Ненастный день

В такую погоду лучше всего с интересной книгой забраться под теплый плед на диване. Дождь лил третий день без перерыва, и уже не верилось, что когда-нибудь он кончится и лето вернётся. Лиля отложила книгу. Как же скучно в такую погоду без интернета! И зачем родители настояли на дурацком «экоотдыхе» в деревенском доме,  доставшемся папе по наследству от какой-то неизвестной троюродной тётки?
В доме царила сонная скучная тишина. Папе пришлось на неделю вернуться в Москву, вызвали на работу. Мама поехала с соседями в райцентр за продуктами. Вдруг  нудную песенку дождя разорвала резкая нота. Скрипнула калитка, которую папа всё собирался смазать, да руки не доходили. Неужели мама так быстро вернулась? Лиля глянула в окно. Нет, не мама. Какие-то незнакомцы. Два парня и девочка, чуть старше Лили, лет пятнадцати-шестнадцати, с удивлением разглядывали участок и дом. Переговаривались, словно спорили о чём-то. Наконец один из парней, невысокий и худенький, отмахнувшись от пытавшейся его удержать девочки, решительно направился к дому. Через секунду раздался стук в дверь
Немного поколебавшись (в городе она ни за что не открыла бы дверь незнакомцам), Лиля спросила: «Кто там?»
- Здравствуйте. Простите за вопрос, вы этот дом на лето снимаете?
- Нет, - ответила Лиля, - это наш дом.
- Ваш? – удивился незнакомец. – Но…Но он же заброшенным стоял.
- Стоял, - подтвердила Лиля, - с тех пор, как умерла двоюродная бабушка моего отца. Его тётка, дочка бабушки, всё хотела продать дом, да покупателя не нашлось. А в прошлом году тётка тоже умерла, дом папе завещала.
Лиле надоело разговаривать через дверь. Она с трудом отодвинула старинную щеколду и оказалась лицом к лицу с незваным гостем. Точнее, гостями, потому что на крыльце стояли оба парня и девочка. Их кроссовки и ветровки промокли, наверное, насквозь. Вид у всех, особенно у девочки, был совершенно озябший.
- Что ж на пороге разговаривать, - неожиданно для самой себя сказала Лиля, - заходите в дом, я вас чаем напою. А вы расскажете, зачем к нам пожаловали.
Второй парень, высокий и темноволосый, рассмеялся. Девочка посмотрела на него укоризненно и поблагодарила Лилю:
- Спасибо. Не обращай на него внимания, он вечно так…
- Ничего не так. Просто мы как будто в сказку попали. – и продолжил Лилиным голосом. – «Зачем к нам пожаловали?»
Лиля рассмеялась. Через полчаса ребята, действительно, промокшие до нитки, сидели за столом в одёжках из папиного и Лилиного гардероба и пили чай с конфетами и печеньем.
- Мы в одном классе учимся, - рассказывала Настя, - в одиннадцатый перешли. В прошлом году у нас тут поблизости трудовой лагерь был. И однажды, так получилось, мы вчетвером, Виталька, Кирилл, я и моя подружка, Соня, попали в эту деревню.
На слове «попали» Настя немного «споткнулась», Виталик выразительно хмыкнул, а Кирилл сказал:
- Да говори уж, как есть, чего скрывать. Сбежали мы во время тихого часа. Свободы захотелось. Думали, не хватятся нас, но хватились. Чуть не выперли из лагеря до окончания смены.
- Но к делу это не относится, - поспешила сменить тему Настя, - так вот. Когда мы из лагеря уходили, солнце светило, а как до деревни дошли, полил дождь. И мы решили укрыться тут, в этом доме.
- Он открытый был, дверь просто снаружи бревном припёрта, - вставил Виталик.
- Тут было сыро, пыльно, и грязно, - продолжила Настя, - но всё равно лучше, чем на улице под дождем. Мы стали всё рассматривать…
- Ага, типа в археологов играть, - перебил Настю Виталик, - и полезли на чердак.
