Шайх-зада ал-Цахули - лезгинский богослов
«1) Появилась эта 2) могила покойного, прощенного [Аллахом], 3) [нуждающегося] в милости Всевышнего Аллаха Шайх-зада, 4) сына шайх [Бадира?] [из] потомков (авлад) пир Сайфа, 5) – да простит всех Аллах! [В дату по] хиджре пророка: 6) тысяча сто двадцать третий год».1123 г. хиджры начался 18 февраля 1711 г.
Не исключено, что в надписи указано не настоящее имя владельца эпитафии, который был представителем потомственной духовной элиты, а его прозвище. «Шайх-зада» буквально переводится как «сын шайха». Принимая во внимание тот факт, что отец владельца эпитафии также назван шайхом, это предположение не лишено оснований. Впрочем, возможно также, что «Шайх-зада» является личным именем покойного. Имя его отца читается неуверенно.
Предположительно, это имя Бадир (Бедир). В надписи особо подчеркивается родство владельца эпитафии с его предком по имени пир Сайф, который был, вероятно, авторитетным духовным деятелем. Мы полагаем, что пир Сайф был суфием. По всей видимости, он жил не позже конца XVI — первой половины XVII в., т.е. во время очередной волны распространения в Дагестане суфийских идей, прежде всего, тариката Халватийа. Судя по дате смерти, Шейх-зада был современником известного суфийского деятеля региона — суфи Давуда ат-Тпиги, мавзолей которого в селении Тпиг датирован 1702–03 г.
К югу от Рича, в местности ЧIирил-Хьибуйсал, у дороги, ведущей в селение Бедюк Агульского района, расположено небольшое святилище, также связываемое в народе с именем Шайх-зада. Квадратный в плане пир имеет размеры 177х177 см. Высота пира вместе с навершием составляет 165 см. В кладку навершия вмонтирована старая плита размерами 23х19 см. По краю плиту окаймляет лента с зигзагообразным геометрическим орнаментом, образующим треугольники. В нижней части плиты имеется также широкий орнаментальный фриз с мотивом «плетенка». Схожий мотив зафиксирован на мавзолее суфи Давуда в селении Тпиг. Врезной текст из 5 строк нанесен почерком насх. Перевод:
«1) Владелец этого мавзолея (кубба) Шайх-дада, сын Шайха [из] потом- 2) ков пир Сайфа. Он умер [в] этом месте, [когда] возвращался 3) в [свою] область (билад), в селение Цехюл (карйат Цахули) и был похоронен [в] Рича (ар-Риджали). Построил (бана) этот 4) мавзолей Кулбан, сын Йа‘куба, в страхе перед адом, 5) желая рая, – да простит его и всех Аллах!».
О духовном деятеле Шейх-зада в сел. Рича сохранились крайне скудные сведения. Данная строительная надпись и эпитафия на месте захоронения Шайх-зада проливают свет на время и обстоятельства его смерти, а также происхождение и родословную. Рассматриваемая надпись была составлена после смерти Шайх-зада в 1711–12 г. Из текста следует, что пир был сооружен на месте смерти шайха при его возвращении на родину, в селение Цехул (лезг. Зухул). В надписи зафиксировано самое раннее письменное упоминание селения Цехул. Это лезгинское селение расположено в низовьях реки Самур, на его правом берегу.
На рубеже XVII–XVIII вв. земли южнее Самура и Главного Кавказского хребта продолжали по традиции именовать Ширваном. Отсюда сохранившиеся в сел. Рича отголоски предания о ширванском происхождении Шайх-зада. У нас нет сомнений в том, что он был суфием. Судя по всему, какое-то время этот исламский проповедник, происходящий из семьи потомственных духовных деятелей-суфиев, находился в сел. Рича с духовной миссией. Можно предположить, что эта миссия заключалась в распространении исламских знаний и суфийских идей братства Халватийа, последователями которого, предположительно, был сам Шайх-зада, его отец и предок (возможно, дед) по имени пир Сайф. О личности последнего ничего не известно. В других источниках пир Сайф не упоминается. Возможно, какие-то сведения о нём сохранились в Цехуле, других лезгинских селениях Кусарского района и на территории Азербайджанской Республики в целом. На сегодняшний день нам был известен только один богослов выходец из сел. Цехул – Алискер-хаджжи ал-Цахули.
Вероятно, по окончании своей миссии Шайх-зада принял решение возвратиться в родные края. Его путь из сел. Рича к низовьям Самура пролегал по наиболее удобному тогда маршруту, предполагающему вначале выход к верховьям Курах-чая, а затем спуск вниз по долине этой реки. Однако, преодолев лишь несколько километров пути, Шайх-зада умер. Организатор строительства мавзолея (Кулбан, сын Йа‘куба) мог быть его последователем (муридом). Очевидно, он был жителем Рича.
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
АТ-ТПИГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Тпиг (агул. Типагъ, ныне райцентр Агульского р-на).
АТ-ТПИГИ, ДАВУД — южнодагестанский богослов из агульского селения Тпиг, чей мавзолей датирован 1702/03 г. Предположительно последователь братства Хальватийа.
АЛ-ЦАХУЛИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Цехул Кубинского уезда (Зухул; лезг. ЦIехуьл), ныне сел. Зухул Кусарского района Азербайджана.
