Бабушка в окошке

Из сборника судебных очерков "Сумка экспедитора" цикла "Криминальная провинция"

Только после внимательного изучения внешнего вида покупателя, пенсионерка принимала решение о реализации своего опасного товара.
…Что ни говори – легки на выдумку современные винокуры. Каких только названий не придумают они для своей продукции, выставленной в изобилии на витринах вино – водочных отделов торговой сети?!
Но есть определенный слой потребителей алкоголя, для которых существует лишь два его вида. И если не хватает денег на поход в магазин, то ноги сами несут их по маршрутам, ведущим к торговцам куда более дешёвой, чем в официальном обороте, водкой. Так называемой «палёнкой» –  суррогатного спиртного, произведённого незаконным образом из того, что оказывается под рукой у организатора подпольного шинка.
Подобным образом, не хватило однажды на «казёнку» и у Галины Луниной. Всего и было у неё 50 рублей на собственное угощение, а по такой цене на фирменную водку рассчитывать не приходилось. Так что отправилась женщина на ту улицу частного сектора заречной части Бийска, откуда уже  возвращались не с пустыми руками некоторые из её знакомых. Они и поделились координатами «бабушки Веры», не отказывавшей в товаре даже тогда, когда на вечерней улице хоть глаз коли. 
Правда, к себе в дом торговка никого не приглашала, а заказы принимала исключительно через окно, служившее своеобразным прилавком. Туда и постучалась Лунина, когда оказалась в нужном дворе. Свет в окне разом потух. Но было видно, по колыханию шторки, что изнутри Галину внимательно рассмотрели.
Результат такого поверхностного знакомства хозяйку, видимо, устроил. Потому что вдруг раздался металлический звук отпираемого шпингалета. После чего створка рамы пошла в сторону и уже из образовавшегося оконного проема на посетительницу глянули внимательные глаза пожилой женщины.
Вопросов она не задавала, просто взяла, протянутую через подоконник, купюру, ненадолго скрылась внутри жилища. Обратно же вернулась со стеклянной поллитровкой, наполненной прозрачным содержимым. И все так же – без слов, подала её на улицу покупательнице.
Ощущая вес бутылки, гостья, не скрывая радости от совершенной сделки, на всякий случай всё же поинтересовалась качеством товара. И только тогда, прежде чем захлопнуть раму, «бабушка Вера» ворчливо похвалила питьё, по её словам, ни в чем не уступающее водке из магазина.
И все же старушка обманула. Об этом Галина догадалась тем же вечером, когда плеснула из бутылки себе в стакан и отведала этиловый спирт, больше чем на половину разведенный водой.
Сначала резкий ацетоновый запах, наряду с откровенным химическим привкусом заставил пожалеть о случившемся. А потом уже было не до раскаяния. Внезапно стало очень плохо.
Тошнота и рвота продолжались почти всю ночь. Даже наутро всё ещё отчаянно болела голова, отказывали слушаться ноги. И такая обида легла камнем ла за сердце Галину, поверившую в искренность слов «бабушки Веры», что едва придя в себя, она взяла паспорт и отправилась в ближайшее отделение полиции, чтобы посчитаться с отравительницей.
Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями все поняли с первых же слов. Они не просто приняли от посетительницы заявление относительно случившегося, но и подробно расспросили о приметах продавщицы. А так же записали адрес, по которому та занимается своей противоправной деятельностью.
Когда же заявительница ушла,  офицеры решили, не мешкая, дабы предотвратить очередное возможное отравление суррогатом спиртного, немедленно провести оперативное розыскное мероприятие, на юридическом языке именуемое  «проверочная закупка».
Опыта оперативникам было не занимать. Они сумели оценить внешний вид посетительницы. Так что своего помощника постарались отыскать в той же самой среде. В обществе людей, испытывающих финансовые трудности, в том числе  из-за своего пристрастия к алкоголю.
