлок жил своей автономной жизнью,независимо от того,что происходило в огромной стране .Сменился строй,а дорог,как не было ,так и не было…не было регулярного автобусного сообщения…не было нормального медицинского обслуживания…скорая помощь не могла добраться до районного центра…а местный фельдшер делала все возможное и невозможное,чтобы спасти человека,попавшего в беду…всё так же пустовали прилавки поселковых магазинов…всё так же уходили в тайгу промысловики и сезонники,чтобы добыть средства на содержание семьи.
   Несмотря на смену нравов,люди в посёлке оставались добрыми и отзывчивыми на чужую беду.
   Первое ,на что обратил внимание Володя,это ничтожно малое количество лесных пожаров.Тайга подступала прямо к огородам и каждый малыш знал и приучался родителями к тому,что если устроить пожар,сгорит всё и дом,и животные ,и школа. Надо было видеть, с каким рвением поднимались на борьбу с огнём все ,с мала до велика ,коли всё-таки случался пожар ,как ребятишки выносили из зоны задымления ёжиков ,прижав к груди,как яростно отбивали пихтовым лапником огонь от кустов с гнёздами птиц.
   В последствии,каждый второй из них становился охотником , с молоком матери впитавшим в себя бережное отношение к тому,что их окружает. Это осознание себя частичкой природы вело их по жизни.
   У Володи тоже подрастал сын ,которого он с пяти лет таскал с собой в тайгу,прививая бережное отношение на своём примере и на примере других.
   А примеров было предостаточно. Жил в посёлке кочегар Вася,работал на буровой,иногда охотился.Буровики – народ вольный,промышляли дичь при каждом удобном случае,особенно птицу.Но стоило добыть тетёрку или глухарку, появлялся Вася и глядя в глаза такому горе-охотнику говорил :
    - Ты , Сашок , чего ,голодный что ли ? Давай я тебе свою долю тушёнки отдам… -
   Смущённый стрелок отводил глаза,мямлил что-то в своё оправдание. А Вася, глядя на него своими честными голубыми глазами, начинал занудно читать лекцию про то,что убив тетёрку в несезон ,тот сгубил выводок и если все будут так делать,боровая дичь исчезнет совсем.При этом глаза его светились такой добротой,что никому и в голову не приходило послать его к чёрту или нагрубить,несмотря на его хилое телосложение. Доходило до того,что буровики, битые жизнью,сидевшие в тюрьме, стыдливо прятали от Васи задетую дробью случайно тетёрку или глухарку даже в сезон,дабы избежать объяснений.
    Сын подрастал и его,как и отца тянуло в тайгу.Каждую весну уходили в тайгу «весну послушать». На плече мальчишки висело ружьё,но он уже твёрдо знал,что стрелять во всё живое нельзя,это не мишени.Бродили по несколько дней без выстрела и хотя охота на уток была открыта,лишь иногда стреляли по селезням. Серёга давно усвоил, что рябчики ,подпускавшие совсем близко,весной запретная добыча.Они охраняют самочку на гнезде,меняя её на время  кормёжки. К тому же петушок учавствует в воспитании потомства.Запрет касался  и глухарок ,которые купались в пыли,избавляясь таким образом от паразитов .При подходе они замирали ,пытаясь оставаться невидимыми.
    Подолгу сидели у ручья ,берега которого заросли черемшой.Ели сало с таёжным луком, не торопясь пили чай ,обсуждали события дня ,Володя разъяснял сыну таёжную науку ,правила поведения в тайге. В сухую ветреную погоду костёр не разжигали,пили чай из термоса. Если жгли костерок ,то тщательно заливали его водой из ручейка.
   Вечерами стояли на тяге вальдшнепов.Лесные кулики тянули с хорканьем кромкой сенокосов с наступлением сумерек.Володя  объяснил сыну ,если птица летит не хоркая, а  только цвиськая,то это самка ,стрелять нельзя. Стреляли очень редко,добыв одну птицу ,просто сидели и слушали.
   Сбитого вальдшнепа в сумерках было очень сложно найти.И это было ещё одно из неукоснительных таёжных правил,обязательно найти битую дичь или добрать подранка.Часами ходили кругами, разыскивая упавшую птицу  , а с наступлением густых сумерек вообще не стреляли.
   Промысловики – народ в тайге не случайный , к ним Володя относил и сезонников, и охотников-любителей со стажем. Отличались они лишь сроками пребывания в тайге.
     А общего было много .Каждый защищал свой участок от порубок ,пожаров и прочих напастей.Существовал негласный свод правил, запретов ,которые соблюдали охотники.
    Проживая по полгода в тайге, Володя расширял этот список с каждым годом.
    Самое страшное для угодий – это пожары. Пересохшая в осеннее время тайга вспыхивает ,как порох и приходилось подолгу,мучаясь от жажды, выбирать безопасное место для костра ,чтобы напиться чаю.С годами Стрельцов перешёл на термос ,удобно и безопасно.