- Ты туда лазила? – спросила Кирилл.
- Нет, - Лиля с сожалением качнула головой, - я хотела, но папа не разрешил. Сам  сунулся, и тут же обратно. Там пыль и грязь, нам не до чердака было, дом бы в порядок привести. Еще он что-то про перекрытия говорил, сомневался, надёжные ли они. В общем, сказал, чтоб я туда не лезла. Да и зачем мне в пыли ковыряться?
- Да уж, - солидным тоном, явно пародируя кого-то, протянул Виталик, - мы ленивы и нелюбопытны.
Настя ткнула его в локтем в бок и ободряюще улыбнулась Насте.
- А мы залезли, - продолжил Кирилл, - там, и правда, пыльно и грязно. Но танки грязи не боятся. В общем, мы там нашли кое-что…
Кирилл замолчал, словно испытывая Лилино терпение. Неизвестность всегда волнует наше воображение. У Лили перед глазами тут же замелькали сундуки с пиратскими сокровищами, упрятанные от любопытных глаз старинные наряды, диадемы. А, может, на сундуке хранятся книги в кожаных переплётах? Лиля перевела взгляд с лица  молчащего, как партизан,  Кирилла на рамочку с фотографиями за его спиной на стене. Папа оставил фотографии старых хозяев, сказал, так правильно. Чёрно-белые, выцветшие, но даже на них видны простые лица с морщинами, натруженные руки, смешные платки, тёмные юбки и убогие костюмы. Какие сокровища? Какие наряды?
- И что же вы нашли? – прервала молчание Лиля.
- Треугольники, - сказал тихо Кирилл.
- Треугольники? – Лиля растерялась. – Какие треугольники?
- Письма, - пояснила Настя, - ну, знаешь, письма с фронта, их солдаты складывали треугольником. Я потом в интернете нашла объяснение, почему именно треугольник. Конвертов, оказывается, не хватало. И еще это с проверками было вязано, с цензурой.
Пока Настя говорила, Кирилл полез в карман и достал из него файл с пожелтевшим, сложенным треугольником листочком бумаги, испещрённым чернильными корявыми буквами.
- Вот он, треугольник. Я взял один.
Лиля осторожно вынула письмо из файла. Ей казалось, что она держит руками бабочку, но не живую, а засохшую, из тех, что любители накалывают на булавки и вставляют в рамочку под стекло.
- Скуратовский район, Петровых Валентине Фёдоровне, - прочитала вслух Лиля, - это папиной бабушке, от мужа, наверное.
- Наверное? – на этот раз совершенно серьезно повторил Лилины слова Виталик.
- Я ничего о ней не знаю. Почти. - смутилась Лиля и посмотрела на Кирилла. - А зачем ты взял треугольник?
- Не знаю, - Кирилл отвёл глаза, - просто сунул в карман, даже ребятам ничего сразу не сказал. Потом уже признался. Мне не по себе было, что они так лежат, на чердаке, в пыли. Хорошо еще в коробке, из-под конфет, что ли, металлической. А то бы сгнили все от сырости.
- Мы поэтому и вернулись, - объяснила Настя, - хотели забрать все письма. Куда потом их деть, еще не решили. Только поняли, что оставлять их там нельзя.
Лиля встала и, накинув висящий на веранде папин дождевик, распахнула входную дверь.
- Ты куда? – окликнула её Настя.
- За стремянкой. Она в сарае, - ответила Лиля.
- Мы поможем, - сказал Кирилл.
Все вместе они вышли на крыльцо и пошли к сараю, не замечая, что дождь кончился и сквозь обессилившие тучи пробиваются первые лучи отдохнувшего солнца, падая на промокшую траву, листья яблонь и порхающую вокруг немудрящих цветов в палисаднике бабочку.


Рецензии