АЛ-ЦАХУЛИ, ШАЙХ-ЗАДА ИБН БАДИР Б. ШАЙХ Б. ПИР САЙФ АР-РИДЖА (не позже конца XVI – первой половины XVII в.) — суфий, лезгинский богослов из сел. Цехул (лезг. ЦIехуьл, ныне сел. Зухул Кусарского района Азербайджана). Похоронен в сел. Рича Агульского района Дагестана. Происходил из семьи потомственных духовных деятелей-суфиев, находился в сел. Рича с духовной миссией. Предположительно состоял в братстве Хальватийа. Судя по дате смерти, Шайх-зада был современником известного суфийского деятеля региона – суфи Давуд ат-Тпиги (ум. ок 1702/03).
АЛ-ЦАХУЛИ, АЛ-ХАДЖЖИ-’АЛИ АСГАР (АСКЕР?)-ЭФЕНДИ (АЛ-ХАДЖЖИ АСКЕР или АЛ-ХАДЖЖИ АЛИСКЕР) АЛ-КУБАЛИ — суфийский шайх времён Кавказской войны, родом из сел. Цехул (лезг. ЦIехуьл) Кубинского уезда (ныне сел. Зухул Кусарского района Азербайджана); мусульманский богослов из г. Куба. Активный проповедник тариката на сопредельный с современным Дагестаном территориях. Ал-Хаджжи Алискера ал-Кубали, современники без преувеличения называют «создателем нового учения», «творцом муридистского тариката». Так А.Р. Фадеев, в своих «Письмах с Кавказа» нам сообщает, что последователи мистицизма держались в то время тариката бухарского шайха Баха ад-дина Накшбанда (1318–1389): «При Шамиле, наконец, два человека, Джемал-Эддин, кавказский святой, и беглый кубанский (выходец из г. Куба, Северный Азербайджан — прим. автора) мулла Гаджи Алискер, — выработали из этих материалов новый тарикат, полный и стройный, самый строгий для последователей, исполненный ненависти и самый прожигательный из всех доныне существовавших. Эти два человека были в горах вроде настоятелей всех полных последователей зикира, то есть зикира с джазмой, с обмороком, составлявших особый кружок даже между муридами. С падением Шамиля исчез и зикир, по крайней мере из публичного преподавания; многие держались его втайне». Из «Письма» становится ясно, что после поражения имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871), возрождением идеологии муридизма (в докладах царских чиновников фигурирует как «новое учение») на Кавказе занимались известный шайх Джамал ад-дин ал-Гумуки (1788/92–1866) — ученик лезгинского шайха Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838), и некто ал-Хаджжи-Алискер ал-Кубали из г. Куба (ныне город в Северном Азербайджане), ранее никому не известный религиозный деятель. Уже в 1860 г. на Кавказе внесена была новая проповедь муридизма с усовершенствованиями и сопряженного с ней «шамилевского тариката». В исторической литературе зафиксировано несколько религиозных деятелей и этим именем. Определить идёт ли речь об одном и том же человеке ил о разных личностях, довольно-таки сложно, хотя и присутствуют в их биографиях схожие факты. Так нам еще известен Алискер-хаджжи — лезгин из селения Цехул Кубинского уезда (ныне сел. Зухул Кусарского района Азербайджана). В те годы XIX в. он (к слову, как и ал-Хаджжи-Алискер) поехал вместе с шайхом Мухаммадом ал-Йараги (ум. 1838) в Аваристан. Был калекой, (после тяжелой болезни, у него были отняты ноги) 40-е годы XIX в., ходил на четвереньках и выискивал с риском для своей жизни, останки муридов, которые участвовали в боях в сел. Ахульго (ныне Унцукульский район Дагестана). Алискер-хаджжи извлекал и производил захоронения. Кроме того, до нас дошли сведения еще об одном религиозном деятеле из сел. Куруш (ныне Докузпаринский район, Южный Дагестан) — Малла Алискер, который также, как и ал-Хаджжи Алискер упоминается в числе последователей шайха ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Кюрдамири (ум. 1847/48) и Мухаммад ал-Йараги в Ширване.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
ПИР (перс.) — является эквивалентом арабского шайх и употреблялось в Южном Дагестане для обозначения суфийских деятелей, шейхов и праведников, а также святилищ. В эпитафии отсутствующая в арабском языке буква «п» передана посредством так называемой «аджамной» графемы <;> с дополнительными точками.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
РИЧА (агул. Ч;аъ) — село в Агульском районе Дагестана (Россия). Административный центр сельсовета «Ричинский», в который входит также село Бедюк.
ЦЕХУЛ (Зухул; лезг. ЦIехуьл) — лезгинское село, расположенное ныне в Кусарском районе Азербайджанской Республики, по соседству с сел. Гарах Магарамкентского района РД. Обращает на себя внимание, что название селения приводится в надписи обнаруженной в сел. Рича в соответствии с его лезгинским произношением. Отсутствующий в арабском языке звук «цI» передан в надписи посредством так называемой «аджамной» графемы <;> с тремя точками сверху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закарияев З.Ш., Гасанов М.А. Эпиграфика XII–XVIII вв. Из агульского селения Рича: новые данные // История, археология и этнография Кавказа. Т. 16. №1. 2020. С. 6–49.
Свидетельство о публикации №220050600550