Таким  оказался безработный Илья Доронин. После того, как услышал историю про Галину Лунину, чудом избежавшую более тяжелых последствий, кроме жуткого похмелья, он охотно согласился исполнить роль «закупщика». Тем более, что и особо готовиться в ней ему не было нужды: щетина на давно не бритом лице, потрепанная куртка, кепка с поломанным козырьком и разбитые от долгой носки, ботинки, должны были полностью соответствовать тому дресс-коду, которого, судя по рассказу Луниной, придерживалась злоумышленница, когда перед общением с покупателем, внимательно разглядывала его через окно.
И все же, для надежности, днём проведя наблюдение за домом, направили своего добровольного помощника по нужному адресу лишь с наступлением вечерних сумерек.  В то же самое время, когда и Галина, по её словам, сделала свою покупку, едва не ставшую для неё роковой.
С собой Доронину дали пятидесятирублёвую купюру, предварительно откопированную на ксероксе и занесённую в протокол мероприятия.
Он так же вошел во двор через не запертую калитку, просительно постучал в окно кулаком и некоторое время ждал, глядя на колыхание занавески, когда его внешность будет досконально изучена.
Подозрения и этот покупатель не вызвал. Приняв у него деньги, старушка в ответ выдала стеклянную ёмкость с прозрачной жидкостью и на том процедура была для неё окончена. А вот Илье еще нужно было сделать подробный отчёт о проделанной работе.
Вернувшись к автомобилю, в котором его дожидались сотрудники правоохранительных органов и понятые, Доронин написал заявление о добровольной выдаче покупки и предоставил поллитровку на процедуру опечатывания пробки на горлышке для будущей отправки содержимого на экспертизу.
После этого экипаж полицейской машины, вместе с понятыми уже открыто пожаловали в дом к «бабушке Вере», или, как значилось по официальной регистрации – Вере Николаевны Капустиной.
Увидев в окно, постучавшихся в её калитку сотрудников правоохранительных органов, пенсионерка сама вышла навстречу. Поджав обидчиво тонкие губы, выслушала объяснение по поводу, только что проведенной с её участием, контрольной закупки. Но возражать против осмотра места происшествия не стала.
Правда, настроение у неё ухудшалось все больше и больше, по ходу процедуры досмотра. Сначала была найдена и приобщена к материалам дела купюра номиналом в 50 рублей. Та самая –  с известными полицейским данными –  серией и номером. А затем появилась на свет литровая пластиковая бутылка, прозрачное содержимое которой резко пахло ацетоном. 
Впоследствии экспертиза установила, что в обеих ёмкостях – найденной в доме у старушки и проданной ею Илье Доронину, находилось одно и то же вещество – водный раствор этилового спирта крепостью 42 процента. По содержанию сивушных масел и наличию примесей ацетона оно не соответствовало требованиям ГОСТ Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия».
Более того, специалисты точно установили, что эти образцы не отвечали и требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей в качестве пищевого продукта. Не было у Веры Николаевны и документов, дающих ей законное право на реализацию спиртных напитков.
Только она и не стала ни в чем запираться. Написала заявление о своей явке с повинной, в котором поведала о том, что пятилитровую бутыль с техническим спиртом приобрела за 500 рублей у незнакомой женщины, навестившей её на машине при реализации своего специфического груза. После чего, пенсионерка разбавила приобретение водой и пустила в продажу, успев реализовать значительную часть своего фальсифицированного алкогольного товара.
В итоге привлекли обвиняемую к уголовной ответственности за действия, связанные с производством, хранением, перевозкой в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья.
В качестве смягчающих вину обстоятельств были учтены преклонный возраст, состояние здоровья Веры Капустиной и её активное способствование раскрытию и расследованию преступления. Так что осужденной назначили наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Выплатить его она должна в течение десяти месяцев: по две тысячи рублей с каждой своей пенсии.


Рецензии