   Другая беда –перепромысел. Охотники тонко чувствуют эту грань ,излом в численности зверя. Умный не станет рубить сук,на котором сидит.Были года,когда приходилось закрывать ловушки уже к январю из-за низкой численности соболя.
    Скучать не приходилось.В такие годы Володя занимался добычей волков,численность которых нужно было регулировать. Волчьи стаи наносили огромный урон популяции лосей ,выбивая молодняк и коров. Тут и там лежали недоеденные туши на радость воронам и росомахам. Но и тут был для молодого охотника запрет. Число добытых волков росло с каждым годом .Давно известно ,что самым эффективным способом является уничтожение выводков на логовах. Но Стрельцов знал,не поднимется рука на волчат потому и не искал логова,ссылаясь на занятость…
   Ремонтируя ловушки в тайге ,на жердочки рубил ёлку ,другие породы,обходя молодые кедрушки.
  Центральная избушка стояла на сухой косе,зажатой между двумя речками.В летнее время здесь жил выводок рябчиков.С наступлением осени становилось шумно и выводок,разбившись покидал привычное место.Лишь пара рябчиков упорно возвращалась к избушке,кадое утро мелодичным свистом оглашая округу. Как бы тяжело не было с приманкой ,Володя их не трогал ,проходил мимо ,делая вид,что не замечает.Со временем они привыкли настолько,что подпускали на 5-7 метров ,высунув голову из под снега ,не желая покидать тёплую лунку.Это соседство радовало охотника ,зимовавшего в одиночестве.
   К рябчику у него было вообще особое отношение.Трудно представить себе тайгу без этой птицы.Численность рябчика резко колебалась по годам,особенно с появлением в угодьях енотовидной собаки,разоряющей кладки,устраиваемые на земле. В годы спада численности ,Володя не стрелял редко вспархивающих птиц .
   Хозяйство было огромное ,требовало массу приманки.Обходился добычей многочисленных тетеревов,кочевавших  большими стаями. Подкравшись ,выбирал петухов-чернышей ,тетёрки были редким исключением,когда была острая необходимость. С начала февраля вообще не стрелял боровую птицу,переходя на тушки белок.
   - Зиму пережили,пускай живут ,весна на носу – говорил он сам себе,полюбовавшись на птиц.
  - На глухаря была своя норма,которую охотник никогда не преступал. Эту древнюю птицу выбивали на дорогах приезжие охотники по осени, куда глухари вылетают поклевать камешки. С наступлением эры высокопроходимой вездеходной техники это явление становилось катастрофическим. С каждым годом Стрельцов уменьшал норму,тревожась за судьбу птицы.
   У избушки прикармливал зимой синичек-гаечек и поползней,дивясь ,как эти крохотные пичужки переносят лютые сибирские морозы. К концу сезона птички клевали крошки с руки и возмущённо пищали ,опережая друг друга.
   Неизвестно откуда на участок зашли две косульки,которые бродили по тайге,оставляя глубокие борозды.Избежать волчьих клыков им помогала река,снег на которой пропитывался верховодкой и замерзал. Помогал и Володя ,устанавливая капканы ,как только серые разбойники начинали настойчиво преследовать копытных.
   Как добыча,попавшие в беду косульки, для Стрельцова не существовали ,как бы голодно не было.
   Среди охотников бытует мнение,что соболь отлично ловится на мясо дятла-желны. Чёрная с красной шапочкой птица сновала по сволам гнилых кедров,но у Володи ни разу не возникло желание выстрелить.
   - И так хорошо соболь ловиться,зачем такую красоту губить напрасно… - рассуждал он.
    Володя  не любил ,когда соболь сидел в самолове живой и приходилось умерщвлять его.Инстинкт охотника и жалость всегда жили в душе охотника рядом.Обнаружив в самолове ,установленном на соболя ,живую белку,выпускал её со словами.
   - Тебя то кто звал,давай улепётывай –
    Это правда было ненадолго ,неугомонная белка зачастую возвращалась к самолову. В конце сезона радовался,закрывая путики,следам соболя,отмечая ,что не нанёс непоправимого урона зверьку.
   В этом был его гуманизм, охотника –промысловика. Суть его в бережном отношении ко всему тому,что даёт тебе природа,чтобы не истощались её запасы.
    Володя Стрельцов замечал, что тяжкий каждодневный труд и бережное отношение к природе всегда вознаграждаются.
   И всё больше и больше осознавал значение таёжного правила « жить с совестью в ладу»….

5.05.2020 г.


Рецензии
Спасибо,Владимир, Иванович. с интересом прочёл Ваш рассказ.
Сам знаю и люблю тайгу по многолетним любительским сплавам по горно-таёжным рекам и шестилетним проживанием в таёжном посёлке в Эвенкии, где работал в геофизической экспедиции.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   01.01.2021 07:34     Заявить о нарушении
Вам спасибо , Анатолий , за отзыв и добрые слова !

С уважением,Владимир.

Владимир Иванович Власенко   01.01.2021 08:15   Заявить о нарушении