Рюрик Ивнев

 Рюрик Ивнев (настоящее имя Михаил Александрович Ковалев) родился в Тифлисе в феврале 1891 г. в дворянской семье. Его отец, капитан русской армии, служил помощником военного прокурора Кавказского Военно-Окружного суда. После его смерти в 1894 году семья переехала в город Карс, где мать получила должность начальницы женской гимназии. С 1900 по 1908 г. Михаил учился в Тифлисском кадетском корпусе.  В 1913 г. он закончил юридический факультет Московского университета, после чего начал  службу в Канцелярии государственного контроля.

Ранние литературные опыты Михаила Ковалева пришлись на годы обучения в кадетском корпусе. В 1909 г. появляется его первая публикация в коллективном "Студенческом сборнике". В 1912 г.  Михаил вошел в группу эгофутуристов Игоря Северянина и стал часто печататься. В 1913 г. под псевдонимом Рюрик Ивнев вышла его первая книга стихов "Самосожжение" (Откровения)". Она была отмечена критикой, молодой поэт приобрел известность. Перед ним распахнулись двери гостиных и литературных салонов. В 1915 г. состоялось знакомство Ивнева с Есениным. В 1916 г.  вышел сборник "Золото смерти".

Февральскую революцию Рюрик Ивнев встретил восторженно. Поэта захватила политическая деятельность. На одном из митингов он познакомился с Луначарским и после Октября стал его секретарем. В 1918 г. Ивнев переехал в Москву, где на короткое время примкнул к Есенину, Шершеневичу и Мариенгофу, образовавших группу имажинистов.  В 1919 г. он объявил  о своем выходе из Ордена имажинистов из-за "полного несогласия с образом действия этой группы". Летом 1919 г. Ивнев в составе агитпоезда имени Луначарского ездил по стране с выступлениями. Затем он уехал в Тифлис, откуда за доклад "Ленин и Россия" был выслан грузинским правительством. Вернувшись в Москву, Ивнев по инициативе Луначарского был избран председателем Всероссийского Союза поэтов. В 1920 г. он опять примкнул к имажинистам. В издательстве Ордена имажинистов в 1921 году вышел новый сборник стихов Ивнева "Солнце во гробе", составителем и редактором которого был Сергей Есенин.

В 1925 г. Ивнев побывал в Германии, потом работал во Владивостоке в издательстве "Книжное дело", в 1927 г. посетил Японию. Во второй половине двадцатых годов он выпустил эпическую трилогию "Жизнь актрисы", в которую вошли романы "Любовь без любви" (1925), "Открытый дом" (1927) и "Герой романа" (1928).  В конце тридцатых Ивнев работал над автобиографическим романом "У подножия Мтацминды". С 1936 г. он жил в Тбилиси, в 1950 г. вернулся в Москву.

После окончания Великой Отечественной Войны Рюрик Ивнев обратился к прошлому России и выпустил исторические хроники: "Трагедия царя Бориса", "Сергей Есенин", "Емельян Пугачев". В последние годы жизни он работал над мемуарами. Много внимания поэт уделял переводам, в частности, перевел поэму Низами «Семь красавиц» и эпос осетинского народа «Нарты».

Умер Рюрик Ивнев в феврале 1981 г. за три дня до своего девяностолетия.

x x x

В твоих глазах волнуется Нева,
И в них туман, как будто дым табачный.
Я полюбил тебя за книжные слова
И запах кожи, легкой и прозрачной.

Как Петербург еще недавних дней,
Ты мне несешь свое воспоминанье.
Аничков мост, и силуэт коней,
И всадников железных содроганье.

А там зима. И в мытнинской глуши
Огромный дом и небо, будто чаша.
Ночь. Тишина. Как чудно. Ни души.
И город весь как бы усадьба наша.

Чего же ты волнуешься, душа,
И мечешься в такой тоске и боли?
О, Боже, Боже, если б Ты решал
Все наши споры не на бранном поле.

1910

х х х

Смольный

Довольно! Довольно! Довольно
Истошно кликушами выть!
Весь твой я, клокочущий Смольный,
С другими — постыдно мне быть.

Пусть ветер холодный и резкий
Ревет и не хочет стихать.
Меня научил Достоевский
Россию мою понимать.

Не я ли стихами молился,
Чтоб умер жестокий палач,
И вот этот круг завершился,
Россия, Россия, не плачь!

Не я ль призывал эти бури,
Не я ль ненавидел застой?
Дождемся и блеска лазури
Над скованной льдами Невой.

Чтоб счастье стране улыбнулось,
Она заслужила его.
И чтобы в одно обернулось
Твое и мое торжество.

Довольно! Довольно! Довольно!
Кликушам нет места в бою.
Весь твой я, клокочущий Смольный,
Всю жизнь я тебе отдаю!

1917

x x x

Постигну ли чудесное смиренье,
Как складки ветерка в лесной глуши,
Приму ли кровью вечное мученье.
И узких глаз холодное глумленье
Над наготой взволнованной души?

Но, Боже мой, как трудно мне, как тесно.
Дыханьем править, грудью шевелить,
Кривить душой в тюрьме моей телесной,
Ловить губами воздух пресный
И кожу влагою поить.

1920


Рецензии